Славим победу октября

Выпуск 5

Песенники



Избранные русские советские песни с нотами для фортепиано в пяти выпусках. Тесты песен
1917-1967 года

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

 

В пятый выпуск вошли песни, созданные на протяжении 1956—1967 годов. Этот период принадлежит пока что не истории, а современности. Поэтому в характеристике песенного творчества (как и в отборе его образцов) трудно достичь той определенности ни объективности, какие возможны в отношении предшествующих десятилетий. Однако некоторые творческие тенденции все же более или менее ясны.
Начало нового периода истории советской песни приходится на середину 50-х годов, когда произошел важный поворот н развитии всего советского общества. Коммунистическая партия развернула борьбу за восстановление ленинских норм во всех областях государственной и общественной жизни.
Со значительными сдвигами в жизни страны совпали изменения в советском песенном искусстве. Произошло заметное обновление в рядах его творцов. Ушли из жизни И. Дунаевский, В. Захаров и некоторые другие авторы старшего поколения. А с другой стороны, если на протяжении первого послевоенного десятилетия (1945— 1955) появилось лишь два-три новых популярных имени молодых песенников, то теперь выдвинулся и приобрел широкую Известность целый отряд композиторской молодежи: А. Бабаев, В. Баснер, Э. Колмановский, А.Пахмутова, А.Петров, М.Таривердиев, А. Флярковский, А. Эшпай и другие. По-новому раскрылись творческие индивидуальности некоторых авторов среднего поколения таких, как Л. Молчанов, А. Островский, О. Фельцман, М. Фрадкин, Я. Френкель. Наконец, новые черты, во многом близкие тому, что принесла с собой молодежь, проявились в творчестве ряда старших мастеров, и прежде всего В. Мурадели, В. Соловьева-Седого. Обновился также состав поэтов, работающих в этой области.

Общая картина песенного творчества заметно изменилась по сравнению с предшествующим периодом. Другим стал эмоциональный облик песен. Еще более усилилось, а в ряде случаев выступило на первый план лирическое начало. Почти исчезла из песен декларативность; получили развитие такие качества лучших песен прошлых периодов, как конкретность образов, слияние общего и личного.
В этих изменениях отразились процессы, происходящие в жизни страны, — в частности такие, как дальнейший рост внимания к человеку, развитие социалистического гуманизма, отказ от встречавшихся раньше догматических взглядов и представлений. Однако все ценное, жизненное, что принес с собой современный период, явилось продолжением основных, ведущих традиций нашего песенного искусства.
В этом отношении показательны лучшие и наиболее популярные песни 1956— 1967 годов, например «Подмосковные вечера» и «Песня о тревожной молодости», «Бухенвальдский набат» и «Пусть всегда будет солнце», «На безымянной высоте» и «Я шагаю по Москве». Все они возникли в ответ на требования современности, как отклик на ее события, все посвящены главным для нашего песенного искусства темам: патриотизму, революционной романтике, мужеству защитников Родины, борьбе за мир. Тем самым в них нашла продолжение основная традиция советской песни — традиция гражданственности и публицистичности.

В то же время традиция эта проявляется теперь по-новому, в иных формах. Стремясь избежать холодноватой парадности, нередко встречавшейся в песнях прежних лет, композиторы обращаются к каждому слушателю в отдельности, ведя с ним сердечный, доверительный разговор. Такая трактовка самых значительных общественных тем и стала характерной для современного периода.

Одно из центральных мест в творчестве последних лет по-прежнему занимают песни, посвященные патриотизму советского человека, его любви к родной земле. Некоторые, по примеру прежних гимнов о Родине, говорят о стране в целом, выражая чувства коллектива, и предназначены для больших исполнительских масс. Таковы, скажем, «Родина» С. Туликова (слова Ю. Полухнна) и «Широка ты, родная Россия» Б. Мокроусова (слова А. Чуркина). Они отличаются проникновенностью настроений, мягкостью и теплотой интонаций.
Наряду с этим Родине посвящаются и такие песни, которые вообще нельзя назвать гимнами (даже лирическими). Каждая из них написана для солиста, ее герой—один человек. И воспринимается она как выражение личного чувства героя, индивидуального отношения к общенародному, к патриотической теме. Музыка этих песен не маршевая, она носит характер лирического высказывания. Таковы, например, «Россия — родина моя» В. Мурадели на слова В. Харитонова, «Моя Родина» А. Долуханяна на слова М. Лисянского.
По существу патриотическая тема представлена и в такой, казалось бы, сугубо лирической песне, как «Подмосковные вечера» В. Соловьева-Седого (слова М. Матусовского). В душе ее героя живет чистая и глубокая любовь и к милой девушке, и к родному краю.
Песню Соловьева Седого поют не только москвичи: она стала своей для жителей разных городов и областей. Ее музыка не «привязана» к какой-либо местности. В то же время одно совершенно несомненно: это русская музыка, она посвящена России. Ее интонации и ритмы говорят об этом с полнейшей определенностью. Но только перед нами не гимн России, не «слава» ей, а «тихое» признание в любви. И это характерно для нашего времени.
Примечательно, что если в 30-х годах в качестве позывных Московского радио была избрана первая фраза из «Песни о Родине» Дунаевского, то недавно, когда понадобились позывные для новой радиопрограммы «Маяк», обратились к «Подмосковным вечерам». Для миллионов людей лирическая песня В. Соловьева-Седого стала сегодня такой же музыкальной эмблемой советской земли, как в свое время гимн И. Дунаевского.
Точно так же изменился характер других песен на патриотическую тему В 30-х годах, самой популярной песней о нашей столице была «Москва майская» Дм. и Дан. Покрассов — массовая песня-марш, под которую хорошо шагать в многолюдных колоннах на праздничной демонстрации. А сегодня о столице поют песню А. Петрова «Я шагаю по Москве» (слова Г. Шпаликова), передающую чувства масс через чувства одного героя: полного молодых сил, поэтически настроенного, любящего жизнь и свой родной город юноши 60-х годов XX века.

Примечательно, что песня «Я шагаю по Москве» посвящена не только столице и даже, может быть, вообще не столько этой теме, сколько иной: жизненному пути и призванию молодого человека наших дней. Такой поворот не совсем обычен для традиционной молодежной песни и вместе с тем типичен для нынешнего периода, когда в центр произведений ставятся нравственные вопросы. Как жить, каким Сыть современному юноше и девушке вступающим в жизнь, какому следовать примеру, каким служить этическим идеалам? Вот волнующие проблемы дня. И песня не проходит мимо них.
Один из ответов заключен в напоминании о революционных традициях. Так появляются песни, подобные «Красной гвоздике» А. Островского на слова Л. Ошанина, находящие живой отклик у сегодняшней молодежи. Своеобразным гимном современных комсомольцев стала «Песня о тревожной молодости» А. Пахмутовой на слова Л. Ошанина, в интонациях которой нетрудно уловить связь с русскими революционными песнями (и старыми народными). Характерно, что авторы первоначально посвятили ее героям гражданской войны (она написана для фильма об этой эпохе — «По ту сторону»).
Песня другого склада - «Я люблю тебя, жизнь» Э. Колмановского на слова К. Ваншенкина. Ее слова и музыка вызвали в свое время и споры, и критику. Но нельзя обойти важную особенность этого произведения, ставящего вопрос о смысле жизни: его интонационные истоки опять же — в русском фольклоре, в песнях революции и гражданской войны (сравните напев с «Песней о тревожной молодости»: у них много родственного!). Значит, и здесь в раздумьях о современности мысль обращается к революционному прошлому.
Можно назвать еще немало песен последнего периода, где речь идет о путях, которые выбирает молодежь, приходя на смену отцам, о чередовании и связи поколений. Это такие разные произведения, как «Главное, ребята, сердцем не стареть» А. Пахмутовой на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова, «Прощайте, голуби» М. Фрадкина на слова М. Матусовского, его же «Течет Волга» на слова Л.Ошанина, «Песня остается с человеком» А. Островского на слова С. Острового.
Мысль о преемственности поколений, о продолжении традиций лежит в основе многочисленных новых песен о Великой Отечественной войне. По примеру произведений первых послевоенных лет («Дороги», «Где же вы теперь, друзья-однополчане» и др.), они по-прежнему выдержаны в характере раздумий и воспоминаний о прошлом. Порою в них вновь звучит голос ветеранов-современников и участников военных событий. Так происходит в песнях «Баллада о солдате» В. Соловьева-Седого и «На безымянной высоте» В. Баснера (обе на слова М. Матусовского) или «Память сердца» И. Лученка (слова М. Ясеня). Они суровы, эти песни, без прикрас говорится в них о безмерных трудностях и утратах военных лет. Вспомним «На безымянной высоте», — как серьезна, даже драматична эта музыка. В ней и мужество, и душевная боль. И именно поэтому песне веришь до конца.

Так смыкаются в песнях история н современность, следование традициям и развитие их.
Старое и новое соперничают и сочетаются также в песнях на другие традиционные для нашего искусства темы: о труде, борьбе за мир, жизни современных солдат и моряков.
Своего рода «эталоном» песен о труде долгие годы был «Марш энтузиастов» И. Дунаевского. Массовые песни-гимны создаются порою и в наши дни. Примером может служить «Марш коммунистических бригад» А. Новикова (слова В. Харитонова). Но рядом с ним живут другие песни, в которых та же тема получила иное претворение. Вот хотя бы «Геологи» А. Пахмутовой (слова С. Гребенникова и Н. Добронравова). Это песня об исканиях и трудностях ученых (а не об их победах, которым посвящен «Марш энтузиастов»), о романтике труда, Это лирическая песня-раздумье о героях, а не гимн в их честь.
Интересно отметить, что даже среди песен о наших космонавтах лишь немногие выдержаны в характере марша. Другие же приближаются по своему музыкальному складу к лирическим бытовым песням («Я, верю, друзья» О. Фельцмана, «Перед дальней дорогой» М. Блантера).
По-прежнему обращается советское песенное искусство к теме борьбы за мир. Раньше она раскрывалась, как правило, в призывных массовых песнях-маршах, где слышался голос миллионов, а ареной действия был весь земной шар. Появляются подобные произведения и в наше время («Голос Земли» А. Островского), хотя они близки не маршам, а монологам. Но чаще в основу песен кладутся конкретные события и личные наблюдения, говорится о том, что лично касается каждого, и музыка в соответствии с этим приобретает характер разговора «по душам» или бытовой зарисовки.
Скажем, «Если бы парни всей, земли» В. Соловьева-Седого (слова Е. Долматовского) не случайно соединяет в себе маршевость с танцевальностью: это—символическая по смыслу, но конкретная по образам картина хоровода всех парней мира. «Пусть всегда будет солнце» А. Островского (слова Л. Ошанина) — песня о детях и от лица детей: повторяющиеся в припеве интонации-кличи («Пусть всегда…») приводят на память сигналы пионерского горна.

Даже в «Бухенвальдском набате» В. Мурадели (слова А. Соболева) — песне, которая, казалось бы, точно воспроизводит стиль суровых антифашистских песен Ганса Эйслера, — можно уловить некоторые черты, не совсем обычные для прежних песен О борьбе против фашизма, за мир. Это —большая конкретность музыкального образа (характерно воспроизведение ударов колокола в самой песенной мелодии). Это — и более открытая эмоциональность музыки (тогда как песни Эйслера отличались сдержанностью, даже известной жесткостью), насыщение ее драматизмом. Такие черты вносят в песню лирическую взволнованность, свойственную личному высказыванию.
Таким образом, в современном песенном творчестве вырисовывается отчетливо выраженная тенденция: гражданские, общенародные темы, в том числе героические, часто трактуются как темы личной судьбы отдельных людей, показанных в конкретной жизненной обстановке. Общенародное раскрывается через индивидуальное.

В то же время сохраняется (хотя и недостаточно развивается) линия массовых песен, героем которых является большой коллектив советских людей или даже весь народ. Потребность общества в песнях такого рода по-прежнему очень велика.
Большая роль в современном песенном творчестве, как и раньше, принадлежит лирике, посвященной личным переживаниям человека, и прежде всего любви. Лучшие из ее образцов привлекают глубиной настроения, возвышенностью и чистотой выражаемых чувств («Нежность» А. Пахмутовой и др.), силой темперамента («Песня любви» А. Островского).
Наконец, широкое развитие получил жанр развлекательной эстрадной песни, представленный десятками и сотнями весьма различных по своей ценности произведений.
Последние годы принесли новое соотношение между песенными жанрами. Композиторы пишут главным образом песни не хоровые, а сольные или для небольших ансамблей (дуэта, квартета). И звучат они не столько на улицах и площадях в исполнении больших масс людей, сколько на эстрадных концертах, в туристских походах, либо в домашнем быту под аккомпанемент гитары или же маленького ансамбля из трех-четырех инструментов. При этом нередко их поют вполголоса, вернее, напевают или даже произносят «говорком». Возросла также роль танцевальных ритмов.
Много интересного дал современный период в развитии песенной формы, а также в области гармонии и оркестровки.

Увеличилось значение поэтического слова в песнях разных жанров, выросли требования к его художественным качествам. Песни нередко создаются не только на специально написанные для этого тексты, но и на стихи, не предназначавшиеся их авторами к музыкальному воплощению, Все реже встречаются случаи подтекстовки.
Последнее десятилетие ознаменовалось рядом дискуссий о советской песне, в которых отмечалась известная односторонность современного творчества (преобладание лирики над героикой, эстрадных жанров над массовыми, «общеевропейских» интонаций над национальными и т. д.). Задача советских композиторов и поэтов состоит в том, чтобы, преодолевая эту односторонность, обеспечить широкое и гармоничное развитие нашего песенного искусства на основе его славных революционных традиций по тому пути, который определился полвека назад в октябре 1917 года.
А. Сохор