Самостоятельная настройка в ладотональности тесно связана с активизацией
внутреннего слуха и развитием музыкальной памяти. Для учащихся композиторской,
музыковедческой и дирижерско-хоровой специальностей настройка в тональности
и мысленная перестройка из одной тональности в другую имеет большое практическое
значение в их профессиональной деятельности. В репетиционной и особенно
в концертной работе дирижеру необходимо умение свободно пользоваться камертоном
для быстрой перестройки из одной тональности в другую.
Быстрая ориентировка в реальном звучании конкретной тональности, внутреннее
четкое представление колорита тональности и в особенности — умение точно
усваивать соотношение тональностей между собой (функциональное, ладовое,
интервальное) — составляют важную техническую основу профессиональной
деятельности композитора и музыковеда.
Навык самостоятельной настройки в ладотональности вырабатывается постепенно.
На первой стадии настройка производится с помощью педагога: педагог исполняет
на инструменте мелодический или гармонический оборот, хорошо обрисовывающий
данную тональность; учащиеся поют упражнения, помогающие хорошо укрепиться
в заданной тональности (гамму или характерный мелодический оборот) (см.
I выпуск учебника).
В дальнейшем, прослушав настройку, заданную на инструменте или голосом,
учащиеся сами, сначала вслух, а затем и мысленно, выполняют необходимые
мелодические упражнения, настраивающие и укрепляющие слух в нужной ладотональности.
По мере приобретения учащимися навыков все более свободной настройки,
комплекс настраивающих упражнений становится все меньше и проще, пока
не приведет, наконец, к мгновенной реакции на заданную тонику и мысленной
настройке в тональности.
Процесс первичного обучения настройке в тональности, которого мы здесь
повторно касаемся, достаточно подробно рассмотрен в первом выпуске учебника.
Приступив к овладению материалом второго выпуска, необходимо постепенно
добиваться овладения учащимися навыками вполне самостоятельной настройки
в ладотональности: от настройки по заданной ступени до настройки по памяти
и без какого бы то ни было извне данного тона.
Настройка по заданной ступени ладотональности выполняется примерно так:
преподаватель объявляет тональность и берет на инструменте или голосом
тонический звук. Учащиеся, приняв тон (сначала вслух, в дальнейшем мысленно),
интонируют тоническое трезвучие или, если в этом есть необходимость —
тоническое трезвучие с прилегающими к нему неустойчивыми тонами.
В качестве одного из средств активизации внутреннего слуха для настройки
в тональности может задаваться не тонический, а какой-либо другой тон
лада. Сначала — устойчивая ступень, затем — вводный тон, в дальнейшем
другие ступени лада. Учащиеся, осознав заданный тон в качестве соответствующей
ступени предложенной тональности, отыскивают слухом ее тоническое трезвучие.
Упражнения по настройке в тональности от заданного нетонического звука
следует вводить только после того, как учащиеся овладеют навыками пения
и определения на слух гамм, исполненных от разных ступеней.
От настройки в тональности по заданной ступени лада следует переходить
к настройке по камертону. Вначале в качестве «камертона» может служить
звук «ля» первой октавы, взятый на фортепиано,
а в дальнейшем нужно применять реальный камертон.
Рекомендуя учащимся наиболее удобные способы перехода от камертона «ля»
к звукам тонического трезвучия искомой тональности, следует подчеркнуть,
что нисходящее интонирование (вслух или мысленно) устоев лада обеспечивает
большую интонационную точность настройки, а опора на основной тон способствует
лучшему закреплению слуха в тональности.
Настройка по камертону в заданной тональности; если задано настроиться
по камертону «ля» в тональности ля минор, Ля мажор, Фа мажор, фа-диез
минор, ре минор и Ре мажор, следует принять звук камертона соответственно
за основной, терцовый или квинтовый тон и спеть (в слух или мысленно)
звуки тонического аккорда до квинты и затем вниз до тоники, или непосредственно
спускаясь от квинты через терцовый тон к нижней тонике.
В ряде случаев звук камертона следует принять за VI ступень ладотональности
и разрешив ее в V ступень проинтонировать устои лада сверху вниз, с остановкой
на нижней тонике (настройка в До мажор и до-диез минор).
Часто звук камертона принимается за вводный тон к квинтовому, терцовому
или основному тону заданной тональности (настройка в Ми-бемоль мажор,
ми-бемоль минор, Соль-бемоль мажор, соль минор, Си-бемоль мажор, си-бемоль
минор); после разрешения в соответствующий устой интонируется трезвучие
нужной ладотональности.
Труднее выполнить настройку в ладотональности, требующей перехода от камертона
на большую секунду вверх на тон «си» (настройка в тональности Ми мажор,
ми минор, Соль мажор.Си мажор, си минор). Неудобна настройка по камертону
в тональности Си мажор и си минор, так как тон «ля» в этих ладотональностях
(в особенности в Си мажоре) обладает определенно выраженным модуляционным
качеством. В этих ладотональностях, после настройки на тонику «си» необходимо
перед интонированием тонического трезвучия спеть верхнюю терцию, тем самым
подчеркнув ладовое наклонение тональности.
Еще более сложна настройка в ладотональностях, требующих перехода от камертона
к звуку «ля-бемоль» в качестве одного из устоев заданной ладотональности
(Ля-бемоль мажор, ля-бемоль минор, фа минор, Ре-бемоль мажор). Здесь необходимо
умело выполнить хроматическое понижение ля — ля-бемоль, определяющее дальнейшее
закрепление в заданной ладотональности.
Определение ладотональности по камертону: дается звук «ля» (на фортепиано или камертоном), затем исполняется тонический
аккорд нужной тональности, его секстаккорд в тесном или широком расположении
тонов или аккорд, с которого начинается музыкальный пример. Учащиеся соотносят
аккорд с заданным звуком «ля» и устанавливают тональность по общему тону
(тональности Ля мажор, ля минор, Фа мажор, ре минор, Ре мажор) или по
интервалу, связывающему камертон с тем или иным звуком тонического или
иного аккорда искомой тональности.
Следующим важным этапом в развитии навыков самостоятельной настройки явится
тренировка в перестройке с одной тональности на другую, в определении
новой тональности, ориентируясь по тонике предыдущей тональности. При
этом тональности сравниваются по функциональному и интервальному соотношению
их тоник или по окраске: тональности доминанты и субдоминанты — по функциональному
признаку, медиантные тональности — по окраске и направлению, тональности
II ступени в мажоре и VII натуральной ступени в миноре определяют по секундовому
соотношению тоник.
Полезно тренировать учащихся в определении тональности на слух не только
на фортепиано, но при возможности и на других инструментах (в частности
— на фисгармонии), а также в вокальном звучании. Систематические упражнения
должны привести к определению их на слух без сравнения с тониками других
тональностей, по их высотному положению и тембровой окраске.
Упражнения в определении на слух тональности проводятся с момента усвоения
учащимися основных гармонических функций. Задания по перестройке из одной
тональности в другую нужно давать систематически на теоретико-композиторском,
дирижерско-хоровом, фортепианном и струнном отделениях, начиная со второго
семестра первого года обучения в музыкальном училище; на отделениях духовых
и народных инструментов — начиная со второго года обучения. На вокальном
отделении задания по настройке в ладотональности выполняются с помощью
педагога.