А.Руднева - Русский народный хор и работа с ним

Пособия

пособие предназначается
для руководителей хоров художественной самодеятельности.
В работе даны определяющие признаки народных музыкально-поэтических произведений, освещен процесс создания хоровой многоголосной партитуры на основе мелодии песни, особая глава посвящена репертуару хора. Автор ставит вопрос о необходимости музыкального образования в народных хорах

 

 

Как работать с хоровыми произведениями
Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» №14
А.Руднева
Русский народный хор и работа с ним
"Советская Россия", 1974г.

содержание:

 

 

Слово «народный» употреблялось в прошлом и употребляется сейчас как категория эстетическая, оценивающая значительность произведения искусства.
Понятие народности искусства было широко освещено еще в прошлом столетии русскими революционными демократами — Белинским, Чернышевским, Добролюбовым. «Всякая поэзия только тогда истинна, когда она народна, т. е. когда она отражает в себе личность своего народа». «Народность.. сделалась теперь высшим критериумом, пробным камнем достоинства всякого поэтического произведения и прочности всякой поэтической славы»,— писал Белинский.
Но существует еще другое значение слова «народное» — как категория жанровая. Оно не исключает категорию эстетическую, но ограничивает круг художественных произведений. Художественные произведения, рожденные и бытующие среди широких народных масс, нередко определяются словом «народные» в отличие от произведений, созданных поэтами и композиторами-профессионалами, имена которых известны. Это многочисленные образцы устной поэзии и музыки прошлого (сказки, поговорки, пословицы, былины, песни — лирические, трудовые, свадебные, хороводные, революционные) и настоящего (частушки, песни гражданской и Отечественной войн, современные трудовые и бытовые песни, сказы, легенды). Исследования показывают, что и у этих произведений были творцы, имена которых остались неизвестными.
Поскольку в поле зрения автора этой книги находятся в равной степени произведения, дошедшие до нас из глубины времен, и произведения, отражающие современность,— мы под понятием «народное творчество» будем иметь в виду и процесс создания нового, рождаемого в массе трудового народа (это имеет отношение к современности), и процесс бытования и творческой переработки в широких народных массах уже созданного произведения (это имеет отношение к произведениям старины).

* * *

Для определения народности произведения и понятия «народное творчество» в целом существует не один, а несколько характерных признаков.
Основным, главным признаком народности произведения является содержание, отражающее жизнь, мысли, чувства, идеи трудового народа, ибо народ, создающий материальные и духовные ценности,— творец своей истории. Во все исторические времена, при разных общественных формациях трудящиеся массы отражали свои идеи в немеркнущих произведениях поэзии и музыки. Еще до Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин писал, что в буржуазном обществе «в каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую».
Народное творчество в дореволюционной России — это демократическое творчество, несущее зачатки идей великих социалистических преобразований. После Великой Октябрьской социалистической революции, когда пролетариат взял власть в свои руки, демократическая культура, отражающая социалистические идеи трудового народа, стала основой культуры в Советской России. Говоря о будущем строительстве социалистической культуры в нашей стране, В. И. Ленин подчеркивал: «..мы из каждой национальной культуры берем только ее демократические и ее социалистические элементы, берем их только и безусловно в противовес буржуазной культуре, буржуазному национализму каждой нации».

Пособие для муз.руководителей хоров Скачать пособие

 

 

 

Примечания к нотным примерам

 

 

Глава первая

1. Узник. Стихотворение А. С. Пушкина, музыка народная. Русские революционные песни. Музгиз, 1952, стр. 47—48.
Приводится мелодия верхнего голоса.
2. По воле летает орел молодой. Слова и напев народные.
Руднева А. В. Народные песни Московской области. М., Музгиз, 1964.
Приводится одноголосный, взятый нами из хоровой партитуры вариант. Оригинал в ля миноре. Изменена нами расстановка тактовых черт в соответствии со стиховыми цезурами.
3. Орелик. Слова и напев народные.
Руднева А. В. Народные песни Курской области. М., «Советский композитор», 1957, № 2. Приводится ведущая мелодия верхнего голоса.
4. Да, трава моя, травушка.
Там же № 14а (уточнено по № 14).
5. Ай, во поле липеиька. Запись мелодии Н. М. Бачинской. Двухголосный вариант из репертуара хора П. Г. Яркова.
Руднева А. В. Народные песни Московской области. М., Музгиз, 1964.
6. Веселая беседушка. Московский вариант.
Руднева А. В. Народные песни Московской области. М., Музгиз, 1964.
Тактовые черты унифицированы (см. № 7 и ниже). Мелодия солирующего голоса.
7. Широкая дороженька. Смоленский вариант.
П. Ланэ. Народные песни Смоленской области, № 30. Рукопись. Хранится во Всесоюзном Доме народного творчества им. Н. К. Крупской; копия — в Кабинете народной музыки Московской государственной консерватории.
8. Ой, да веселая беседушка. Воронежский вариант.
Руднева А. В. Запись с голоса солистки Воронежского народного хора Е. М. Осиповой. Хоровой вариант (см. «Народные песни Воронежской области». Музгиз, 1939, стр. 64).
9. Да развей, развей. Архангельский вариант.
Е. Гиппиус и 3. Эвальд. Песни Пинежья. Музгиз, 1937, ч. 2, № 157.
К музыке верхнего голоса второго куплета подписаны слова первого и второго куплетов. Расстановка тактовых черт унифицирована. Оригинал в ми-бемоль миноре.
10. Да веселая беседушка. Тамбовский вариант.
Руднева А. В. Из рукописного собрания записей песен разных областей.
11. Веселая беседушка. Донской вариант. Там же.
12. Веселая беседушка. Рыльский вариант- Курской области.
Руднева А. В. Курские народные песни (материалы экспедиции 1956 г.). Рукопись.
13. Да за речкою, за быстрою. Обоянский вариант Курской области. Руднева А. В. Народные песни Курской области. М., «Советский композитор», 1957, № 7.
Под нотами выписан текст первого и двенадцатого куплетов.
14. Уж ты сад, ты мой сад. Общеизвестный вариант.
Руднева А. В. Из рукописного собрания песен разных областей.
15. Уж ты сад, ты мой сад. Саратовский вариант. Неопубликованная запись О. В. Ковалевой. Из репертуара хора русской песни Комитета радиоинформации. Воспроизводится по памяти.
16. Уж ты сад, ты мой сад. Воронежский вариант.
Руднева А. В. Народные песни Воронежской области. Рукопись. Два ведущих голоса из пятиголосной партитуры.
17. А в бору зелен сад. Курский вариант.
Руднева А. В. Народные песни Курской области. М., «Советский композитор», 1957, № 28.

Глава вторая

18. У меня, младой, муж гнедой.
Руднева А. В. Народные песни Московской области. М., Музгиз, 1964.
19. Ты заря ли, моя зорюшка.
Римский - Корсаков Н. А. Русские народные песни (100). Музгиз, 1945, № 15.
20. Ой, думы мои, думы.
П. Ланэ. Народные песни Смоленской области, № 4. Рукопись. Хранится во Всесоюзном Доме народного творчества; копия — в Кабинете народной музыки Московской государственной консерватории. Тактовые черты поставлены по стиху.

21. Надоели ночи, надоскучили.
Балакирев М. А. Русские народные песни. Музгиз, 1957, № 7. Подтекстовка в 5—6-м тактах наша, по аналогии с № 22.
22. Ай, да уж вы, ночи.
Руднева А. В. Народные песий Московской области. М., Музгиз, 1964.
Пунктирные линии поставлены по аналогии с тактовыми чертами в № 21.
23. Ой, по Питерской, Тверской.
Руднева А. В. Народные песни Воронежской области. Рукопись.
Вариант записи (см. «Народные песни Воронежской области». Муз-гиз, 1939, стр. 56).
24. Да по речушке утенушка плавала.
Руднева А. В. Народные песни Московской области. М., Муз-гиз, 1964. 2-я авторская редакция хоровой партитуры.
25. Вокальные регистры высоких голосов: а) женского, б) мужского.
26. Ой, горе, горе да лебеддньку моему.
Руднева А. В. Народные песни Курской области. М., «Советский композитор», 1957, № 5.
Оригинал в до-диез миноре. Верхний голос поет одна певица; нижний голос поют все остальные участники хора.
27. Ой да ты, калинушка. Общеизвестный вариант.
Руднева А. В. Из рукописного собрания песен разных областей.
28. Вы премилые девушки. Песни Севера. Собраны А.Я. Колотиловой. Музыкальная запись П.Ф. Кольцова. Архангельск, 1947, стр.52.
29. Лети, победы песня. Воронежский подголосок.
Песни и сказы Воронежской области. Воронеж, 1944, стр. 15, 24—28-е такты. Подтекстовка иная.
30. Ой да я служил. Донской подголосок.
Листопадов А. М. Песни донских казаков. Музгиз, 1949, т. 1, ч. 2, № 196, 2—4-е такты.
Все голоса выписаны в двойном скрипичном ключе.
Подголосок выписан на отдельном нотном стане, а хоровые голоса (тенор и бас) на другом нотном стане.
31. Калина с малиною.
Руднева А. В. Народные песни Московской области. М., Музгиз, 1964.
32. Заводы мои, заводьи Там же.
33. Среди долины ровныя. Общеизвестный вариант.
Руднева А. В. Рукописное собрание народных песен разных областей. 5—8-е такты.
34. Из-за лесику.
Руднева А. В. Народные песни Московской области. М., Музгиз, 1964.
35. Ой вы, плотницки.
Там же.
Дается в иной авторской редакции и в более мелких долях.
36. Камаринская. Приведена по аналогии с фонозаписью плясового наигрыша на лире «Бычок». Вариант мелодии «Камаринской» (см. в книге А. Агажанова «Русские народные музыкальные инструменты». Музгиз, 1949, стр. 41, 45).
37. А у нас нонче, у ночи. Варианты мелодии выписаны по фонограмме, имеющейся в рукописи. Расшифровка первых куплетов опубликована.
Руднева А. В. Народные песни Курской области. М., «Советский композитор», 1957, № 12.
Оригинал в ре мажоре. В нашем примере нет мелизмов.

38. Таня, Танюшка.
Руднева А. В. Танки и карагоды. Таночные и карагодные песни. Вопросы музыкознания (Ежегодник, т. 2). Музгиз, 1956, стр. 188, 5—6-й такты.
Новое обозначение тактового размера для шестимериых групп с переменной внутритактовой группировкой введено нами для того, чтобы знаменатель размера (двигательный пульс песни) оставался неизменным.

 

Глава третья

39. Что на той ли на долинке.
Руднева А. В. Народные песни Московской области. М., Музгиз, 1964.
Дается полная многоголосная хоровая партитура.
40. Не орел ли с лебедем купалися.
Руднева А. В. Народные песий Московской области. М., Музгиз, 1964.
Приводится партитура только женской группы хора.

41. Веселая беседушка.
а) Авторское изложение двухголосной основы песни.
б) Руднева А. В. Народные песни Московской области. М., Музгиз, 1964.
в) Там же.
Пунктир внутри такта поставлен для удобства сравнения.
42. Стелется и вьется. Иное редакционное изложение отрывка песни, опубликованной в сборнике.
Руднева А. В. Народные песни Московской области. М., Музгиз, 1964.
43. Та же песня в ином расположении голосов и в иной тональности.
44. Ай, во поле липенька. Запись Н. М. Бачинской. Материалы Кабинета народной музыки Московской государственной консерватории.
45. Ай, во поле липенька — в фа мажоре.
46. Ай, во поле липенька — двухголосный хоровой распев.
47. Ай, во поле липенька — двухголосный распев с вариациями.
48. Ай, во поле липеш.ка — многоголосный распев в смешанном хоре.
49. Ай, во поле липенька — отработанный вариант для смешанного хора.
50. Ай, во поле липенька — то же в ми мажоре.
51. Ай, во поле липенька— вариант для женского хора в ля мажоре.
52. Ай, во поле липенька — десятиголосная партитура для женского хора.
53. Ай, во поле липенька—перекрещивание высоких голосов.
54. Ай, во поле липенька — одноголосная мелодия с мелизмами.