Выпуск 5
Избранные русские советские песни с нотами для фортепиано в пяти выпусках.
Тесты песен
1917-1967 года
В пятый выпуск вошли песни, созданные на протяжении 1956—1967 годов.
Этот период принадлежит пока что не истории, а современности. Поэтому
в характеристике песенного творчества (как и в отборе его образцов) трудно
достичь той определенности ни объективности, какие возможны в отношении
предшествующих десятилетий. Однако некоторые творческие тенденции все
же более или менее ясны.
Начало нового периода истории советской песни приходится на середину 50-х
годов, когда произошел важный поворот н развитии всего советского общества.
Коммунистическая партия развернула борьбу за восстановление ленинских
норм во всех областях государственной и общественной жизни.
Со значительными сдвигами в жизни страны совпали изменения в советском
песенном искусстве. Произошло заметное обновление в рядах его творцов.
Ушли из жизни И. Дунаевский, В. Захаров и некоторые другие авторы старшего
поколения. А с другой стороны, если на протяжении первого послевоенного
десятилетия (1945— 1955) появилось лишь два-три новых популярных имени
молодых песенников, то теперь выдвинулся и приобрел широкую Известность
целый отряд композиторской молодежи: А. Бабаев, В. Баснер, Э. Колмановский,
А.Пахмутова, А.Петров, М.Таривердиев, А. Флярковский, А. Эшпай и другие.
По-новому раскрылись творческие индивидуальности некоторых авторов среднего
поколения таких, как Л. Молчанов, А. Островский, О. Фельцман, М. Фрадкин,
Я. Френкель. Наконец, новые черты, во многом близкие тому, что принесла
с собой молодежь, проявились в творчестве ряда старших мастеров, и прежде
всего В. Мурадели, В. Соловьева-Седого. Обновился также состав поэтов,
работающих в этой области.
Общая картина песенного творчества заметно изменилась по сравнению с предшествующим
периодом. Другим стал эмоциональный облик песен. Еще более усилилось,
а в ряде случаев выступило на первый план лирическое начало. Почти исчезла
из песен декларативность; получили развитие такие качества лучших песен
прошлых периодов, как конкретность образов, слияние общего и личного.
В этих изменениях отразились процессы, происходящие в жизни страны, —
в частности такие, как дальнейший рост внимания к человеку, развитие социалистического
гуманизма, отказ от встречавшихся раньше догматических взглядов и представлений.
Однако все ценное, жизненное, что принес с собой современный период, явилось
продолжением основных, ведущих традиций нашего песенного искусства.
В этом отношении показательны лучшие и наиболее популярные песни 1956—
1967 годов, например «Подмосковные вечера» и «Песня о тревожной молодости»,
«Бухенвальдский набат» и «Пусть всегда
будет солнце», «На безымянной высоте» и «Я
шагаю по Москве». Все они возникли в ответ на требования современности,
как отклик на ее события, все посвящены главным для нашего песенного искусства
темам: патриотизму, революционной романтике, мужеству защитников Родины,
борьбе за мир. Тем самым в них нашла продолжение основная традиция советской
песни — традиция гражданственности и публицистичности.
В то же время традиция эта проявляется теперь по-новому, в иных формах.
Стремясь избежать холодноватой парадности, нередко встречавшейся в песнях
прежних лет, композиторы обращаются к каждому слушателю в отдельности,
ведя с ним сердечный, доверительный разговор. Такая трактовка самых значительных
общественных тем и стала характерной для современного периода.
Одно из центральных мест в творчестве последних лет по-прежнему занимают
песни, посвященные патриотизму советского человека, его любви к родной
земле. Некоторые, по примеру прежних гимнов о Родине, говорят о стране
в целом, выражая чувства коллектива, и предназначены для больших исполнительских
масс. Таковы, скажем, «Родина» С. Туликова (слова Ю. Полухнна) и «Широка
ты, родная Россия» Б. Мокроусова (слова А. Чуркина). Они отличаются проникновенностью
настроений, мягкостью и теплотой интонаций.
Наряду с этим Родине посвящаются и такие песни, которые вообще нельзя
назвать гимнами (даже лирическими). Каждая из них написана для солиста,
ее герой—один человек. И воспринимается она как выражение личного чувства
героя, индивидуального отношения к общенародному, к патриотической теме.
Музыка этих песен не маршевая, она носит характер лирического высказывания.
Таковы, например, «Россия — родина моя» В. Мурадели на слова В. Харитонова,
«Моя Родина» А. Долуханяна на слова М. Лисянского.
По существу патриотическая тема представлена и в такой, казалось бы, сугубо
лирической песне, как «Подмосковные вечера» В. Соловьева-Седого (слова
М. Матусовского). В душе ее героя живет чистая и глубокая любовь и к милой
девушке, и к родному краю.
Песню Соловьева Седого поют не только москвичи: она стала своей для жителей
разных городов и областей. Ее музыка не «привязана» к какой-либо местности.
В то же время одно совершенно несомненно: это русская музыка, она посвящена
России. Ее интонации и ритмы говорят об этом с полнейшей определенностью.
Но только перед нами не гимн России, не «слава» ей, а «тихое» признание
в любви. И это характерно для нашего времени.
Примечательно, что если в 30-х годах в качестве позывных Московского радио
была избрана первая фраза из «Песни о Родине» Дунаевского, то недавно,
когда понадобились позывные для новой радиопрограммы «Маяк», обратились
к «Подмосковным вечерам».
Для миллионов людей лирическая песня В. Соловьева-Седого стала сегодня
такой же музыкальной эмблемой советской земли, как в свое время гимн И.
Дунаевского.
Точно так же изменился характер других песен на патриотическую тему В
30-х годах, самой популярной песней о нашей столице была «Москва майская»
Дм. и Дан. Покрассов — массовая песня-марш, под которую хорошо шагать
в многолюдных колоннах на праздничной демонстрации. А сегодня о столице
поют песню А. Петрова «Я шагаю по Москве» (слова Г. Шпаликова), передающую
чувства масс через чувства одного героя: полного молодых сил, поэтически
настроенного, любящего жизнь и свой родной город юноши 60-х годов XX века.
Примечательно, что песня «Я шагаю по Москве» посвящена не только столице
и даже, может быть, вообще не столько этой теме, сколько иной: жизненному
пути и призванию молодого человека наших дней. Такой поворот не совсем
обычен для традиционной молодежной песни и вместе с тем типичен для нынешнего
периода, когда в центр произведений ставятся нравственные вопросы. Как
жить, каким Сыть современному юноше и девушке вступающим в жизнь, какому
следовать примеру, каким служить этическим идеалам? Вот волнующие проблемы
дня. И песня не проходит мимо них.
Один из ответов заключен в напоминании о революционных традициях. Так
появляются песни, подобные «Красной гвоздике» А. Островского на слова
Л. Ошанина, находящие живой отклик у сегодняшней молодежи. Своеобразным
гимном современных комсомольцев стала «Песня о тревожной молодости» А.
Пахмутовой на слова Л. Ошанина, в интонациях которой нетрудно уловить
связь с русскими революционными песнями (и старыми народными). Характерно,
что авторы первоначально посвятили ее героям гражданской войны (она написана
для фильма об этой эпохе — «По ту сторону»).
Песня другого склада - «Я люблю тебя, жизнь» Э. Колмановского на слова
К. Ваншенкина. Ее слова и музыка вызвали в свое время и споры, и критику.
Но нельзя обойти важную особенность этого произведения, ставящего вопрос
о смысле жизни: его интонационные истоки опять же — в русском фольклоре,
в песнях революции и гражданской войны (сравните напев с «Песней о тревожной
молодости»: у них много родственного!). Значит, и здесь в раздумьях о
современности мысль обращается к революционному прошлому.
Можно назвать еще немало песен последнего периода, где речь идет о путях,
которые выбирает молодежь, приходя на смену отцам, о чередовании и связи
поколений. Это такие разные произведения, как «Главное, ребята, сердцем
не стареть» А. Пахмутовой на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова,
«Прощайте, голуби» М. Фрадкина на слова М. Матусовского, его же «Течет
Волга» на слова Л.Ошанина, «Песня остается с человеком» А. Островского
на слова С. Острового.
Мысль о преемственности поколений, о продолжении традиций лежит в основе
многочисленных новых песен о Великой Отечественной войне. По примеру произведений
первых послевоенных лет («Дороги», «Где же вы теперь, друзья-однополчане»
и др.), они по-прежнему выдержаны в характере раздумий и воспоминаний
о прошлом. Порою в них вновь звучит голос ветеранов-современников и участников
военных событий. Так происходит в песнях «Баллада о солдате» В. Соловьева-Седого
и «На безымянной высоте» В. Баснера (обе на слова М. Матусовского) или
«Память сердца» И. Лученка (слова М. Ясеня). Они суровы, эти песни, без
прикрас говорится в них о безмерных трудностях и утратах военных лет.
Вспомним «На безымянной высоте», — как серьезна, даже драматична эта музыка.
В ней и мужество, и душевная боль. И именно поэтому песне веришь до конца.
Так смыкаются в песнях история н современность, следование традициям и
развитие их.
Старое и новое соперничают и сочетаются также в песнях на другие традиционные
для нашего искусства темы: о труде, борьбе за мир, жизни современных солдат
и моряков.
Своего рода «эталоном» песен о труде долгие годы был «Марш энтузиастов»
И. Дунаевского. Массовые песни-гимны создаются порою и в наши дни. Примером
может служить «Марш коммунистических бригад» А. Новикова (слова В. Харитонова).
Но рядом с ним живут другие песни, в которых та же тема получила иное
претворение. Вот хотя бы «Геологи» А. Пахмутовой (слова С. Гребенникова
и Н. Добронравова). Это песня об исканиях и трудностях ученых (а не об
их победах, которым посвящен «Марш энтузиастов»), о романтике труда, Это
лирическая песня-раздумье о героях, а не гимн в их честь.
Интересно отметить, что даже среди песен о наших космонавтах лишь немногие
выдержаны в характере марша. Другие же приближаются по своему музыкальному
складу к лирическим бытовым песням («Я, верю, друзья» О. Фельцмана, «Перед
дальней дорогой» М. Блантера).
По-прежнему обращается советское песенное искусство к теме борьбы за мир.
Раньше она раскрывалась, как правило, в призывных массовых песнях-маршах,
где слышался голос миллионов, а ареной действия был весь земной шар. Появляются
подобные произведения и в наше время («Голос Земли» А. Островского), хотя
они близки не маршам, а монологам. Но чаще в основу песен кладутся конкретные
события и личные наблюдения, говорится о том, что лично касается каждого,
и музыка в соответствии с этим приобретает характер разговора «по душам»
или бытовой зарисовки.
Скажем, «Если бы парни всей, земли» В. Соловьева-Седого (слова Е. Долматовского)
не случайно соединяет в себе маршевость с танцевальностью: это—символическая
по смыслу, но конкретная по образам картина хоровода всех парней мира.
«Пусть всегда будет солнце» А. Островского (слова Л. Ошанина) — песня
о детях и от лица детей: повторяющиеся в припеве интонации-кличи («Пусть
всегда…») приводят на память сигналы пионерского горна.
Даже в «Бухенвальдском набате» В. Мурадели (слова А. Соболева) — песне,
которая, казалось бы, точно воспроизводит стиль суровых антифашистских
песен Ганса Эйслера, — можно уловить некоторые черты, не совсем обычные
для прежних песен О борьбе против фашизма, за мир. Это —большая конкретность
музыкального образа (характерно воспроизведение ударов колокола в самой
песенной мелодии). Это — и более открытая эмоциональность музыки (тогда
как песни Эйслера отличались сдержанностью, даже известной жесткостью),
насыщение ее драматизмом. Такие черты вносят в песню лирическую взволнованность,
свойственную личному высказыванию.
Таким образом, в современном песенном творчестве вырисовывается отчетливо
выраженная тенденция: гражданские, общенародные темы, в том числе героические,
часто трактуются как темы личной судьбы отдельных людей, показанных в
конкретной жизненной обстановке. Общенародное раскрывается через индивидуальное.
В то же время сохраняется (хотя и недостаточно развивается) линия массовых
песен, героем которых является большой коллектив советских людей или даже
весь народ. Потребность общества в песнях такого рода по-прежнему очень
велика.
Большая роль в современном песенном творчестве, как и раньше, принадлежит
лирике, посвященной личным переживаниям человека, и прежде всего любви.
Лучшие из ее образцов привлекают глубиной настроения, возвышенностью и
чистотой выражаемых чувств («Нежность» А. Пахмутовой и др.), силой темперамента
(«Песня любви» А. Островского).
Наконец, широкое развитие получил жанр развлекательной эстрадной песни,
представленный десятками и сотнями весьма различных по своей ценности
произведений.
Последние годы принесли новое соотношение между песенными жанрами. Композиторы
пишут главным образом песни не хоровые, а сольные или для небольших ансамблей
(дуэта, квартета). И звучат они не столько на улицах и площадях в исполнении
больших масс людей, сколько на эстрадных концертах, в туристских походах,
либо в домашнем быту под аккомпанемент гитары или же маленького ансамбля
из трех-четырех инструментов. При этом нередко их поют вполголоса, вернее,
напевают или даже произносят «говорком». Возросла также роль танцевальных
ритмов.
Много интересного дал современный период в развитии песенной формы, а
также в области гармонии и оркестровки.
Увеличилось значение поэтического слова в песнях разных жанров, выросли
требования к его художественным качествам. Песни нередко создаются не
только на специально написанные для этого тексты, но и на стихи, не предназначавшиеся
их авторами к музыкальному воплощению, Все реже встречаются случаи подтекстовки.
Последнее десятилетие ознаменовалось рядом дискуссий о советской песне,
в которых отмечалась известная односторонность современного творчества
(преобладание лирики над героикой, эстрадных жанров над массовыми, «общеевропейских»
интонаций над национальными и т. д.). Задача советских композиторов и
поэтов состоит в том, чтобы, преодолевая эту односторонность, обеспечить
широкое и гармоничное развитие нашего песенного искусства на основе его
славных революционных традиций по тому пути, который определился полвека
назад в октябре 1917 года.
А. Сохор