А. Островский, Б. Незванов - Учебник сольфеджио

Сольфеджио



Учебники, пособия для училищ, ВУЗов

 

ТРАНСПОНИРОВАНИЕ В КУРСЕ СОЛЬФЕДЖИО

 

 

Основным способом транспонирования следует считать ладотональный способ, опирающийся на осознание значения ступеней лада, мелодических интервалов и гармонических функций, характеризующих музыкальный пример, подлежащий транспонированию. Интервальное транспонирование следует использовать значительно позднее.
Первоначально выбор тональностей должен практически исключать интервальное транспонирование. Поэтому целесообразно задавать транспонировать в тональности, отстоящие на кварту, квинту или даже тритон от исходной (от оригинала). Количество знаков в новой тональности не должно превышать четырех-пяти. Однако выбор тональности, в которую транспонируется пример, менее существен, чем его простота или сложность.

Уже на первом курсе музыкального училища надо систематически упражнять учащихся в транспонировании мелодии. Этой задаче соответствовали в первом выпуске учебника задания по сольфеджированию мелодических упражнений, секвенций, записанных музыкальных диктантов и др.
В настоящем, втором, выпуске учебника важное значение придается транспонированию четырехголосных примеров аккордово-гармонического склада. К этим упражнениям следует переходить после некоторого практического опыта учащихся в определении на слух трезвучий и в пении гармонических кадансов. Напервых порах фактура транспонируемых примеров должна быть предельно простой: голоса ритмически совпадают, аккорды сменяются в простейшем ритме, неаккордные звуки отсутствуют. По мере усвоения новых средств в слуховом анализе и интонировании гармоническое содержание и фактура транспонируемых примеров постепенно усложняется.

Задание по транспонированию гармонических примеров проводится следующим образом: учащиеся выполняют слуховой гармонический анализ примера, записывают или запоминают гармоническую последовательность в виде «цифровки» и поют его в оригинальной тональности индивидуально («по вертикали») и хором, разделившись по голосам. Затем усвоенная гармоническая последовательность интонируется учащимися в новой тональности «по вертикали» и за фортепиано: поется один из голосов с исполнением других на инструменте.
Транспонирование гармонических примеров может быть с успехом использовано в качестве задания для домашней проработки.