З. Савкова - Как сделать голос сценическим

Вокал пособия



Литература, учебники, пособия по вокалу, пению

 

 

Скачать книгу
Репертуар художественной самодеятельности
З. Савкова
Как сделать голос сценическим

"Искусство", 1968 г.
(DjVu, 1.81 Мб)

содержание:

 

Предисловие.
Автор книги — актриса, воспитанница Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Почти двадцать лет обучает она студентов вуза и участников художественной самодеятельности искусству сценической речи. Ее педагогическая практика отличается смелым экспериментом, поисками, созданием своего, нового в технологии звучащего слова. Не исключено, что читатель по-разному воспримет, поймет, оценит это новое. И закономерно. Ведь новое надо проверить в личной практике, вжиться в него, сделать органически своим.
Своевременно и отрадно появление книги о сценическом голосе именно теперь, когда внимание к звучащему слову, к развитию его интонационного богатства, силы и эмоциональной заразительности особенно велико. Об этом убедительно говорят и выступления в печати прославленных мастеров сцены, призывающих совершенствовать голосовую технику, и выход журнала «Русская речь», на страницах которого освещаются вопросы звучащего слова, и многочисленные работы о постановке голоса, написанные учеными психологами, физиологами, биологами, медиками... Отсюда—настойчивое желание решительно преодолевать так называемую академичность, а на деле инертность и косность, — отсюда стремление научно разрабатывать, совершенствовать приемы работы над голосом, широко внедрять их в педагогическую практику.

Книга 3. В. Савковой ценна тем, что она насыщена интересными, разнообразными приемами и упражнениями для голоса. Приемы эти основаны на единственно верном понимании комплексной деятельности всех систем организма в процессе речи. Впервые так обоснованно подчеркивается необходимость выработки рече-двигательного рефлекса, даются упражнения для тренировки голоса в движении.
Привлекает внимание раздел «Междометия в работе над голосом'», в котором излагается методика тренировки голоса по принципу «лая». К этому нельзя не прислушаться. Многолетняя педагогическая практика совместно с автором книги в стенах Ленинградского театрального института убеждает меня в неоспоримой пользе предлагаемых ею приемов голосового тренинга.
Книга написана простым, живым языком. Она побуждает к действию. Вызывает потребность глубже, творчески изучать технологию звучащего слова. И нет сомнения, что книга принесет реальную помощь в практической работе над голосом.
Народный артист СССР, профессор В. В. Меркурьев

ОТ АВТОРА
Сценический голос — это превосходно разработанный, удивительный «инструмент» драматического актера. Совершенный, он звучит легко и сильно, красиво и выразительно. Гибкий, подвижный, послушный воле актера, точно, ярко передает он тончайшие чувства и мысли, раскрывая сложный внутренний мир человека. Выносливый, закаленный ежедневным тренингом, сценический голос работает безотказно, не зная быстрой усталости и частых заболеваний.
Вот почему сделать голос сценическим хотят не только профессиональные актеры, но и многотысячная армия участников художественной самодеятельности и те, чья профессия непосредственно связана со словом: учителя и лекторы, пропагандисты и агитаторы, дикторы и комментаторы...
Однако работа над голосом — дело тонкое, сложное, трудоемкое, требующее определенных знаний. Поэтому книга «Как сделать голос сценическим» предназначается для руководителей студий народных театров, драматических коллективов, кружков художественного слова, для тех, кто знаком с вопросами сценической речи и мастерства актера, кто сможет сберечь, укрепить, развить и обогатить голос путем умелого применения на практике упражнений голосового тренинга.
С основным принципом работы над голосом знакомит вступительная часть книги. Более ста упражнений с методическими советами и указаниями содержатся в девяти разделах: «Фонационное дыхание», «Свободное звучание», «Согласные в голосовом тренинге», «Междометия в работе над голосом», «Речь в движении», «Развитие диапазона голоса», «Интонирование знаков препинания», «Темпо-ритм речи», «Сила звука».

Невероятно трудно передать в книге живой творческий педагогический процесс, который постоянно изменяется, дополняется, совершенствуется... И все же обобщать, изучать опыт практической работы над голосом, делиться им — необходимо.
Автор искренне признателен профессорам — народному артисту СССР В. В. Меркурьеву, народным артистам РСФСР Е. И. Тиме, Л. Ф. Макарьеву, кандидату искусствоведения Г. В. Кристи, а также членам кафедр мастерства актера, сценической речи и музыкального воспитания Ленинградского театрального института за их ценные советы, пожелания при обсуждении рукописи книги.

Скачать пособие Скачать пособие