Г. Струве - Хоровое сольфеджио

Ноты для хора



Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов

 

Глава I
О ПРИНЦИПАХ СТУДИЙНОСТИ

 

 

Хоровая студия — эффективная форма массового музыкального воспитания детей. С ее появлением началось интенсивное развитие детского хорового искусства в нашей стране.
Первая хоровая студия «Пионерия», возникшая на базе хора семилетней школы подмосковного поселка Вешняки, стала структурной моделью хоровых студий не только в СССР, но и в других социалистических странах.


В многогранной деятельности хоровых студий сочетаются исполнительская, пропагандистская, учебно-образовательная и воспитательная работа. Признаки студийности могут проявляться в самых разных по организации детских хоровых коллективах: в хоровых школах (выросших из хоровых студий), в детских хоровых коллективах общеобразовательных, музыкальных школ и внешкольных заведений (Дома и Дворцы пионеров, Дома и Дворцы культуры, клубы и т. д.).


Основные признаки студийности: 1) хоровые ступени, 2) хоровые классы, 3) хоровые лагеря, 4) хоровые «прививки», 5) хоровая эстафета, 6) взаимосвязь музыкальных предметов на основе хорового исполнительства.

 

* * *

 

 

ХОРОВЫЕ СТУПЕНИ предусматривают наличие как минимум двух хоровых коллективов:
а) разновозрастный — младший хор, старший хор;
б) хор, состоящий из детей приблизительно одного
возраста. Дифференцированный отбор подразумевает не возраст, а уровень подготовки: хор старший — подготовленные учащиеся, хор младший —
неподготовленные или мало подготовленные хористы. Хоровые ступени — это основное условие стабильности хорового коллектива, его творческого
роста. Наличие даже двух ступеней создает возможность в младшем хоре постоянно готовить кадры для старшего хора. При этом старший хор получает возможность постоянно наращивать свой творческий потенциал. Еще большие возможности
открываются перед коллективом, имеющим три хоровые ступени.
Разберем организацию хоровых ступеней на примере студии «Пионерия». Как правило, в студию принимаются дети в возрасте от 6—7 до 11 лет, желающие заниматься музыкой. Даже фальшиво поющий ребенок при правильной организации учебного процесса к концу первой ступени свободно интонирует в небольшом диапазоне (кварты, квинты).
Научно доказано, что любой ребенок, не имеющий физических дефектов слуха или голоса, может научиться правильно интонировать. А в хоровом коллективе способности к интонированию развиваются гораздо быстрей. Это обусловлено рядом причин: во-первых, ребенок не чувствует внимания, направленного именно на него. Ведь часто ребенок поет неверно не потому, что не слышит, а потому, что скован; во-вторых, дети, поющие верно, как бы «настраивают» на свой «камертон» фальшиво поющего.
В тех случаях, когда в студию поступают дети 8—11 лет, организуется так называемый «кандидатский хор». В течение одного учебного года в этом хоре дети проходят необходимую подготовку и переходят на основные хоровые ступени. Существует, впрочем, и группа дошкольников 3—6 лет. Она не является еще самостоятельной хоровой ступенью, занятия в ней в основном проводятся по программе детского сада с включением элементов музыкальной грамоты.
Первая ступень — это подготовительный хор, в котором поют первоклассники. Ребята занимаются три раза в неделю по часу. Основная задача педагога — воспитание интереса к музыке и развитие музыкальных способностей у детей.
На первой ступени следует включать в занятия игровые моменты. Так, например, музыкальное приветствие ребят и преподавателя можно строить на попевках собственного сочинения.
Дети охотно играют в дирижеров. В «Пионерии» стало традицией предоставить каждому студийцу в день рождения возможность продирижировать какой-нибудь песней. Таким образом, дети на практике постигают трудности дирижерской техники. Обычно на первой хоровой ступени дети осваивают игру на различных инструментах из инструментария К. Орфа (металлофоны, блокфлейты, бубны, барабаны и т. д.), для того, чтобы подготовиться к занятиям на основных инструментах.
Вторая ступень — младший хор. Ребята пробуют петь простейшие двухголосные песни. Диапазон хора расширяется до ноны. Продолжаются самые разнообразные музыкальные игры. Ребята все чаще выступают в роли солистов. Это позволяет сочетать индивидуальный подход к каждому ребенку с работой в хоровом коллективе. Солистом может быть каждый, кто способен эмоционально и выразительно пропеть свой пока еще небольшой запев. Тем детям, которым застенчивость мешает сразу солировать, педагог поручает выступать в небольших ансамблях. Руководитель должен таким образом организовать работу с солистом, чтобы тот, с полной ответственностью выполняя свои индивидуальные задачи, в то же время осознавал себя неотъемлемой частью хорошего коллектива.

На второй ступени обучения дети начинают заниматься на музыкальных инструментах. С ними проводят беседы о музыке, их учат слушать и разбирать несложные музыкальные произведения. В процессе обучения необходимы концертные выступления ребят перед аудиторией, как хоровые, так и инструментальные.
Третья ступень — средний хор — включает детей 3, 4 и 5-го классов (иногда 6-го, 7-го). В среднем хоре ребята поют уже трехголосные произведения гармонического и полифонического склада; разучивается довольно обширный певческий репертуар, состоящий из произведений советских композиторов, из русской и западной классики, из народных песен. Средний хор — самостоятельный коллектив, активно выступающий в концертах. В основном его участники занимаются по облегченной программе старшего хора. На занятиях хора дети регулярно поют устные диктанты.
Четвертая ступень представлена детьми в возрасте от 10 до 16 лет, которые занимаются два раза в неделю по два часа. Это ведущая творческая лаборатория и основной показатель работы студии в целом. Исполняя сложные музыкальные произведения, учащиеся постоянно совершенствуются в овладении вокально-хоровыми навыками. Продолжается работа с учащимися по развитию музыкального слуха, чувства ритма, голосового аппарата достаточно широкого диапазона. Студийцы старшего хора должны уметь хорошо сольфеджировать сложные образцы.

ХОРОВЫЕ КЛАССЫ организованы в общеобразовательных школах или работают в тесном контакте с ними. Так, например, в «Пионерии» сложились многолетние традиции взаимных контактов с общеобразовательными школами города Железнодорожного. Ежегодно в трех школах набираются первые классы, состоящие только из ребят, принятых в хоровую студию. Педагоги студии и учителя хоровых классов совместно составляют общее расписание не только для занятий, но и для всей общественной деятельности учащихся. Педагоги студии оказывают методическую помощь учителям музыки в школах, принимают участие в организации и проведении различных праздников и смотров.
Старшие студийцы организуют в школах вокальные и вокально-инструментальные ансамбли, выступают в роли концертмейстеров и "руководителей хоровых коллективов, проводят беседы о музыке.

ХОРОВЫЕ ЛАГЕРЯ- формируются из студийцев основного состава старшего хора (примерно 80 человек), а также кандидатов из среднего хора (обычно человек 40).
Сама идея проведения летних хоровых лагерей возникла прежде всего потому, что именно летнее время, свободное от учебы в общеобразовательной школе, как нельзя лучше подходит для занятий любимым искусством. В хоровых лагерях продолжается творческая коллективная учебно-воспитательная работа, которая сплачивает детей. Этому способствуют проведение, различных музыкальных мероприятий: праздники пений, праздники музыки, музыкальные игры, музыкальные линейки, беседы о музыке и многое другое.
Особое значение хоровой лагерь имеет для новых участников хора, способствуя передаче лучших традиций коллектива — от старших — младшим. Так, например, каждый лагерный день заканчивается «орлятским кругом»; ребята кладут руки друг другу на плечи, становятся в круг и плавно покачиваясь, поют свои любимые песни.
Таким образом, назначение лагерей — в решении общепедагогических проблем воспитания у детей чувств патриотизма, гражданственности, ответственности за общее дело, товарищества, а также способности организации самоуправления и т. д.
Задачи хорового лагеря:
1. Оздоровить ребят — это требует строгого (не формального) режима, усиленного питания, купания, прогулок в лесу, спортивных игр и т. д.
2. Сплотить, сдружить коллектив — каждодневная задача всего педагогического состава. Формы решения этой задачи разнообразны: это и соревнование за чистоту палаты, которое проходит при активном общем обсуждении с оценками за чистоту, и различные спортивные игры, совместные походи и многое другое.
3. Развивать творческую инициативу ребят с применением игровых ситуаций. Здесь и игра в оперу, и «молнии» дежурного звена, оформленные стихами, и занятия танцами, и подготовка к «капустникам» и т. д.
4. Организация хора как творческой лаборатории. Разучивание нового репертуара, подготовка кандидатов в старший хор на основе музыкального шефства старших над младшими, хоровой эстафеты.
В хоровом лагере «Пионерии» регулярно проводятся хоровые занятия (один или два раза в день по полтора часа).

ХОРОВЫЕ «ПРИВИВКИ»— это способность одного, более подвинутого хора (или хоров) влиять на интенсивное формирование вокально-хоровых навыков другого (или других), менее подвинутого.
В практике студии «Пионерия» использовались различные виды хоровых «прививок»:
— при совместных занятиях двух хоровых коллективов, одного подвинутого, другого начинающего или менее подвинутого;
— в сводном хоре, когда для занятий собираются самые разные по вокально-хоровой подготовке и по времени образования хоры. Ядро этого сводного хора должно состоять из подвинутого коллектива.
Первому репетиционному сбору сводного хора предшествуют репетиции по «зонам»: а) занятия с двумя-тремя хорами, один из которых — ведущий; б) репетиции по хоровым партиям, выявляющие ведущую группу хора. Так, например, в основании и развитии «Пионерии» немаловажную роль сыграла хоровая «прививка» детского хора города Калининграда Московской области под руководством А. Н. Чмырева, ставшего ядром сводного коллектива. Позднее «Пионерия» сама неоднократно была ядром сводных хоров. Часто хоровая «прививка» осуществляется таким образом: сначала проводились репетиции «Пионерии» постепенно со всеми коллективами — участниками сводного хора. Затем каждая репетиция проводилась с несколькими хо-. рами при участии «Пионерии». И, наконец, сводная репетиция, где собирались все коллективы сразу. Следует подчеркнуть, что такие сводные хоры, собранные по указанному принципу, готовились планомерно и задолго (не менее 6—7 месяцев). Между объединенными репетициями, продолжалась интенсивная вокально-хоровая работа в каждом небольшом хоре над репертуаром сводного хора по одной методике.

ХОРОВАЯ ЭСТАФЕТА — это шефская работа старших студийцев с младшими, суть которой в передаче исполнительского опыта.
Буквально с первого года создания коллектива «Пионерии» появились помощники, охотно занимающиеся с новичками и отстающими. Сначала эти занятия были почти односложными: выучивались в основном по слуху, как говорят, с голоса, слова песен и одноголосная мелодия. Позднее шефы стали обращать внимание также и на дыхание, артикуляцию, выразительность, нюансировку и т. д.
В настоящее время в старшем хоре «Пионерии» нет ни одного хориста, не включившегося в хоровую эстафету. Шефы теперь — это студийцы, прозанимавшиеся в «Пионерии» 6—8 лет.
Хоровая эстафета замечательна еще тем, что воспитывает такие необходимые и лучшие черты человека, как забота о младших, а также формирует педагогические навыки. Таким образом, хоровая эстафета в настоящее время — это передача не только музыкально-хоровых знаний и навыков, но и эстафета лучших традиций студийности.
Формы проведения хоровой эстафеты расширяются, смыкаясь с хоровой «прививкой». Образовались так называемые «восьмерки» из четырех подшефных и четырех старших воспитанников — их шефов, представляющие маленький макет старшего хора. Работа строится следующим образом: сначала выучивается, шлифуется хоровая партия (старший занимается с младшим), а затем занятия проходят уже по «восьмеркам». Руководит «восьмеркой» один из ее участников, наиболее опытный и способный студиец.
Создание новой формы детского музыкального воспитания и образования — хоровой студии — повлекло за собой разработку новой методики преподавания, главная цель которой — создание музыкально-образовательного комплекса на основе ВЗАИМОСВЯЗИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ. В хоровых студиях все музыкальные предметы равноценны, там нет так называемой «специальности».
Центральным связующим звеном комплекса музыкального воспитания является хор. Хор — это творческий коллектив, цель которого — постоянное совершенствование музыкально-исполнительского уровня на основе знаний по всем изучаемым предметам. Поэтому каждое новое разучиваемое произведение не только пополняет концертный репертуар хора, но и является материалом для укрепления, развития полученных знаний по всем предметам.
Главное на уроках сольфеджио: развитие функционального слуха на материале репертуара хора;
воспитание творческих навыков на основе импровизации и элементарной композиции с включением игровых моментов (живые ноты, музыкальное эхо и т. д.).
Занятия по музыкальному инструменту должны не только расширять музыкальный кругозор учащихся- постигая новые произведения (в сольном «и ансамблевом исполнении), но и способствовать всестороннему воспитанию творческих навыков, включающему:
подбор мелодий по слуху с гармонизацией; импровизацию и сочинение.
Уроки музыкальной литературы должны быть непосредственно связаны с хоровыми занятиями, способствуя тем самым глубокому освоению исполняемых произведений.
Хоровое сольфеджио включает методические приемы и упражнения, которые предназначены для развития музыкального олуха (гармонического, функционального), музыкальной памяти, чувства ритма. Хоровое сольфеджио находится в непосредственной связи с хоровым исполнительством, базируясь на полученных знаниях по элементарной теории музыки и сольфеджио. Это способствует глубокому постижению учащимися произведений разучиваемого репертуара.
Упражнения по хоровому сольфеджио включают многоголосные примеры для коллективной читки с листа, которые необходимо исполнять с динамическими оттенками, продиктованными логикой музыкального развития на основе осознания формы исполняемого упражнения.
Приведем пример двухголосного упражнения элементами имитации, в котором «выдержанный» голос поется тише, чем голос, поющий мелодию. Необходимо, чтобы в «диалоге» исполнители слушали друг друга.

Скачать ноты для хора


Многие упражнения хорового сольфеджио намеренно исполняются с нарочитой нюансировкой. Они развивают у учащегося реакцию во время исполнения на дирижерский жест.

Нотные пособия для хора

может быть исполнено иначе:

Скачать нотные сборники

- Большинство многоголосных упражнений хорового сольфеджио исполняются без сопровождения, что способствует формированию навыков активного чистого интонирования. В качестве упражнения возможно также исполнение разучиваемых хоровых произведений a cappella с инструментальным сопровождением.