Хрестоматия по советской хоровой литературе

Выпуск 2



Исполнение народных песен хоровыми коллективами, комментарии

 

 

 

КОММЕНТАРИИ

 

 

Обработка В. Захарова

Горят, горят пожары. Старинная народная волжская песня о Степане Разине (сокол — символический образ народного героя). Песня былинно-эпического склада. Оркестр имитирует звучание гуслей, солист-бас ведет эпически распевную тему. Хор изложен в тесном расположении голосов и в низких регистрах. Основная мысль о плененном, но вольном соколе доведена до могучего трагедийного звучания — ff. Этому помогает и tutti оркестра. Ясен то ли сокол. Свадебная песня Вологодской области. Лирическая, проголосная. Все голоса мелодически развиты. Трактовка требует крепкого, сочного, открытого звучания.

Степь да степь кругом. Воронежский вариант общеизвестной песни на слова, переработанные поэтом И. 3. Суриковым (1841—1880). Обработана в аккордовом складе. Хоровая партитура изложена в низкой тесситуре. Существует традиционная нюансировка исполнения: рр—р—mp— mf—f - ff – pp

По бугру, по берегу. Песня исполняется подвижно, звонко; вся она наполнена радостным ощущением жизни. Динамика звучания, ее оттенки — от mf до ff —возникают от естественности самой фактуры обработки.

Обработка А. Абрамского

За рекою ли за великою. Записана в Архангельской области. Эпическое полотно в стиле народно-подголосочной полифонии. Начальные строфы сказительного характера, в моментах причитания у колыбели — более взволнованное исполнение. Необходимо найти динамические кульминации. Очень важно отчетливо и точно интонировать альтерационные изменения во втором проведении.

Не с кем ночку ночевать. Лирическая песня Московской области. Хоровая основа в мужской группе. Роль женских голосов — как отклик, подголосок. Удвоения то октавные, то промежуточные. В настроении песни сосредоточенность, задумчивость.

Полно, солнышко, из-за лесу светить. Лирическая песня Архангельской области. Характер исполнения определяют не первые слова, а общее светлое ощущение ожидания любовной встречи. В исполнении — подвижность, легкость. Здесь раскрывается образ девушки, ожидающей первого свидания.

Все хороши гости. Свадебная песня Архангельской области. Величание жениха и невесты. Исполнять надо живо, приподнято, приветливо. Начиная с обращения к невесте следует выделить мужские голоса, а женские звучат как фон.

Земляниченька ты, ягодка. Свадебная песня Московской области. Песня — прощание с девичьей косой. Характерное для Подмосковья пение без нажима, с октавньшв удвоениями, как призвуками, ответвлениями от основного напева.

Ой, верба ты, верба. Свадебная величальная песня Московской области. Это — веселое приветствие жениху. Песня исполняется звонко, живо.

Устюжанскне частушки. Записаны в Архангельской области. Один из образцов пения «под язт к». Звучание в хоре имитирует инструментальный наигрыш. Солистка поет на фоне хора отчетливо, звучно и другим, «частушечным» тембром.

Белозерские частушки. Записаны в Курганской области. Баянист должен играть очень отчетливо, подчеркивая ритм. Хор поет восьмые длительности более горделиво, а шестнадцатые — более игриво. И этим создается своеобразная контрастность баянному сопровождению.

Обработка А. Копосова

Широка ты, степь. Песня оренбургских казаков с характерным ритмически свободным запевом, который исполняется как бы говорком. Хор поет широко, достигая большого динамического звучания.

Красно золото. Песня обработана в традиции северных хороводов с затейливыми ритмическими узорами. Требует легкости, подвижности звучания. По желанию исполняется подголосок во второй октаве.

Звездочка. Современная лирическая песня для трехголосного женского хора. Достижение напевности и проникновенности исполнения — главные задачи в работе над ней.

Белым снегом. В песне светлое лирическое настроение. Она может быть исполнена с постепенным нарастанием Е спадом динамики в пределах pp—mf—pp.

Обработка К. Массалитинова

Под горой растут цветочки. Воронежская песня времен Великой Отечественной войны. Исполняется сурово и сдержанно. На фоне аккордового хорового изложения тонко и скорбно звучит подголосок во второй октаве. Подголосок, типичный для воронежской традиции, исполняется на выдержанном звуке в среднем голосе.

Эх, да что же вам, поля. Современная лирическая песня Воронежской области. Исполняется полным грудным звуком, сочно и звонко.

Уж ты, степь. Классический вариант русской народной песни. Обработка сделана в точной традиции проголосной воронежской песни. Исполняется в постепенном нарастании динамики и требует полнозвучного пения на f

 

Обработка А. Мосолова

По дорожечке. Старинная солдатская песня Архангельской области. В обработке свободная узорчатая подполо-сочная ткань. Гибкость и даже прихотливость мелодики каждой партии удачно сочетаются с постоянным ощущением строевого ритма малого барабана. Необходимо упругое звучание. Динамика развивается в пределах рр < ff > pp.

Ой, конь бежит. Свадебная песня Архангельской области. Обработана для смешанного состава хора. Требует большой активности и точности ритма, подвижности, ясности в произнесении текста, гибкой и разнообразной нюансировки.

Мне сегодняшний день скука. Песня Архангельской области романсового склада. Развитая подголосочная полифония, гибкая мелодия у хоровых партий придают ей большую художественную выразительность. В хоре нужно искать теплое кантиленное звучание. Особое внимание обратить на «игру» мажорной и минорной терций лада.

 

Обработка Н. Кутузова

Не бела-то березонька. Лирическая песня Московской области о горький женской доле. Требует глубокой проникновенности, «горестной» интонации. Дублирование вторы напева в октаву создает напряженное звучание. Введение в середине песни мужских голосов помогает раскрыть драматическую кульминацию песни.

Ты воспой, жаворонушка. Эта донская песня обработана в стиле казачьих песен для мужского состава. Использован высокий регистр у дишканта. Песня звучит ярко, звучно, наполненно.
Колыбельная. Редкий образец использования известного варианта русской колыбельной песни для соло с хором, который создает лишь фон (поют на «а»). Хоревой аккомпанемент должен звучать нежно, ласково, на pp.

Таня-Танюша. Хороводная песня Курской области для женского состава. Песня чрезвычайно гибкая, ласковая. Бесцезурность создает особую текучесть, связность интонационных переливов и смысловых акцентов. Исполняется вся песня в динамике: mp—р—pp.

Жалейка. Данная обработка представляет собой переложение на хоровые голоса воронежских частушек, записанных А. Рудневой от исполнителя «на двойной жалейке. Отсюда инструментальность хоревого исполнения, как во всех частушках «под язык». Солисты поют ярко и задиристо.

Мне не спится, ноченька. Лирическая песня Белгородской области. Исполняется проникновенно, с внутренней экспрессией. Особое внимание следует обратить на окраску лада —то мажорную, то минорную.
Подай балалайку. Эта шуточная песня Красноярского края исполняется игриво, весело. Динамика в пределах mf—f. Доступна для исполнения любительскими коллективами.

Не бела заря. Записана в Пензенской области. Песня большого драматизма. Для воплощения его служит постепенное нарастание динамики от р до f (со спадом ее в репризе до рр) а, также повышение до предела тесситуры у высоких голосов в кульминации. Исполнение требует максимально певучего звука и углубленного проникновения в образ.

Я не знала не, ведала. Основное настроение этой песни Московской области передает солистка (альт). Хор поет на слог «ой», создавая фон глубокой скорби и печали.

 

Обработка В. Левашова

Уж ты, поле. Лирическая песня времен гражданской войны, записанная в Новосибирской области. Музыкальная ткань логически разворачивается от сдержанного звучания до большой динамической кульминации. В ней использован высокий регистр в мужском хоре и прием нисходящей терции (интонация плача) у женского хора. Заканчивается песня печальной первой фразой хора, исполняемой на pp.

Что горит, горит. Свадебная песня Новосибирской области. Низкий «глухой» регистр изложения напева вводит в атмосферу сумрачности и безысходности. То же в конце песни. Кульминация достигается введением в хоровых партиях напряженных высоких регистров, что точно соответствует драматизму содержания текста. Также использована интонация плача на нисходящей полутоновой попевке у солистки.

В камышах лебедушка. Лирическая песня Новосибирской области. Использованы низкие регистры у женского хора, мужской хор помогает создавать динамическую и смысловую кульминацию, особенно тенора, звучащие достаточно высоко. В конце возвращение к первоначальному, настроению на p

Ой вы, горушки-горы. Проголосная песня Алтайского края. Запевает тенор в высоком регистре. В песне переданы мощь, приволье и ширь. В трех куплетах три образа — горушки-горы, степи, реки. Партитура во всех трех куплетах однотипная. Звук в хоре должен быть крепким и насыщенным.

 

Обработка Ф. Маслова

Дорожка торёная. Воронежский вариант народной песни, посвященной подвигу жен декабристов. Песня яркого лирико-драматического «накала». Начало ее сумрачно и сурово. Кульминации в последнем куплете, где все голоса, и особенно тенора и басы, звучат очень высоко и напряженно.

 

Обработка А. Рудневой

Веселая беседушка. В обработке использованы варианты: донской, воронежский, московский, смоленский, курский и северный. Сочетаются они не по формальному признаку, а каждый несет определенную эмоциональную нагрузку. Здесь несколько мотивов: лирика личная, эпически-повествовательная, свадебная (отец пропивает дочь) и мотив календарного обряда (гадание). Солистка поет смоленский вариант, в нем девичье сердечное переживание. На северном варианте построен плач второй солистки. В заключении остается северный вариант, в котором элемент скорби, печали, разлуки. Обработка очень сложна и многогранна в исполнении.

 

Обработка Андрея Новикова

Ночь варнацкая. Лирическая песня Иркутской области Для характеристики образа «варнацкой» (каторжной) ночи используются низкие регистры. Звук должен быть протяженным, упругим, очень насыщенным, на хорошей грудной опоре.

Ой ты, темная ночь. Лирическая девичья песня Новосибирской области. Исполняется в приглушенных тонах, как бы внутренне Затаенно.

 

Обработка В. Левашова и Андрея Новикова

Эх, поля, да вы, поля! Главное в песне — передать широту и приволье, заложенные как в тексте, так и в упругой, распевной мелодии. Особенно важно протянуть до предела каждую восьмую и шестнадцатую, сохраняя при этом единую вокальную линию. Вся песня исполняется динамически.

Обработка М. Чумакова

Ой, посох, повял камыш. Песня записана в Куйбышевской области. Мягкая трепетная мелодия рождает столь же нежную хоровую ткань. Очень украшает партитуру найденный вариант запева в высоком регистре, а также дорийская секста в верхнем голосе. Исполнение должно быть легким, светлым, одухотворенным. Возможно небольшое обыгрывание песни.

Как на дубе на высоком. Песня обработана для многоголосного смешанного хора с divisi голосов. Требует звучного, яркого запева тенора, а затем постепенного усиления динамики до полнозвучного мощного /. Последний куплет исполняется в низком регистре на pp.

Обработка В. Горячих

На горе, на гороньке. Уральская лирическая песня с трагическим концом. Этот трагедийный тон уже заложен как бы в самом запеве-вопросе. Запев баритона звучит открыто, ярко. Хор создает внутренний фон скорбной теме песни. Требуется большая кантилена и чуткое проникновение в содержание песни. Оно и определяет нюансировку при исполнении.

Обработка Е. Калуигиной

Долина широкая. Лирическая песня Омской области. Многообразно использованы певческие тембры в запевах, подголосках, в хоровой фактуре в целом,, включая как полифонические приемы, так и мощные хоровые унисоны. Кульминация хорошо подготовлена и приходится на конец песни.

Вперед, друзья! Интонации, ритмика и акцентирование сильных и относительно сильных долей баянного вступления сразу вводят в характер сибирской революционной песни. Мелодия у тенора, а затем у тенора с баритоном требует большой звуковой насыщенности, распевности, что особенно трудно достичь при широком диапазоне голосов и использовании его крайних звуков. Особое внимание исполнителей следует обратить на звучание призывных слов: «Вперед, друзья, вперед!», каждый раз наполняя их долевой интонацией.
В третьем куплете мелодия в обращении поручена женской группе, что придает всему куплету более затаенный, лирический оттенок.

Сударушка-девушка. Лирическая песня Омской области. Поется мягко, легко, задушевно. Может исполняться в сопровождении балалаек. Возможно обыгрывание  текста.

Сибирские страдания. Песня исполняется тонко и проникновенно. Пение «под язык» должно быть легким фоном Лучше исполнять страдания небольшим ансамблем.

Обработка Е. Попова

Ты рябина ли, рябинушка. Рязанская лирическая песня с развитой хоровой полифонической тканью. Значительна роль мужских голосов, которые весьма самостоятельны и развиты. Используются выдержанные подголоски на унисонах, терциях и квартах. Напев видоизменяется в каждом куплете и точно повторен лишь в последнем изложении в унисон с сопрано.

Обработка А. Аверкина

Пензенские припевки. Шуточные припевки обработаны для ансамбля или трехголосного женского хора. Интересен контраст баянного или гармошечного наигрыша с певучей мелодией в хоре. Контраст создает ритмическая основа с удачно найденным синкопированием восьмых длительностей после сильной доли и типичными гармошечными переборами шестнадцатыми на слабые доли такта. Характер легкий, игривый.

Обработка В. Бакина

Садил, садил черемушку. Проголосная песня Свердловской области. Яркий, динамичный запев. Терпкие созвучия, смена мажорной и минорной окраски лада, разнообразие хорового ритма у партий создают сложный и интересный ансамбль. Звучание сочное, наполненное. Характерен открытый грудной звук.

Обработка В. Клюева

Ты гора ль, моя горка. Подвижная шуточная песня Тульской области. Исполняется весело, игриво.

Обработка Г. Пантюкова

Гибель Ермака. Сибирская лирическая песня. Драматургически развернутое хоровое полотно. Использованы приемы как подголосочности, так и имитации. После яркой кульминации наступает sp. Хоровая звучность в конце доходит до ррр. Многокрасочна тембровая палитра  хора.

 

Обработка В. Григоренко

Ты река ли, моя реченька. Лирическая свадебная песня Приокского края. Значительна роль запева, который несколько раз варьируется. Звучание хора нежное, легкое и в то же время горестное. Целесообразно поручить верхний голос не всей сопрановой партийна лишь небольшое группе.
Ой, где калин мостик. Хороводная песня Пермской области. Исполняется подвижно, оживленно, с подъемом. Мужские партии звучат в среднем и высоком регистре, у сопрано использованы микстовые звуки, альты поют тоже высоко — в основном в пределах первой октавы. Особый радостный «звон» придает в последнем купите высокий подголосок во второй октаве.

Вдоль по речке, по реке. Приокская лирическая песня о Степане Разине. Своеобразно трактован известный текст— здесь дана картина бунтарского действия. Интересен свободный, широкий по диапазону запев, охватывающий весь рабочий диапазон народного баритона. Преобладает активное, насыщенное звучание на mf и f.

Был я на горе. Пермская протяжная историческая песня повествует о судьбе «каменной Москвы», сожженной Наполеоном и заново построенной народом «со всей Руси». Широкий мужской запев вводит в «былинный» рассказ, и далее основной напев все время звучит у басов, а остальные хоровые голоса, постепенно нарастая, приводят к звучной кульминации с использованием крайних звуков диапазона. Партитура весьма сложна и требует высокого профессионального вокального мастерства.

Спой-ка, спопой, моя молодка. Пермская песня лирико-шуточного характера. Исполняется тенорами и басами от мужского лица. Тесситура средне-высокая, что придает песне особо звучный тонус. В партитуре написано: «Свободно, с юмором». Передаче этого характера способствуют такие средства выразительности, как игривый запев: «Э-хе-хе-хе.» и удачно найденный прием окончания каждого куплета подтверждением наиболее существенного слова в нем после тонического завершения, вплоть до последнего: «Вот и всё!» Интересен и прием «игры» мажора и минора.

Гуля-голубочек. Песня Приокского края, редкая по глубине чувства. Особенно важно найти запевалу-альта с теплым грудным тембром. Большая часть песни исполняется альтовыми голосами в низкой тесситуре. Появляющийся в четвертом куплете октавный подголосок сопрано придает еще большую нежность и трогательность образу покинутой девушки. Значительную трудность представляет постоянная смена второй ступени лада (окраска фригийского минора), которая наступает, как правило, неожиданно после второй ступени натурального минора.

Обработка Г. Плотниченко

По-над лесом, лесом. Активная, мужественная казачья песня. Исполняется мужским хором как бы при езде на конях «рысцой». Отсюда соответственно и ее походный, вольный казачий характер.

Обработка И. Старикова

Посеяли лен за рекою. Воронежская шуточная песня. Требует звонкого, яркого звука. Основная динамика mf может разнообразиться «игрой голоса» в зависимости от текста.

Обработка В. Захарченко

Ой, ходила Катюша. Записанный на Кубани свадебный плач невесты-сироты на фоне гибкой, текучей хоровой песни потрясает силой переживания. Наряду с сохранением напевности, уравновешенности тембрового и динамического ансамбля хоровой и сольной партии требуется еще значительная свобода при их сочетании. Здесь плач солистки «накладывается» на хоровую ткань импровизационно, то есть метроритмическое и ладовое их соотношение весьма прихотливо, что создает серьезные трудности для исполнителей.

Ой, ходила, ой, Катюша
По горе крутой,
Дай увидала селезенюшку
На тихой воде,
Увидала селезенюшку
На тихой воде.

Да плыви, плыви, селезенюшка,
Тихо по воде, ой,
Прыбуть, прыбуть, родный батюшка,
Ко мне, сироте,
Прыбуть, прыбуть, родный батюшка,
Ко мне, сироте.

Ой рад я, дитя мое,
Прыбуть к тебе, ой,
Насыпали да сырой земли
На руки мои,
Насыпали да сырой земли
На руки мои.

(Партия солистки)
Да расступитесь, люди до.. ох, люди добрые,
Да пропустите вы меня да к родителю,
Вы, родитель мой, благословите меня
Да в чужой дом, да в чужие люди.