Ф.Маслов - С добрым утром, Родина!

Ф.Маслов

Тексты и ноты для хора к песням композитора Федора Маслова

 

 

Произведения композитора
Федор Иванович Маслов

 

Поэт Михаил Матусовский, присутствуя на выступлениях ансамбля, написал большую статью, опубликованную во фронтовой газете: «Как приятно услышать бойцу, воюющему далеко от родины, на чужой земле, знакомую с детства, милую сердцу русскую песню! Есть что-то в этой песке такое заветное, такое глубокое и сокровенное, что навсегда заполнило нашу душу. И звенят и поют серебряные лады баяна, и взлетает и замирает широкий родной напев, и проходит перед глазами солдата бескрайняя Родина, ради счастья которой бьется он сейчас с ненавистным врагом...

Хорошо сделал Ансамбль красноармейской песни и пляски нашего фронта (..художественный руководитель Ф. И. Маслов..), включив в программу русские песни: «Уж ты,, поле..», «Во кузнице», «Раскинулось море широко» и др.»
Выступления этого ансамбля пользовались большой любовью не только у нас, но и за рубежом. За самоотверженную работу в освобожденной Польше по обслуживанию концертами польских воинских частей, а также гражданского населения все участники ансамбля были награждены Польским правительством.

Художественный руководитель Ф. Маслов получил от правительства Польши почетный орден «Серебряный крест офицера». Советское правительство наградило его орденом Красной Звезды и несколькими медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги».
В годы Великой Отечественной войны Ф. Маслов написал целый ряд военных песен. Успехом пользовались «Песня саперов» (слова И. Френкеля), «По широкой улице полк идет» (слова Я. Белинского), «Песня партизан» (слова А. Жарова).
«Песня саперов» написана в характере торжественного марша, бодрого и энергичного, приобретающего в некоторых эпизодах величавую окраску. В этой песне рассказывается об отважной работе сапера, который «ошибается только один раз в жизни».
«Песня партизан» (слова А. Жарова) создана в стиле народной песни. В ней звучит суровость и настороженность, характеризующая действия народных мстителей.

Среди военных песен Ф. Маслова есть и лирические, такие, как «По широкой улице полк идет» (слова Я. Белинского). В песне сохраняется характер энергичного строевого марша и вместе с тем раскрывается обаятельная весенняя картина, когда «во садах черемуха цветет» и «прямо за околицей у ворот девица-красавица друга ждет».
Здесь хорошо чередуется лирический запев солиста с энергичным и дружным припевом хора.
В 1947 году Ф. Маслова назначают художественным руководителем Ансамбля армейской песни и пляски Харьковского военного округа, а в 1949 году — художественным руководителем Ансамбля армейской песни и пляски Московского округа ПВО. Это — сравнительно небольшой ансамбль. Благодаря своей мобильности он почти всегда находился в пути, обслуживая концертами различные воинские части. Ансамбль исполнял «Песню зенитчиков» П. Акуленко, «Песню летчиков» Л. Бакалова, «Марш ПВО» Ф. Маслова и много других военных песен.
В этом ансамбле Ф.Маслов проработал 6 лет. Только в 1955 году он был демобилизован и занялся исключительно композиторской деятельностью.

Наряду с военными песнями Ф. Маслов написал немало лирических. К числу удач этого жанра нужно отнести такие, как «Не улетай, лебедушка!», «Не кричи, перепелка». «Про верность лебединую» (все на слова Я. Шведова) и другие.
Раскрывая поэтичное и нежное содержание стихотворений Я.Шведова, композитор обращается к задушевной мелодии, интонационно близкой лирической русской народной песне.
Мелодия песни «Про верность лебединую» проста и выразительна, удачно сопровождение в виде фигурации. Особенно интересно завершение песни, когда замирает голос, вместе с ним затихает и сопровождение, которое уходит постепенно в самый высокий регистр, словно иллюстрируя медленное исчезновение улетевших лебедей.
В 1954 году Ф. Маслов написал первое крупное хоровое произведение «Смоленскую сюиту» (слова И. Рыжикова). «Песня партизан» из этой сюиты премирована на конкурсе военной песни. Другая песня из этой сюиты—«Край родной»— премирована на конкурсе молодежной песни.
В настоящий сборник вошли различные песни Ф. Маслова. Большое место занимают здесь строевые. Они весьма разнообразны по характеру. Есть среди них песни лирического, даже лирико-шуточного оттенка. Об одной из таких песен («По широкой улице полк идет» на слова поэта Я. Белинского) упоминалось выше.

Ф. Маслов выбирает такие стихотворения для своих песен, в которых наряду с показом человеческих чувств раскрывается красота природы. Это создает соответствующее лирическое настроение.
Так, например, в песне «С добрым утром, Родина!» (слова А. Пришельца) первая строфа посвящена природе:

Расцветают яблони,
Веют ветры вольные,
Все поля зеленые
Да леса кругом..
.

Эта строфа рельефно передает картину раннего лета, родного русского лета средней полосы, с цветущей яблоней и зелеными полями. Такая картина и помогает автору создать мелодию, задушевную и ласковую в запеве и энергичную с двухголосным звучанием хора в припеве:

С добрым утром, Родина!
Мы — твои дозорные,
Наш советский край мы
Свято бережем.

Несложное сопровождение этой песни хорошо звучит не только на фортепьяно, но и на баяне. Это еще более рас-4 ширяет возможности исполнения песни.
По характеру музыки с этой песней перекликается вошедшая в данный сборник песня «Пограничник поет о Москве» (слова В. Малкова).
С первых звуков инструментального вступления перед
нами возникает картина далекой дальневосточной границы.
Раннее утро.

Всходит солнце на Дальнем Востоке,
Над суровой Курильской грядой..

Несколько строк, рисующих картину природы, сразу создают соответствующее настроение, а отсюда лирический характер запева:

О Москве, дорогой и далекой,
Пограничник поет молодой..

Верно охраняя родные рубежи, молодой патриот грустит о родной Москве:

Далеко от столицы граница,
Но с тобой неразлучна душа.

Так любящий сын, находясь вдали от матери, всегда чуть-чуть грустит о ней..
Совершенно в ином плане написана песня «Вьется знамя боевое» (слова Я. Шведова).
Песня представляет собой строевой марш с задорным, чуть озорным возгласом в начале припева «Э-эх!» и с чеканными аккордами сопровождения, имитирующими слаженный армейский шаг.
Несколько особое место занимает среди военных песен «Разыгралось суровое море» (слова А. Сальникова) — единственная морская песня сборника.
Сумрачная картина бушующего моря передается здесь цепью мрачных аккордов вступления, которое как бы предваряет повествование.

Разыгралось суровое море,
Чайки льнут к неприветливым скалам, —

запевает мужской низкий голос. Еще более усиливается картина неистовой морской бури, когда мелодию подхватывает хор:

Буревестник кричит на просторе,
Слышен грохот девятого вала...

Тяжелые аккорды сопровождения в низком регистре как бы продолжают дорисовывать картину бури.
Но надежно и в бурю шальную Бережем мы Отчизну родную!
Большое внимание уделено в сборнике героико-патриотическим песням. Некоторые из них напоминают гимны. Так, торжественно и величаво звучат песни «Страна Октября» (слова В. Малкова) и «Наша партия» (слова М. Исаковского), которые можно смело назвать маршами-гимнами.
Иные музыкальные краски мы находим в «Песне о России» (слова А. Пришельца). Песня обладает мягкой и теплой выразительной мелодией, подчеркивающей патриотические слова:

За морями есть страны другие,
Но какой стороной ни пойдешь,
Лучше Родины нашей —
России Ничего на земле не найдешь!

Значительна и важна по теме песня «Славим рабочих — бойцов» (слова Я.Шведова), являющаяся первой частью хоровой сюиты «1917-й год». Это мужественная и сдержанная лирико-героическая песня, исполняемая мужским хором без сопровождения.
Среди лирических задушевных песен большое место отведено теме любви к Родине. Здесь и широкого дыхания «Ангарская песня» (слова Я. Шведова) и две сибирские — «Байкал мой, Байкал» (слова бурятского поэта С. Ангабаева в переводе В. Журавлева) с величавой широкой мелодией и сдержанным аккордовым сопровождением и «Моя Сибирь» (слова В. Малкова) —более лирического характера.

Небезынтересны вошедшие в сборник любовно-лирические песни Ф. Маслова. «Русская метелица» (слова А. Фатьянова) — светлая и задушевная песня, напоминающая по фактуре старинный русский романс. Сдержанная и целомудренная лирика слышится в песне «Летела гагара». Лаконично и выразительно показана суровая, но прекрасная северная природа, где «на болотах брусника цвела», «дымились туманы, олени паслись». Светлый и нежный колорит отличает песню «Не кричи, перепелка» (слова Я. Шведова). Много задорного, ласкового юмора в частушках «Ягодиночка» (слова А. Недогонова).
Большой интерес представляют в этом сборнике две песни о Ленине: «Приезжал в деревню Ленин» (слова Я. Шведова) и «Славица В. И. Ленину» (слова В. Русакова). В первой песне рассказывается о подлинном событии — приезде В. И. Ленина в Кашино. Она создана композитором в характере русской народной песни, с типичными интонациями и подголосками.
Песня «Славица В. И. Ленину» написана для мужского хора. В ней композитор создал величавую мелодию, строгую и торжественную, напоминающую старинное народное звучание.

В этом сборнике разные песни, но есть общая черта, типичная для творческого почерка Ф. Маслова. Многолетняя работа с хоровыми ансамблями, глубокое изучение народной песни и горячая любовь к ней помогали и помогают композитору создавать интересные ансамблевые (хоровые) произведения с таким чередованием тембров голосов, с такими подголосками и размерами, которые придают им особую выразительность и прелесть.
К 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции Ф. Маслов закончил большую хоровую сюиту «1917-й год» (слова Я. Шведова), куда вошли три самостоятельных хора (один из них «Славим рабочих — бойцов» дан в настоящем сборнике). Несколько раньше им была написана первая крупная инструментальная пьеса — увертюра-фантазия для оркестра народных инструментов.
В 1959 году Ф. Маслов в содружестве с композитором Н. Будашкиным закончил работу над опереттой «Король шутов» (о трудной жизни артистов цирка до революции).

За последние годы Ф. Маслов создал целую серию песен, посвященных нашей молодежи, ее самоотверженной работе и веселому досугу, ее благородным чувствам и прекрасным замыслам.
В настоящее время композитор продолжает работать над созданием новых песен о замечательных воинах нашей армии и флота.
Л. Горохова

 

Тексты песен

 

 

---