Теория и практика работы с детским хором

Ноты для хора



В пособии освещаются теоретические и практические вопросы обучения детей пению, представлена методика, основанная на разработанной автором теории голосовых регистров.
Адресовано студентам дирижерско-хоровых отделений и факультетов, педагогам-практикам, а также всем, кто интересуется проблемами вокального исполнительства.

 

 

пособие
Г.П. Стулова
Теория и практика работы с детским хором

учебное пособие для ВУЗов
2002г.
для информации

содержание:

 

Введение
Проблема совершенствования теории и методов обучения всегда актуальна. Она постоянно находится в центре внимания педагогов-практиков и исследователей. К этой проблеме относятся и поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщения их к музыкальному искусству через пение, которое является самым доступным для всех активным видом музыкальной деятельности.
Обучение пению — это не только приобретение определенных навыков. В процессе обучения нению развивается детский голос, а также решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.

Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, акустики, искусствознания, медицины и др. Каждая из этих наук рассматривает лишь один из аспектов певческой деятельности. Большинство исследователей уже давно склоняются к мысли о том, что создание теории и системы вокального воспитания детей невозможно без творческого содружества различных наук. В противном случае оно сведется лишь к бессистемным занятиям.
В настоящее время вокальное воспитание детей у нас в стране осуществляется главным образом через хоровое пение в общеобразовательной школе (на уроках музыки), в хоровых студиях, вокальных ансамблях, в хоровом классе ДМШ, центрах эстетического воспитания и пр.

Что надо знать учителю для правильной организации вокальной работы
Значение вокальной работы с хором
Специфика вокальной работы при коллективном пении
Формирование певческого навыка с позиций физиологии
Роль слухового самоконтроля при пении в хоре
Особенности слухового восприятия человека
Закономерности восприятия звуковых свойств певческого голоса
Вокальный слух ребенка и способы его развития
Голосовой аппарат
Строение гортани
Хрящи гортани
Мышцы гортани
Дыхательные органы
Артикуляционный аппарат и резонаторы
Формирование вокальных навыков
Певческая установка хористов
Певческое дыхание
Основные типы певческого дыхания
Взаимосвязь певческого дыхания и других элементов вокально-хоровой техники
Некоторые методы работы над певческим дыханием с детьми
Цепное дыхание
Звукообразование
Физические свойства певческого звука
Регистры певческого голоса и физиологические механизмы их формирования
Индивидуальный тембр певческого голоса
Способы управления тембровым звучанием голоса
Тесситура
Сила голоса
Вид атаки звука и способ звуковедения
Певческая артикуляция и тип гласного
Эмоциональный настрой
Пение с закрытым ртом
Дикция в хоровом пении
Работа над гласными
Работа над согласными
Некоторые особенности произношения согласных в связи с часто возникающими ошибками
Работа над осмысленностью произношения текста
Работа над выразительностью слов в пении
Голосовые возможности детей от рождения до 10 лет
Примарные тоны переходные звуки и звуковой диапазон детского голоса
Использование голосовых регистров младшими школьниками, не обученными пению
Оптимальный режим голосообразования у детей
Методика вокальной работы с детьми
О различных подходах к вокальной работе с детьми
Методика настройки певческих голосов детей
Распевание хора и принципы подбора вокальных упражнений.
Развитие звукового диапазона
Развитие динамического диапазона
Работа над тембром
Работа над подвижностью голоса
Дидактические основы обучения детей пению
Основные принципы обучения
Содержание обучения
Система знаний и навыков
Опыт творческой деятельности,
Опыт эмоционально-волевых отношений
Система методов вокальной работы с детьми
Концентрический метод
Фонетический метод
Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным
Метод мысленного пения
Метод сравнительного анализа
Приемы развития слуха и голоса детей
Приложение. Упражнения для распевания хора
Литература