А.Серов - Ноты

А.Серов - Избранные арии и романсы

Ноты к произведениям композитора для голоса

 

 

Ноты для баса из оперы
Вокальная библиотека
А.Серов
Песня Еремки
(с хором)
из оперы "Вражья сила"
для баса в сопровождении фортепиано
"МУЗГИЗ", 1963г.
номер м27065г

содержание:

 

Александр Николаевич СЕРОВ (1820—1871) — композитор и музыкальный критик.
Рано проявив музыкальные способности, он с детства учился игре на фортепиано и виолончели. Его первыми композиторскими пробами были переложения для фортепиано отрывков из симфоний, опер и ораторий композиторов-классиков, а также оркестровки бетховенских сонат и квартетов.

В начале 50-х годов XIX века А. Н. Серов становится профессиональным музыкальным критиком. Он работает в петербургском журнале «Музыкально-театральный вестник», пишет об операх Глинки, Даргомыжского, Моцарта, активно пропагандирует оперное творчество Вагнера. Большое значение имеют статьи Серова об исследовании русских народных песен. Ценны его статьи об инструментальной музыке и о Бетховене, интересны высказывания о Глинке как певце-исполнителе.
Серов не принадлежал ни к одному музыкальному течению своего времени. Но он как бы связывает эпоху Глинки и Даргомыжского с представителями нового, молодого направления в русской музыке.
Серовым написаны три оперы: «Юдифь», «Рогнеда» и «Вражья сила». Сюжетом для последней оперы композитор взял народную драму А. Н. Островского «Не так живи, как хочется».

Основа музыкального языка «Вражьей силы» — народная. Песни, частушки, попевки естественно вплетаются в драматургическую линию оперы. Большой силы и выразительности достигает музыка Серова в народных сценах, особенно в сценах масленичного гуляния в обряде проводов масленицы. Это обряд славян-язычников, обозначавший конец зимы и Наступление весны.
В песнях-игрищах, сопровождающих проводы масленицы, всегда имеется два противоположных элемента: с одной стороны, праздничное ликование и восхваление масленой, с другой — грусть при прощании и проводах масленицы.
Созданная в народном складе, песня Еремки построена по этой традиции. Состоит она из трех частей, имеющих одинаковое обрамление: каждая из них начинается вопросом и завершается одинаковым заключением — фразой «Широкая масленица». В двух первых частях рассказывается о радостях, связанных с празднествами масленой недели, третья часть является собственно проводами. Грустная по настроению, она исполняется в более медленном темпе. Завершается эта часть, как и две первые, разудалой фразой: «Широкая масленица!». Из этого можно сделать вывод, что грусть эта не искренняя, а искусственно наигранная, как того требует извечная традиция народных проводов масленицы.
Песне Еремки предшествует вступление: два оркестровых проведения, имитирующих балалаечный наигрыш. Между проведениями есть речитативная фраза: «Потешу я свою хозяйку, возьму я в руки балалайку». Этот речитатив и все вступления к трем частям («Широкая масленица, ты с чем пришла?») надо петь свободно, не придерживаясь указанного темпа — Piu vivace. Это темповое указание относится к оркестровому вступлению и к песне (от обозначения a tempo).
Песня идет в сопровождении хора.

Замечательным исполнителем партии Еремки был Ф. И. Шаляпин.
Буйный гуляка Еремка—Шаляпин запевает песню и своей удалью постепенно захватывает всех окружающих действующих лиц, втягивая их в исполнение песни, становится вожаком-запевалой. Подпевая хору, Шаляпин импровизирует подголоски, не написанные композитором. Таким образом он ни на мгновение не выключается из исполнения песни, поддерживая нужный эмоциональный подъем хора. Шаляпин свободно украшает авторский замысел, замедлениями и ферматами. Вставляет восклицание: «Ой!», «Ох ты!». Всеми этими исполнительскими приемами Шаляпин усиливает и расцвечивает произведение Серова.
Слепо копировать гениального Шаляпина не следует. Можно воспользоваться теми темповыми нюансами, которые стали традиционными: во всех предшествующих частям фразах-вопросах «Широкая масленица»... в слове «широкая» на ноте ре первой октавы Шаляпин делает фермату. В конце этих же фраз делает тенуто на ре в слове «пришла».
Слушая исполнение Шаляпина, надо ощутить и осознать характер и стиль, придаваемый им песне Еремки — характер буйной удали и раздолья.
Исполнять первую и-вторую части песни надо весело и задорно. Третья часть требует наигранной, лицемерной грусти, которая резко срывается в последней удалой фразе: «Широкая масленица!».
В концертном исполнении песню Еремки можно петь без хора, партию которого должен играть аккомпаниатор.
Я. НОРЦОВ
Народный артист РСФСР

 

Переложение Г.Дютша

Потешу я свою хозяйку, возьму я в руки балалайку.
Широкая масленица, ты с чем пришла?
Со весельем, да с радостью,
И со всякую сладостью,
С пирогами, с оладьям,
Да с блинами с горячими,
С скоморохом – гудошником,
С дударем, да с волынщиком,
Со пивами ячменными,
Со медами свяченными…
С пирогами, с оладьям,
Да с блинами с горячими,
Широкая Масленица!

Широкая Масленица!
Ой, зачем пришла?
Ты зачем пришла?
Поиграть, позабавиться
С молодыми, со молодками,
Покататься-потешиться
С бубенцами с валдайскими…
Покататься-потешиться
С бубенцами с валдайскими…
Широкая Масленица!

Широкая Масленица!
Ты с чем уйдешь?
Велики мои проводы –
Поведут вон из города 
На санях на соломенных 
Да с упряжкой мочальною...
Велики мои проводы – 
С бородою кудельною, 
С головою похмельною, 
С кафтанами пропитыми 
Да с носами разбитыми... 
Широкая Масленица!

Произведения А.Серова Скачать ноты

Спасибо Вадиму за сборник!