Л.Шамина - Работа с самодеятельным хоровым коллективом

Пособия для хора

Пособие знакомит читателя с широким кругом проблем хоровой самодеятельности. Автор дает ценные советы и рекомендации по организации коллективов с учетом специфики существующих в практике составов и жанров, предлагает методику обучения хористов музыкальной грамоте, пению в хоре и т. д.
Издание предназначается для руководителей самодеятельных хоров, может быть использовано в качестве практического руководства по изучению методики учащимися культурно-просветительных училищ.

 

 

Как работать с хоровым коллективом
Л.Шамина
Работа с самодеятельным хоровым коллективом
"Музыка", 1983г.

содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ
Методика работы с самодеятельным
хоровым коллективом носит разносторонний характер и связана с самыми различными формами и приемами хормейстерской работы.
Обучая участников самодеятельных хоров основам певческого искусства, музыкально просвещая их, руководитель воспитывает в них не только необходимые для исполнительской деятельности профессиональные навыки, но и формирует высокие нравственно-этические идеалы, растит духовно богатых людей, что является главной задачей хоровой самодеятельности. Чем лучше будет ориентироваться руководитель в профессиональных вопросах хорового исполнения, тем выше станет уровень его методического руководства, эффективнее учебно-воспитательный процесс в коллективе.

Хоровое пение относится к певческому искусству, поэтому значительное
место в данном пособии отводится вопросам методики вокальной работы. При этом на основе раскрытия общих принципов вокальной работы освещаются специфические стороны ее применительно к условиям академического, народного и детского
хоров. Такая дифференциация певческих манер, а также классификация репертуара для хорового исполнения по жанрово-исполнительскому признаку помогут руководителям самодеятельных хоров ориентироваться в различных художественно-творческих направлениях хоровой исполнительской практики.

Весь материал состоит из трех глав. Первая знакомит с особенностями хоровой самодеятельности, ее социальной сущностью,
функциями, основными целями и задачами. Здесь же дается характеристика
хорового пения как вида музыкально-исполнительского искусства, кратко освещается история его развития в России.
Вторая глава посвящена вопросам создания самодеятельного коллектива, организации работы в нем, методики вокального обучения. Последняя подкрепляется примерами вокальных упражнений и распеваний. Особый раздел отводится методике обучения
участников хора элементарным основам музыкальной грамоты и сольфеджио. Здесь большое внимание уделяется практической стороне дела, приводятся упражнения на выработку слуховых навыков и умения петь по нотам. Весь теоретический раздел по
музыкальной грамоте изложен в виде тематических занятий, подкрепленных сольфеджированием конкретных упражнений. Поскольку именно в процессе вокально-хоровой и музыкально-образовательной работы закладывается серьезная база для последующей творческой деятельности хорового коллектива, то чтению второй главы следует уделить особое внимание.
Третья глава знакомит с принципами формирования репертуара самодеятельного хора, освещает основные средства художественной выразительности хорового пения и приемы работы с ними. Здесь же раскрываются методы развития музыкально-образного'
мышления самодеятельных певцов, вопросы концертно-исполнительской деятельности.

В конце приводится список использованной и рекомендуемой литературы, классифицированной соответственно темам глав.
Методическое пособие разработано на основе обобщения многочисленных опубликованных в разное время материалов (книг, брошюр, сборников, статей) по самым различным вопросам вокально-хоровой и музыкально-теоретической работы. Для удобства чтений библиографические сведения цитированных изданий вынесены в конец книги. В тексте же после цитаты в скобках указываются лишь цифры, первая из которых обозначает порядковый
номер издания (по списку литературы), а вторая — номер страницы цитируемого источника.
У руководителя хорового коллектива в ходе многолетней практики вырабатываются свои приемы, своя методика музыкального
воспитания певцов. Этот личный опыт, как правило, строится на общей методологической основе хормейстерской работы, технология
которой здесь и рассматривается. Естественно, в рамках данного издания невозможно предусмотреть все ситуации и трудности,
которые могут возникнуть в процессе работы с хором, поэтому здесь указываются лишь наиболее типичные случаи и даются методические установки по основным моментам хормейстерской практики. При соответствующей коррективе, творческом
преломлении и правильном применении в конкретных условиях они помогут специалистам хормейстерам в совершенствовании их
методов организационного и творческого руководства самодеятельными
хоровыми коллективами.

Музыкальным руководителям хоров Скачать ноты