А. Островский, Б. Незванов - Учебник сольфеджио

Сольфеджио



Учебники, пособия для училищ, ВУЗов

 

О САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ НАВЫКАХ СЛУХОВОЙ НАСТРОЙКИ В ЛАДОТОНАЛЬНОСТИ

 

 

Самостоятельная настройка в ладотональности тесно связана с активизацией внутреннего слуха и развитием музыкальной памяти. Для учащихся композиторской, музыковедческой и дирижерско-хоровой специальностей настройка в тональности и мысленная перестройка из одной тональности в другую имеет большое практическое значение в их профессиональной деятельности. В репетиционной и особенно в концертной работе дирижеру необходимо умение свободно пользоваться камертоном для быстрой перестройки из одной тональности в другую.
Быстрая ориентировка в реальном звучании конкретной тональности, внутреннее четкое представление колорита тональности и в особенности — умение точно усваивать соотношение тональностей между собой (функциональное, ладовое, интервальное) — составляют важную техническую основу профессиональной деятельности композитора и музыковеда.
Навык самостоятельной настройки в ладотональности вырабатывается постепенно. На первой стадии настройка производится с помощью педагога: педагог исполняет на инструменте мелодический или гармонический оборот, хорошо обрисовывающий данную тональность; учащиеся поют упражнения, помогающие хорошо укрепиться в заданной тональности (гамму или характерный мелодический оборот) (см. I выпуск учебника).
В дальнейшем, прослушав настройку, заданную на инструменте или голосом, учащиеся сами, сначала вслух, а затем и мысленно, выполняют необходимые мелодические упражнения, настраивающие и укрепляющие слух в нужной ладотональности.
По мере приобретения учащимися навыков все более свободной настройки, комплекс настраивающих упражнений становится все меньше и проще, пока не приведет, наконец, к мгновенной реакции на заданную тонику и мысленной настройке в тональности.
Процесс первичного обучения настройке в тональности, которого мы здесь повторно касаемся, достаточно подробно рассмотрен в первом выпуске учебника.

Приступив к овладению материалом второго выпуска, необходимо постепенно добиваться овладения учащимися навыками вполне самостоятельной настройки в ладотональности: от настройки по заданной ступени до настройки по памяти и без какого бы то ни было извне данного тона.
Настройка по заданной ступени ладотональности выполняется примерно так: преподаватель объявляет тональность и берет на инструменте или голосом тонический звук. Учащиеся, приняв тон (сначала вслух, в дальнейшем мысленно), интонируют тоническое трезвучие или, если в этом есть необходимость — тоническое трезвучие с прилегающими к нему неустойчивыми тонами.
В качестве одного из средств активизации внутреннего слуха для настройки в тональности может задаваться не тонический, а какой-либо другой тон лада. Сначала — устойчивая ступень, затем — вводный тон, в дальнейшем другие ступени лада. Учащиеся, осознав заданный тон в качестве соответствующей ступени предложенной тональности, отыскивают слухом ее тоническое трезвучие.
Упражнения по настройке в тональности от заданного нетонического звука следует вводить только после того, как учащиеся овладеют навыками пения и определения на слух гамм, исполненных от разных ступеней.

От настройки в тональности по заданной ступени лада следует переходить к настройке по камертону. Вначале в качестве «камертона» может служить звук «ля» первой октавы, взятый на фортепиано, а в дальнейшем нужно применять реальный камертон.
Рекомендуя учащимся наиболее удобные способы перехода от камертона «ля» к звукам тонического трезвучия искомой тональности, следует подчеркнуть, что нисходящее интонирование (вслух или мысленно) устоев лада обеспечивает большую интонационную точность настройки, а опора на основной тон способствует лучшему закреплению слуха в тональности.
Настройка по камертону в заданной тональности; если задано настроиться по камертону «ля» в тональности ля минор, Ля мажор, Фа мажор, фа-диез минор, ре минор и Ре мажор, следует принять звук камертона соответственно за основной, терцовый или квинтовый тон и спеть (в слух или мысленно) звуки тонического аккорда до квинты и затем вниз до тоники, или непосредственно спускаясь от квинты через терцовый тон к нижней тонике.
В ряде случаев звук камертона следует принять за VI ступень ладотональности и разрешив ее в V ступень проинтонировать устои лада сверху вниз, с остановкой на нижней тонике (настройка в До мажор и до-диез минор).
Часто звук камертона принимается за вводный тон к квинтовому, терцовому или основному тону заданной тональности (настройка в Ми-бемоль мажор, ми-бемоль минор, Соль-бемоль мажор, соль минор, Си-бемоль мажор, си-бемоль минор); после разрешения в соответствующий устой интонируется трезвучие нужной ладотональности.

Труднее выполнить настройку в ладотональности, требующей перехода от камертона на большую секунду вверх на тон «си» (настройка в тональности Ми мажор, ми минор, Соль мажор.Си мажор, си минор). Неудобна настройка по камертону в тональности Си мажор и си минор, так как тон «ля» в этих ладотональностях (в особенности в Си мажоре) обладает определенно выраженным модуляционным качеством. В этих ладотональностях, после настройки на тонику «си» необходимо перед интонированием тонического трезвучия спеть верхнюю терцию, тем самым подчеркнув ладовое наклонение тональности.
Еще более сложна настройка в ладотональностях, требующих перехода от камертона к звуку «ля-бемоль» в качестве одного из устоев заданной ладотональности (Ля-бемоль мажор, ля-бемоль минор, фа минор, Ре-бемоль мажор). Здесь необходимо умело выполнить хроматическое понижение ля — ля-бемоль, определяющее дальнейшее закрепление в заданной ладотональности.
Определение ладотональности по камертону: дается звук «ля» (на фортепиано или камертоном), затем исполняется тонический аккорд нужной тональности, его секстаккорд в тесном или широком расположении тонов или аккорд, с которого начинается музыкальный пример. Учащиеся соотносят аккорд с заданным звуком «ля» и устанавливают тональность по общему тону (тональности Ля мажор, ля минор, Фа мажор, ре минор, Ре мажор) или по интервалу, связывающему камертон с тем или иным звуком тонического или иного аккорда искомой тональности.
Следующим важным этапом в развитии навыков самостоятельной настройки явится тренировка в перестройке с одной тональности на другую, в определении новой тональности, ориентируясь по тонике предыдущей тональности. При этом тональности сравниваются по функциональному и интервальному соотношению их тоник или по окраске: тональности доминанты и субдоминанты — по функциональному признаку, медиантные тональности — по окраске и направлению, тональности II ступени в мажоре и VII натуральной ступени в миноре определяют по секундовому соотношению тоник.
Полезно тренировать учащихся в определении тональности на слух не только на фортепиано, но при возможности и на других инструментах (в частности — на фисгармонии), а также в вокальном звучании. Систематические упражнения должны привести к определению их на слух без сравнения с тониками других тональностей, по их высотному положению и тембровой окраске.
Упражнения в определении на слух тональности проводятся с момента усвоения учащимися основных гармонических функций. Задания по перестройке из одной тональности в другую нужно давать систематически на теоретико-композиторском, дирижерско-хоровом, фортепианном и струнном отделениях, начиная со второго семестра первого года обучения в музыкальном училище; на отделениях духовых и народных инструментов — начиная со второго года обучения. На вокальном отделении задания по настройке в ладотональности выполняются с помощью педагога.