А. Островский, Б. Незванов - Учебник сольфеджио

Сольфеджио



Учебники, пособия для училищ, ВУЗов

 

СЛУХОВОЙ ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

 

 

Воспитание и развитие так называемого гармонического слуха во втором выпуске учебника выдвигается как одна из основных задач. Ведущее значение при выполнении этой задачи приобретает выработка навыков слухового гармонического анализа.
В слуховом гармоническом анализе следует различать два возможных подхода: детальный анализ (определение аккордов, кадансов, мелодической фигурации, особенностей голосоведения) и анализ фактуры и формы, рассматривающий средства музыкальной выразительности во взаимосвязи.
В соответствии с музыкально-стилистическим содержанием второго выпуска занятия по слуховому гармоническому анализу имеют своей базой гармонии и гармонические последовательности, характерные для музыки XVIII—XIX вв. На основе слухового усвоения этих гармонических средств учащиеся должны приобрести систему навыков, которые позволят им в дальнейшем анализировать на слух гармонию других стилей.

Определяя на слух аккорды, кадансы, модуляции, учащиеся ориентируются по следующим признакам: по гармонической функции, басовому голосу, окраске аккорда, по характерным оборотам мелодии и типичным приемам голосоведения. Приемы мелодической фигурации усваиваются попутно с аккордами при анализе художественных образцов, в которых данный прием фигурации выступает вне сочетания с другими.
Важное вспомогательное значение имеет навык определения на слух гармонической
структуры. Под гармонической структурой аккорда следует понимать конкретное его интервальное строение, расположение звуков по голосам, удвоения и пропуски тонов. Слышание гармонической структуры помогает осознанному восприятию красочной стороны гармонии, различению голосов гармонии и голосоведения, позволяет выяснить звуковой состав любых аккордов и созвучий.
Различается элементарная аккордовая структура (тоны аккорда расположены на расстоянии ближайших простых интервалов) и свободная гармоническая структура, как она проявляется в данной конкретной фактуре художественного образца.

Одним из важнейших упражнений, вырабатывающих навык определения на слух гармонической структуры, является интонирование аккорда по вертикали — пение тонов аккорда или случайного созвучия в порядке расположения их по голосам (бас — тенор — альт — сопрано или бас — сопрано — альт — тенор). Интонирование по вертикали опирается на четкие представления ступеней лада и интервалов.
Интонирование аккордов по вертикали связано с перемещением голоса из одной октавы в другую, что приводит к «перекрещиванию» голосов, неизбежному в условиях ограниченного диапазона человеческого голоса. Наиболее удобным является перекрещивание альтового и тенорового голосов. Целесообразно сохранение мелодического (сопранового) голоса в качестве верхнего, басового — как нижнего, каждого из средних голосов — в пределах определенного регистра, избегая перемещения из одной октавы в другую (см. указания в разделе 1, стр. 21)

Уже указывалось на важное практическое значение навыка определения элементарной гармонической структуры, то есть умения мысленно расположить тоны созвучия от баса по ближайшим интервалам кверху. К этому способу определения гармонической структуры следует прибегать на той стадии обучения, когда в круг изучаемых гармонических средств включаются обороты, выявляющие переменные функции аккордов, а также сложные аккорды и созвучия. Однако тренироваться в навыке надо заблаговременно на простых музыкальных примерах.

Слышание голосоведения, умение отмечать слухом его особенности помогает восприятию богатства гармонической ткани, тонких нюансов ладовых и мелодических связей гармонии. Упражнения в слушании голосоведения способствуют преодолению инерции слуха, делают его гибким и активным. Этот важный навык вместе с умением осознать переменные функции аккордов и определить на слух структуру свободных гармонических вертикалей помогает выявить ненормативность удвоений, наличие неаккордовых образований, подготавливает учащихся к слуховому анализу многих типичных явлений современной гармонии.

Слышать голосоведение — значит уметь проследить за мелодическим движением любого голоса, вычленив его из гармонического целого. На первых порах следует тренировать слух в прослеживании крайних голосов — мелодии и баса. В дальнейшем необходимо добиваться пытливого вслушивания в движение средних голосов, что гораздо труднее и требует особо настойчивой тренировки.
Работа по воспитанию навыков слухового гармонического анализа неотрывна от ансамблевого интонирования гармонических последовательностей трио (терцетом), квартетом и хором. Задания по ансамблевому интонированию гармонии следует выполнять в медленном темпе, тщательно работая над строем, неуклонно побуждая учащихся внимательно вслушиваться в цельное звучание каждого аккорда, следить за голосоведением и координировать звучание своей партии с остальными.
На основе практического опыта детального гармонического анализа следует все более систематически работать над слуховым анализом фактуры и формы, приближаясь ко все более целостному анализу музыкального произведения. Навыки такого анализа обеспечивают прочную слуховую основу музыкально-теоретического цикла (гармонии, полифонии, анализа музыкального произведения) и сближают сольфеджио со специальностью учащегося.

Навыки целостного слухового анализа воспитывают постепенно, попутно с процессом усвоения учащимися новых средств музыкальной выразительности, новых элементов музыкальной речи. На первом году обучения в музыкальном училище анализируется главным образом мелодика (строение мелодии, мелодический рисунок, мелодические интервалы, особенности ладо-ритмического строения); музыкальный материал при этом ограничивается диатоникой мажора и минора. На втором году обучения (на некоторых отделениях — на третьем году) слуховой анализ сосредоточивается на осознании гармонии, на анализе фактуры, на характеристике всех выразительных средств в связи с формой и жанром музыкального произведения.

В настоящем, втором, выпуске учебника в качестве основной структуры, изучаемой в слуховом гармоническом анализе, принят период, позволяющий достаточно полно выявить роль выразительных средств музыки в формообразовании.
Слуховой анализ данного примера или фрагмента из музыкального произведения педагог предваряет постановкой специальных вопросов, конкретизирующих задание и направляющих слуховое внимание учащихся. По мере овладения учащимися все более углубленными навыками слухового анализа, предваряющие вопросы педагога становятся все более разнообразными, индивидуализированными, устремляющими внимание на различение тонких, малозаметных деталей фактуры, особенности формы анализируемого примера.