Выпуск II содержит 340 музыкальных примеров для сольфеджирования. Из
них 268 одноголосных примеров и 72 двухголосных. В выпуске помещены 171
одноголосный и 80 двухголосных примеров для музыкального диктанта. Кроме
того, в разных частях и разделах выпуска приводятся 46 трех- и четырехголосных
музыкальных примеров для слухового гармонического анализа.
Всего, таким образом, в выпуске содержится 637 музыкальных образцов, отобранных
преимущественно из творчества композиторов-классиков XVIII—XIX вв., а
также из народных песен, песен советских композиторов и революционных
песен, соответствующих по характеру мелодики и фактуры гомофонно-гармоническому
стилю, лежащему в основе музыкального материала настоящего выпуска.
Во многих примерах выставлены принятые в первом выпуске знаки цезур и
знаки реприз (возвращения к начальному материалу). Эти знаки помогают
учащимся осознать форму музыкального примера, способствуют осмысленности
сольфеджирования, правильной фразировке.
Значительно большее внимание, чем в первом выпуске, в настоящем выпуске
уделяется артикуляционным обозначениям — легато, нон легато, стаккато,
переходам от одного артикуляционного приема к другому. Эти артикуляционные
приемы не предъявляют к учащимся трудных исполнительских требований, но
вместе с тем внимательное их выполнение значительно повышает музыкальный
уровень сольфеджирования, приближая содержание сольфеджио к специальности.
Педагог не должен допускать пренебрежительного отношения к знакам динамики
и артикуляции, не должен смиряться с сухим, выхолощенным немузыкальным
ритмизованным пением «сольфеджий». Даже вспомогательные технические упражнения
(пение гамм, секвенций и т. д.) могут быть выполнены с известной выразительностью
и музыкальностью. Тем более требования чистого, осмысленного, выразительного
интонирования обязательны при сольфеджировании музыкального примера. Выполняя
артикуляционные обозначения (штрихи) и знаки цезур, учащиеся в значительной
степени приближаются к цели. Однако все требования музыкальности и художественности
недостижимы вне чистой интонации и вне устойчивого строя, являющихся главной
заботой педагога. Вместе с тем нетрудно убедиться, что понимание строения
примера (повторности, секвенций, приема модулирования, кульминации и других
формообразующих элементов) и верное выполнение знаков артикуляции и динамики
во многом способствуют выработке чистой интонации и устойчивого строя.