Н. Далматов - Музыкальная грамота и сольфеджио

Сольфеджио



Учебники, пособия для детских музыкальных школ

 

 

Скачать учебник сольфеджио - Далматов
Н.А. Далматов
Музыкальная грамота и сольфеджио

Часть вторая
Четвертый и пятый годы обучения
“Музыка”, 1965г.
(DjVu, 4.19 Мб)

содержание:

 

ОТ АВТОРА

Вторая часть учебника «Музыкальная грамота и сольфеджио», так же как и первая, предназначается для вечерних школ общего музыкального образования и детских музыкальных школ с пятилетним сроком обучения. Кроме того, материал учебника может быть использован в старших классах детских музыкальных школ с семилетним сроком обучения, на вокальных, духовых и народных отделениях музыкальных училищ, в культурно-просветительных училищах и на первых курсах музыкально-педагогических факультетов педагогических институтов.
Вторая часть учебника представляет собой непосредственное продолжение первой части. В ней рассматриваются вопросы хроматики, отклонений и модуляций, сложные, переменные и смешанные размеры, более трудные ритмические фигуры. В качестве примеров во второй части используются одноголосные, легкие двухголосные и трехголосные образцы, а также отрывки с аккомпанементом, которые одновременно должны служить материалом для гармонического анализа.
Материал учебника излагается концентрически, то есть в порядке постепенного усложнения интонационных и ритмических трудностей.

Отличительной чертой предлагаемого учебника является объединение музыкальной грамоты н сольфеджио, на материале которого учащиеся практически закрепляют пройденные теоретические положения.
Учебник должен помочь начинающим музыкантам и любителям музыки овладеть музыкальной грамотой:
1) ознакомить их с основными элементами музыкальной речи и музыкальной выразительности;
2) закрепить полученные ими теоретические сведения путем сольфеджирования примеров народного творчества и отрывков из произведений русских, зарубежных и советских композиторов;
3) развить их музыкальный слух и музыкальную память.
Автор надеется, что настоящий учебник поможет педагогам в их работе и облегчит учащимся усвоение материала.
Все отзывы и пожелания автор просит направлять по адресу: Москва, Неглинная ул., д. 14, издательство «Музыка».
Н. Далматов

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Все основные темы настоящего учебника, как правило, строятся по следующему принципу: сначала излагается теоретический материал, который в дальнейшем закрепляется интонационными упражнениями и примерами для сольфеджирования из музыкальной литературы. В конце каждой темы дается перечень вопросов, на которые учащиеся должны ответить.
Однако есть темы, которые проходятся чисто теоретически. К ним относятся: 1) «Буквенная система обозначения музыкальных звуков»; 2) «Кварто-квинтовые круги тональностей»; 3) «Родство тональностей»; 4) «Хроматическая гамма»; 5) «Изложение аккордов в четырехголосии».
Первая из этих тем — «Буквенная система обозначения музыкальных звуков» — расширяет общий кругозор учащихся и их музыкальную грамотность. Темы «Кварто-квинтовые круги тональностей» и «Хроматическая гамма» являются подытоживающими, естественно вытекающими из предшествующей работы по освоению тональностей. Объяснение указанных тем должно проводиться на основе примеров из музыкальных произведений, которые учащиеся предварительно сольфеджировали или выучили наизусть.
Последняя из отмеченных тем — «Изложение аккордов в четырехголосии» — завершает развитие гармонического мышления учащихся на данном этапе, которое довольно равномерно происходило на протяжении курса музыкальной грамоты и сольфеджио, — от звуковых комплексов тонических аккордов на первом и втором годах обучения к трехзвучным гармониям главных ступеней и до-, минантсептаккорду на третьем году обучения; через обращения доминантсептаккорда и септаккорда VII ступени на четвертом году обучения к септаккорду II ступени на пятом году обучения.
Все эти аккорды изучаются в наипростейшем виде, со свободным переходом от трехголосия к четырехголосию и наоборот, в схемах, основанных на гармонической логике мышления и на плавном голосоведении.

Однако интонируемые учащимися аккордовые схемы, хотя и близки по своему характеру к музыкальным построениям, все же не представляют собой подлинную музыку. Поэтому освоение простейших аккордов в том виде, в каком они встречаются в музыкальных произведениях, является важной задачей.
После объяснения теоретических положений данной темы педагог обязан закрепить пройденный материал путем анализа отдельных аккордов в произведениях, приведенных в седьмой теме учебника (см. пятый год обучения). Аккорды для такого анализа надо давать выборочно, по собственному усмотрению.
При прохождении других тем учебника желательно, чтобы учащиеся выучили на память один или несколько примеров из музыкальной литературы с тщательным анализом их строения и умели бы петь последние, называя звуки, в тональностях с транспонированием на секунду и терцию. Практика показывает, что подобные упражнения хорошо закрепляют теоретические положения и развивают ладовое мышление учащихся.
Все теоретические знания учеников должны быть направлены на анализ нотного текста, именно в этом будет проявляться связь теории с жизнью и с музыкальной деятельностью любого учащегося. Чистое теоретизирование в стенах музыкальной школы не приносит желаемых результатов, скорее наоборот, оно причиняет вред, так как превращает живой и интересный предмет сольфеджио в абстракцию, оторванную от действительности и реально звучащей музыки.
Сольфеджируя любую мелодию, учащийся обязан тщательно проанализировать ее:
а) определить тональность произведения;
б) перевести на русский язык иностранные термины, встречающиеся в нотном тексте;
в) разобраться во фразировке;
г) сделать анализ интервального строения мелодии;
д) установить наличие движения мелодии по звукам аккордов,
известных учащемуся;
е) объяснить появление случайных знаков альтерации;
ж) определить тональный план.
Примерный круг вопросов, которые должны фигурировать при анализе сольфеджируемых отрывков, указан в первой теме учебника. При работе над последующими темами каждый педагог может задавать аналогичные вопросы, которые должны соответствовать материалу, изучаемому на данном этапе.
Вопросы прохождения материала в детской музыкальной школе. В детской музыкальной школе с пятилетним сроком обучения некоторые темы настоящего учебника могут быть пройдены сокращенно, в зависимости от подвинутости групп. К таким темам можно отнести: «Смешанные размеры», «Переменные размеры»,
«Размеры ??? и ???», «Характерные интервалы». При изучении темы «Синкопы» достаточно ознакомить учащихся с внутритактовыми — двухдольной и трехдольной — и междутактовой синкопами. Другие виды синкоп проходить не обязательно. Частично могут быть сокращены темы «Хроматические звуки» и «Отклонения и модуляции». Примеры из этих разделов даются выборочно, по усмотрению преподавателя.
Некоторые вопросы сольфеджирования. Долг педагога-сольфеджиста — научить учащихся слышать записанную в форме нот музыку без помощи инструмента. Исходя из приведенного положения, ни педагог, ни сам ученик не должцы подыгрывать на инструменте мелодию, которая сольфеджируется, или ее отдельные звуки, так как в этом случае мышление учащегося не участвует в работе по слуховому осознанию нотного текста.

Каждая нота, которую поет ученик, должна быть им предварительно услышана. Услышать звук как ступень тональности можно, помня звучание тонического трезвучия. Поэтому перед сольфеджированием любого примера учащийся должен настроиться в его тональность, спев как минимум тоническое трезвучие нужной тональности. Лучше, если при настройке в тональность ученик исполнит не только устойчивый аккорд, но и какое-либо упражнение с неустойчивыми звуками, например: опевание устойчивых звуков или отдельный неустойчивый аккорд с разрешением.
Настраиваться в нужную тональность целесообразнее всего с помощью камертона или применяя в качестве последнего соответствующую ноту на каком-либо инструменте.
Использование камертона оживляет урок, делает слух учащихся более активным и быстрее развивает их музыкальное мышление. Кроме того, при настройке в тональность отрабатывается пение изолированных интервалов и аккордов, исполнение которых в классе от заданного звука отпадает.
Если ученик допустил ошибку, то надо, приостановив соль-феджирование, разъяснить ему ее сущность и способ исправления, отработать отдельную интонацию или фразу, после чего продолжать пение. Если ошибка встретилась в середине фразы, то следует требовать от учащегося повторения фразы с самого начала.

Изучая гармоническое двухголосие с одинаковым ритмом движения голосов, следует петь не только отдельные голоса, но и все гармонические интервалы, имеющиеся в данном примере. Без этого ученики не смогут достаточно ясно представлять себе звучание двух голосов в одновременности.
Сольфеджируя с аккомпанементом, нужно предварительно разобрать мелодию без сопровождения и присоединить к ней аккомпанемент лишь после того, как она будет осознана учащимися.
Интонационные упражнения. Работая над интонацией, не следует употреблять термины «нечисто», «фальшиво», «грязно». Лучше заменить их более понятными для учеников терминами «выше» и «ниже».
Интонационными упражнениями могут служить: гаммы, отдельные ступени лада, диатонические секвенции, интервалы в ладу и аккордовые схемы.

Интонационные упражнения в виде аккордовых схем полезно давать учащимся в качестве домашнего задания, предварительно разобрав их в классе.
Однако нежелательно, чтобы интонационным упражнениям уделяли слишком много времени на уроке. Лимит времени на подобные упражнения не должен превышать 10 минут.
Определение на слух интервалов и аккордов. Интервалы и аккорды при определении на слух, как правило, должны даваться в движении.
Изолированный интервал или аккорд не развивают функционального слуха и музыкальной памяти, поэтому подобные упражнения не должны в большой мере практиковаться в курсе сольфеджио.
Усложнение интервалов и аккордов в последовательностях необходимо вводить постепенно, на основе прохождения сольфеджируемого материала и интонационных упражнений.


ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема I. Тональности с пятью знаками в ключе
Тональности Си мажор и соль-диез минор
Тональности Ре-бемоль мажор и си-бемоль минор
Тема 11. Буквенная система обозначения музыкальных звуков
Тема III. Тональности с шестью знаками в ключе
Тональности Фа-диез мажор и ре-диез минор
Тональности Соль-бемоль мажор и ми-бемоль минор
Тема IV. Кварто-квинтовые круги тональностей
Диезные мажорные тональности
Бемольные мажорные тональности
Энгармонически равные тональности
Кварто-квиптовый круг мажорных тональностей
Кварто-квинтовып круг минорных тональностей
Тема V. Обращения доминантсептаккорда
Разрешение обращений доминантсептаккорда.
Тема VI. Синкопы
Виутритактовая двухдольная синкопа
Междутактовая синкопа
Виутритактовая трехдольная синкопа
Другие виды синкоп
Тема VII. Шестидольный размер
Группировка в шестидольиом размере
Тема VIII. Гармонический мажор
Тема IX. Тритоны
Доминантовые тритоны
Субдоминантовые тритоны
Тема X. Характерные интервалы гармонических ладов
Разрешение характерных интервалов."
Тема XI. Вводные септаккорды или септаккорды VII ступени
Разрешение септаккордов VII ступени
Переход септаккорда VII ступени в диссонирующий аккорд доминанты

 

ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема I. Хроматические звуки
Проходящие хроматические звуки
Вспомогательные хроматические звуки
Тема II. Отклонения и модуляции
Отклонения и модуляции в сольфеджировании
Тема III. Тональности диатонического родства.
Система тональностей диатонического родства к мажору. Система тональностей диатонического родства к минору.
Тема IV. Хроматическая гамма
Классический способ написания мажорной хроматической гаммы
Восходящая мажорная хроматическая гамма
Нисходящая мажорная хроматическая гамма
Классический способ написания минорной хроматической гаммы. Восходящая минорная хроматическая гамма.
Нисходящая минорная хроматическая гамма
Тема V. Септаккорд II ступени (П7)
Разрешение септаккорда 11 ступени
Переход септаккорда 11 ступени в доминантовые гармонии
Тема VI. Изложение аккордов в четырехголосии
Мелодическое положение аккорда
Удвоения в трехзвучных гармониях
Тема VII. Сольфеджирование с аккомпанементом и примеры для гармонического анализа
Тема VIII. Сложные размеры— g и g2
Размер
Группировка в размере
Размер
Тема IX. Переменные размеры
Тема X. Смешанные размеры
Пятидольный размер


ПРИЛОЖЕНИЯ

I. Примерный образец устного экзаменационного билета.
II. Словарь наиболее употребительных иностранных терминов


Скачать пособие Скачать сольфеджио