Поет Ростовский камерный хор
Хоры без сопровождения
составитель Ю. Васильев
“Советский композитор”, 1988г.
номер с8179к
(pdf, 6.33 Мб)
содержание:
Ростовский камерный хор
В 1970 г. Ю. И. Васильев собрал на первую репетицию небольшую группу
студентов Ростовского государственного музыкально-педагогического института.
Не только тех, кто уже имел специальную певческую подготовку, — рядом
с вокалистами и дирижерами-хоровиками рассаживались будущие композиторы,
музыковеды, пианисты. Брали талантливых, но требовались не только музыкальность,
тонкий вкус, а еще и любовь к пленительному своеобразию а'капелльного
звучания, его гибкому, без внешней броскости, эмоциональному богатству.
Первой, строгой школой для тогдашнего камерного ансамбля стала музыка
эпохи Возрождения. Орландо Лассо, Палестрина, Джезуальдо, Монте-верди
— их произведения требовали кропотливейшей работы над точностью звукоизвлечения,
над тембровым равновесием и многим еще, что входит в понятие хорового
профессионализма.
Шло время, крепло мастерство, расширялся репертуар. Все чаще в программы
включались народная музыка, памятники старинного певческого искусства,
хоровая классика, произведения современных советских и зарубежных авторов.
Ансамбль, переросший уже в камерный хор и насчитывающий около 30 исполнителей,
ставил перед собой все более сложные художественные задачи. В концертах
зазвучала музыка Г. Шютца и И. С. Баха, Д. Бортнянского и С. Рахманинова,
Г. Свиридова и Р. Щедрина.
(Камерный хор становился известным не только в Ростове. Он выезжал на
все более сложные и ответственные гастроли. Его слушали в Москве и Ленинграде,
Горьком и Ереване, Пятигорске, и Владимире. Этот любительский коллектив
завоевывал прочную профессиональную репутацию. «Внутренняя сосредоточенность,
детализация фразировки и нюансировки — эти типичные черты камерного пения
в полной мере присущи исполнительской манере коллектива». Кроме того,
«.безупречная ансамблевая слаженность, интонационная чистота, стилистическая
точность исполнения», — так писала о хоре «Музыкальная жизнь» (№ 1, 1980
и № 4, 1982). После концерта в Малом зале Московской консерватории И.
С. Козловский сказал: «Вы — наша радость. За исполнение такого сложного
репертуара— низкий вам поклон».
В 1981 г. коллективу было доверено представлять советское хоровое искусство
на Международном XX конкурсе в Италии, в творческом соперничестве с любительскими
камерными хорами из Аргентины, Польши, Швеции, Чехословакии, Румынии,
Филиппин (некоторые из них уже завоевали к тому времени мировую известность).
Две программы, согласно условиям, представил Ростовский камерный хор —
полифоническую, составленную из музыки Ренессанса и отечественной классики,
н фольклорную. Слушатели, до отказа заполнившие зал, были единодушны,
так же как и жюри во главе с итальянским композитором Гофреде Петрасси.
В итоге — почетное второе место в обоих разделах, высокое звание лауреата.
А потом выступления на празднике хорового искусства в Гориции, на хоровом
фестивале в Милане, на многолюдном празднестве газеты итальянских коммунистов
«Унита».
Но недаром народная мудрость гласит, что дорога, пройденная легче той,
что еще предстоит. Это прекрасно понимает весь коллектив и особенно его
бессменный глава, ныне заведующий кафедрой хорового дирижирования Ростовского
государственного музыкально-педагогического института, член правления
Ростовского отделения Всероссийского хорового общества Юрий Иванович Васильев.
Перед ними и новые труды, и возросшая ответственность— творческая, гражданская.
У коллектива сложился славный обычай. Он как-то по-особенному бережно
внимателен к новинкам донской хоровой музыки. Специально для него написаны
и им впервые исполнены цикл на стихи М. Цветаевой Виталия Ходоша и его
же камерная кантата на стихи Н. Некрасова; Леонид Клиничев посвятил ему
«Времена года», парафраз круговорота природы на стихи А. Пушкина; Владимир
Красноскулов здесь впервые услышал три хора на стихи Р. Гамзатова.
Нелегким был путь камерного хора Ростовского государственного музыкально-педагогического
института и Ростовского отделения Всероссийского музыкального общества
от энтузиазма вначале, через длинный и трудный искус ученичества к праздникам
выступлений, к радости сопереживания.
Удачи тебе, Ростовский камерный хор!
Е. Шевляков, кандидат искусствоведения