Пение с аккомпанементом способствует точной, ритмичной, выразительной интонации,
обогащает гармонический слух, содействует сближению класса сольфеджио с
практическими формами музицирования. Интонируя вокальные произведения с
аккомпанементом, учащиеся должны стремиться к осознанной фразировке, тщательному
исполнению цезур и пауз; особое внимание следует уделять четкому, осмысленному
произнесению словесного текста. Педагог должен обращать внимание учащегося
на выразительное значение ярких красочных гармоний и на отдельные интересные
частности голосоведения.
Для учащихся ряда специальностей навык пения с аккомпанементом имеет практическое
значение: композиторам он поможет при исполнении ими своих вокальных сочинений,
музыковеды получают в этом навыке важное подспорье в практике изучения вокальной
музыки; пианистам он поможет в классах ансамбля, в концертмейстерской работе
— с исполнителями. Значение навыка пения по нотам с аккомпанементом для
учащихся вокалистов само собой разумеется. В группах теоретико-композиторского,
дирижерско-хорового и фортепианного отделений учащиеся, как правило, должны
сами исполнять партию аккомпанемента. На других отделениях партию фортепиано
обычно исполняет преподаватель.
Для пения с аккомпанементом используются песни,
романсы и арии русских и зарубежных композиторов. При отборе произведений
наряду с интонационными трудностями следует учесть вокальные возможности
учащихся и доступность фортепианного сопровождения.1 Помимо сольных вокальных
произведений используются и нетрудные дуэты. Пение с аккомпанементом полезно
включать в домашние задания.
При всем значении навыка пения с аккомпанементом эта форма работы в курсе
сольфеджио имеет все же лишь вспомогательное значение. К ней следует, в
частности, прибегать с целью помочь исправлению обнаруживаемых пробелов
в интонации или в слуховом анализе.