А. Островский, Б. Незванов - Учебник сольфеджио

Сольфеджио



Учебники, пособия для училищ, ВУЗов

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

 

Выпуск II содержит 340 музыкальных примеров для сольфеджирования. Из них 268 одноголосных примеров и 72 двухголосных. В выпуске помещены 171 одноголосный и 80 двухголосных примеров для музыкального диктанта. Кроме того, в разных частях и разделах выпуска приводятся 46 трех- и четырехголосных музыкальных примеров для слухового гармонического анализа.
Всего, таким образом, в выпуске содержится 637 музыкальных образцов, отобранных преимущественно из творчества композиторов-классиков XVIII—XIX вв., а также из народных песен, песен советских композиторов и революционных песен, соответствующих по характеру мелодики и фактуры гомофонно-гармоническому стилю, лежащему в основе музыкального материала настоящего выпуска.

Во многих примерах выставлены принятые в первом выпуске знаки цезур и знаки реприз (возвращения к начальному материалу). Эти знаки помогают учащимся осознать форму музыкального примера, способствуют осмысленности сольфеджирования, правильной фразировке.
Значительно большее внимание, чем в первом выпуске, в настоящем выпуске уделяется артикуляционным обозначениям — легато, нон легато, стаккато, переходам от одного артикуляционного приема к другому. Эти артикуляционные приемы не предъявляют к учащимся трудных исполнительских требований, но вместе с тем внимательное их выполнение значительно повышает музыкальный уровень сольфеджирования, приближая содержание сольфеджио к специальности. Педагог не должен допускать пренебрежительного отношения к знакам динамики и артикуляции, не должен смиряться с сухим, выхолощенным немузыкальным ритмизованным пением «сольфеджий». Даже вспомогательные технические упражнения (пение гамм, секвенций и т. д.) могут быть выполнены с известной выразительностью и музыкальностью. Тем более требования чистого, осмысленного, выразительного интонирования обязательны при сольфеджировании музыкального примера. Выполняя артикуляционные обозначения (штрихи) и знаки цезур, учащиеся в значительной степени приближаются к цели. Однако все требования музыкальности и художественности недостижимы вне чистой интонации и вне устойчивого строя, являющихся главной заботой педагога. Вместе с тем нетрудно убедиться, что понимание строения примера (повторности, секвенций, приема модулирования, кульминации и других формообразующих элементов) и верное выполнение знаков артикуляции и динамики во многом способствуют выработке чистой интонации и устойчивого строя.