Основным способом транспонирования следует считать ладотональный способ,
опирающийся на осознание значения ступеней лада, мелодических интервалов
и гармонических функций, характеризующих музыкальный пример, подлежащий
транспонированию. Интервальное транспонирование следует использовать значительно
позднее.
Первоначально выбор тональностей должен практически исключать интервальное
транспонирование. Поэтому целесообразно задавать транспонировать в тональности,
отстоящие на кварту, квинту или даже тритон от исходной (от оригинала).
Количество знаков в новой тональности не должно превышать четырех-пяти.
Однако выбор тональности, в которую транспонируется пример, менее существен,
чем его простота или сложность.
Уже на первом курсе музыкального училища надо систематически упражнять
учащихся в транспонировании мелодии. Этой задаче соответствовали в первом
выпуске учебника задания по сольфеджированию мелодических упражнений,
секвенций, записанных музыкальных диктантов и др.
В настоящем, втором, выпуске учебника важное значение придается транспонированию
четырехголосных примеров аккордово-гармонического склада. К этим упражнениям
следует переходить после некоторого практического опыта учащихся в определении
на слух трезвучий и в пении гармонических кадансов. Напервых порах фактура
транспонируемых примеров должна быть предельно простой: голоса ритмически
совпадают, аккорды сменяются в простейшем ритме, неаккордные звуки отсутствуют.
По мере усвоения новых средств в слуховом анализе и интонировании гармоническое
содержание и фактура транспонируемых примеров постепенно усложняется.
Задание по транспонированию гармонических примеров проводится следующим
образом: учащиеся выполняют слуховой гармонический анализ примера, записывают
или запоминают гармоническую последовательность в виде «цифровки» и поют
его в оригинальной тональности индивидуально («по вертикали») и хором,
разделившись по голосам. Затем усвоенная гармоническая последовательность
интонируется учащимися в новой тональности «по вертикали» и за фортепиано:
поется один из голосов с исполнением других на инструменте.
Транспонирование гармонических примеров может быть с успехом использовано
в качестве задания для домашней проработки.