Хоровые произведения
Здравствуй, славная столица!
Хоры русских и советских композиторов для смешанного хора без сопровождения
составитель Б. Тевлин
“Музыка”, 1978г.
номер 9965
содержание:
100 лет Русскому хоровому обществу в Москве
Русское хоровое общество, 100-летие которого отмечается в 1978 году, возникло
в обстановке идейно-политического подъема 60-—70-х годов XIX столетия.
Русская музыкальная культура топ эпохи характеризуется обостренным интересом
к истокам национального искусства, фольклору, к отечественной истории.
Богатством могучих индивидуальностей поражает русская композиторская школа.
Творения Глинки и Бородина, Балакирева и Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова
обретают мировую славу.
Стремительное становление русского хорового искусства неразрывно связано
с успехами в области исполнительства. Во время пребывания в Петербурге
Г, Берлиоз, по словам В. Стасова, «пришел в великое восхищение от пения
Прадворшой певческой капеллы». Открытое в 1830 году Московское Синодальное
училище также во многом содействовало подъему русской хоровой культуры.
Хоровая капелла, организованная еще в XVIII веке графом II. Шереметевым,
к середине XIX века иод управлением выдающегося русского хормейстера Г.
Ломакина (1812 1885) становится первоклассным коллективом. Широкую пропаганду
русских песен ведет хор Д. Агренева-Славянского (1834-1908).
Вторая половина XIX века отмечена стремлением передовой русской интеллигенции
отдать свои знания делу музыкального просвещения народа. В чти годы открывается
много воскресных бесплатных музыкальных школ. После создания в Петербурге
Русского музыкального общества (1859) и консерватории (1862) встал вопрос
об организации отделения РМО и консерватории в Москве. Эту работу возглавил
Н. Рубинштейн (1835- 1881), пользовавшийся среди музыкантов огромной популярностью.
Открытие Московского отделения РМО (1860), а затем и Московской консерватории
(186(5) коренным образом изменило положение с музыкальным образованием.
По инициативе В. Одоевского (1804 -1869) при Московском отделении РМО
в 18(34 году создается бесплатный класс хорового пения. В речи па открытии
этого класса Н. Рубинштейн сказал: «Все народы поют, а русский парод даже
прославился своими песнями, своей способностью не только передавать, по
и гармонизировать свои напевы. Пение — потребность русской жизни...»
Возглавил бесплатный класс хорового пения К. К. Альбрехт (1836—1893)—один
из ближайших сотрудников и помощников Н. Рубинштейна при организации Московского
отделения РМО и Московской консерватории, где он стал инспектором и преподавателем
хорового пения и сольфеджио. Его музыкальное дарование высоко ценил Чанковркин.
По словам Н. Капжина, «Альбрехт подкупал Чайковского своим тонким музыкальным
вкусом и способностью критического анализа».
Новым этапом в развитии хоровой культуры явилась организация в Москве
в 1878 году Русского хорового общества. Основанное по инициативе К. Альбрехта,
РХО ставило перед собой задачи пропаганды хорового нения (главным образом,
а capella), издания хоровой литературы, исполнения произведений русских
композиторов. Учредителями Общества стали участники хорового класса (их
было тогда 21 человек). Созданный ими Устав РХО был утвержден 15 июля
1878 года, а 28 августа в помещении консерватории, состоялось первое общее
собрание учредителей РХО. На раннем этапе своей деятельности Общество
занималось кропотливой работой по накоплению хорового репертуара, в первую
очередь а сарре1Гпых сочинении русских композиторов.
Первое исполнительское собрание РХО состоялось 12 октября 1878 гада. В
числе авторов, произведения которых звучала в концертном сезоне 1878—1879
гг., были А. Рубинштейн, А. Рубец, С. Танеев, Дж. Палестрииа, В. Моцарт,
Ф. Мендельсон, Р. Шуман.
Последующие годы характеризуются оживлением различных сторон деятельности
РХО: открытием хоровых классов, расширением концертного репертуара и числа
исполнительских собраний, созданием новых хоровых произведений. Первыми
композиторами, специально написавшими для РХО, были С. Танеев и Э. Напрапник.
Хор РХО принимает участие в концертах Русского музыкального общества и
Московской консерватории.
Почти все крупнейшие московские музыканты сотрудничают с Русским хоровым
обществом. После К. Альбрехта РХО возглавляли А. Лренский (с 1888 по 1895
г.), М. Ипполитов-Иванов (с 1895 по 1901 г.), В. Сафонов (с 1901 по 1905
г.), затем вновь Ипполитов-Иванов. Дирижерами Общества были В. Орлов,
Н. Голованов, Ф. Иванов, Ф. Кёнеман, П. Чесноков, С. Василенко, С. Потоцкий.
В 1881 — 1882 гг. Общество приступило к изданию сборников хоровых сочинений.
При Обществе открылись бесплатные народные хоровые классы а капелла, в
состав которой входило около ста человек.
Через десять лет после образования Русского хорового общества репертуар
его хора включал 203 произведения, большую часть которых составляли сочинения
русских композиторов и обработки русских народных песен. Исполнительские
собрания Общества проходили с неизменным успехам.
В 90-е годы хор Общества выступает в симфонических собраниях РМО, где
исполняет вокально-симфонические произведения русских композиторов.
К своему 25-летию РХО объявляет конкурс на создание хоровых сочинений
а capella.
Тесная дружба и творческое сотрудничество Общества с композиторами способствовали
созданию произведений, многие из которых вошли в золотой фонд отечественной
хоровой литературы: «Не кукушечка во сыром бору» П. Чайковского, «Татарский
полон» Н. Римского-Корсакова, «В зареве огнистом» А. Гречанинова, «Восход
солнца» С. Танеева и другие.
Широкая исполнительская, учебно-воспитательная и просветительская деятельность
Русского хорового общества в Москве была свидетельством благородного служения
родному народу и его искусству лучших представителей русской интеллигенции.
После Великой Октябрьской социалистической революции хоровая культура,
как и все музыкальное искусство, получает огромные возможности для своего
развития. Сочетание новых методов музыкального образования с замечательными
традициями русской певческой культуры приводит к прекрасным результатам.
Сегодня Всероссийское хоровое общество — это свыше миллиона человек в
74-х хоровых обществах автономных республик, краев и областей РСФСР, городах
Москве, Ленинграде и Магнитогорске; это невиданный расцвет всех форм народного
музыкально-хорового творчества; это яркое искусство профессиональных хоров;
это грандиозные смотры массового народного музицирования праздники песни,
конкурсы, фестивали; это методическая и нотная литература; это активная
общественно-просветительская деятельность как сотен тысяч юных и взрослых
певцов, так и крупнейших мастеров советского искусства: Героя Социалистического
Труда, народного артиста СССР, профессора А. Свешникова (председатель
Правления ВХО с 1957 по 1965 г.), Героя Социалистического Труда, народного
артиста СССР А. Новикова (председатель Правления ВХС) по 1970 г.), народного
артиста РСФСР, профессора А. Юрлова (председатель Правления ВХО с 1970
по 1973 г.), народного артиста СССР, профессора В. Соколова (председатель
Правлении ВХО с 1974 г.), народного артиста СССР, профессора К. Птицы
(председатель Правления хорового общества Москвы с 1958 г.) и многих других.
В сборник вошли произведении русских и советских композиторов, в разное
время исполнявшиеся в концертных программах хорового общества. Составитель
надеется, что сборник привлечет внимание профессионалов и любителей музыки
к славным страницам истории русского хорового искусства.
Б. Тевлин.