Песни, частушки, сказы

Фольклор Воронежской области
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Великий русский народ создал чудесные песни. В них, как в зеркале, отразилось его прошлое и настоящее, радости и печали русского человека.
Воронежская область с ее богатейшими фольклорными “залежами” давно привлекала внимание любителей устного поэтического народного творчества. Еще в прошлом столетии в тайны воронежской народной песни проник талантливый народный певец—поэт Алексей Васильевич Кольцов. Его творчество впитало в себя самобытность и красоту русской народной песни.
Одним из выдающихся ценителей и пропагандистов воронежской народной песня был уроженец села Александровки, бывшего Бобровского уезда, теперь Чигольского района, М. Е. Пятницкий, Долгие годы он вел записи песен в селах Воронежской губернии. Свыше тридцати лет назад М. Е. Пятницкий создал русский «крестьянский хор, первые же выступления которого в Москве прошли c огромным успехом.

Советская власть уделила этому народному хору большое, внимание, оказало, ему поддержку—и. сейчас все мы знаем песни замечательного коллектива государственного хора имени Пятницкого,
В годы социалистического строительства с ростом богатства колхозов еще сильнее стала, тяга широких масс колхозников к культуре и искусству. В нашей Воронежской области после первой областной олимпиады колхозно-совхозной самодеятельности в 1934 году, на которой выступал только один хоровой ансамбль Анастасии Родионовны Лебедевой из села Александрова, началась массовая организация хоров.

 

 

В последующие годы широкую известность получили Воронцовские хоры Е. П. Поповой и Ф. М. Миляевой, Лосевские хоры Е. П. Королевой и Е. К. Степанюгиной. Хоры Воронцовского, Чигольского районов и работниц Воронежской швейной фабрики имени 1 мая выступали в Москве в Кремле и в Большом театре Союза ССР перед товарищем Сталиным, руководителями партии и правительства—с лучшими своими песнями.
Газета „Музыка" 6 апреля 1937 года в связи с третьей воронежской областной олимпиадой художественной самодеятельности отметила, что „Воронежская область—одна из самых ярких областей Советского Союза в смысле расцвета народного творчества.
После четвертой областной олимпиады, прошедшей в декабре 1938 года, журнал „Народное творчество" (№ 1 за 1939 год) писал, что хор Лебедевой, хоры Поповой, и Миляевой лучшие не только в Воронежской области. По мнению многих специалистов, это вообще лучшие хоры русской народной песни. Мы считаем, что коллективы; Лебедевой, Поповой и Миляевой нужно объявить заповедниками народной песни".

Воронежский фольклор стал привлекать все большее внимание специалистов-собирателей. Издательства начали выпускать сборники воронежских песен, частушек, сказов. В 1937 году в Воронеже вышел сборник „Сказки Куприянихи"—известной сказительницы Анны Куприяновны Барышниковой, награжденной в 1939 году советским правительством орденом Трудового Красного Знамени. В 1938-= году были изданы „Молодежные частушки". В 1939 году Музгиз выпустил специальный сборник „Русские народные песни Воронежской области, в который было-включено 36 лирических, старых солдатских, бытовых шуточных песен с нотами. В этом сборнике впервые было опубликовано несколько новых советских народных песен. В 1940 году в Воронеже вышла книга „Песни и сказки Воронежской области" под редакцией академика Ю. М. Соколова, а в 1941 году „Сказки А. Н. Корольковой"—воронежской сказительницы.
Много народных песен Воронежской области, исполненных колхозными ансамблями, было записано на грамму пластинки и тонфильм. Некоторые из них пополнили репертуар государственного хора имени Пятницкого.

Число самодеятельных хоров нашей области увеличилось до четырехсот пятидесяти.
В годы Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков интерес народа к песне возрос еще больше. В декабре 1942 года, когда на территории Воронежской области еще шли бои с немецко-фашистскими оккупантами, Управление по делам искусств при Совнаркоме РСФСР и областной Совет депутатов трудящихся вынесли решение о создании в Воронежской области Государственного русского народного хора. Это решение еще раз свидетельствует об исключительном внимании партии и правительства к искусству.
Государственный русский народный хор Воронежской области создан в январе 1943 года в прифронтовой полосе— в селе Анна. Несмотря на близость фронта, в хор потянулись энтузиасты русской народной песни—Попова, Миляева, Шлыкова и другие лучшие представители Воронцовского ансамбля, хористы Чигольского хора вместе с А. Р. Лебедевой и сказителем И. В. Ольховским, сказительница А. Н. Королькова, певица Е. С. Коровина и многие другие. Большинство шло пешком, неся за плечами свои мешки, в которых бережно были уложены праздничные народные костюмы для выступлений. Трудности не остановили энтузиастов.
Под отдаленный гул артиллерийской канонады собирались в Анну участники вновь созданного Государственного хора. Хористы горели желанием как можно скорей и лучше подготовить первую программу, показать свое искусство бойцам Красной Армии, рабочим, колхозникам.

 

 

Не владея даже основами музыкальной грамоты, многие хористы тем не менее успешно разучивали сложные многоголосные песни.
Первый концерт Государственный русский народный хор Воронежской области дал на первомайских торжествах в освобожденном Воронеже. Свободно и звонко лилась со сцены русская народная песня. Между аудиторией и хором сразу установился незримый контакт. Слушатели поняли, что перед ними подлинно народный хор, всеми своими корнями глубоко уходящий в народную толщу. Усиливало впечатление то, что хор выступал в старинных народных костюмах, сверкающих всеми цветами радуги.
Хор пел без дирижера, а ряд протяжных песен—и без музыкального сопровождения: Песни, частушки, сказки в ярких образах показывали прошлое русской деревни, зажиточную и культурную жизнь колхозного села, борьбу советского народа за свою независимости против немецко-фашистских захватчиков, героические подвиги советских патриотов.
Хористы, струнный оркестр, баянисты, плясуны составили единый слаженный ансамбль. Задушевно и тепло звучали слова русских народных песен,, они трогали душу слушателя, брали его за сердце. Новые советские песня приходили на смену протяжным лирический, а затем звонко неслись со сцены задорные красноармейские частушка и шуточные песни. И все это вместе взятое покоряло, слушателей, заставляло их то грустить, то от души смеяться.

Для молодого воронежского хора наступила пора напряженной творческой работы. Хор обслуживал части Красной Армии, эшелоны, идущие на фронт, госпитали, села, освобожденные от фашистских захватчиков. Он всюду встречал самый теплый прием. Выступать приходилось и во время полевых работ непосредственно в колхозах, полевых станах.
Настоящим триумфом русской народной песни явилась поездка хора на фронт—в гвардейские соединения генерал-лейтенанта Руссиянова и генерал-майора Селиванова. Каждое подразделение, соревнуясь с другими, готовило хору площадку для выступления. С большой любовью и старанием сооружали бойцы эстрады из автомат
шин, тщательно маскируя их. На концерты в строгом порядке приходили тысячи бойцов. Концерты выливались в митинги. Гвардейцы клялись отомстить фашистам за все их злодеяния, очистить от врагов родную землю. Генерал-лейтенант Руссиянов в специальном приказе выразил благодарность хору.

В простых и теплых отзывах о работе хора, бойцы и командиры различных частей и соединений Красной Армии благодарили коллектив. Вот одно из таких писем: “Спасибо вам, дорогие товарищи, за веселую и правдивую советскую песню. Совершенствуйте наше социалистическое искусство, оно завоевано нами и нам принадлежит. Старайтесь как можно больше обслужить своими веселыми и содержательными концертами наших героев—бойцов и офицеров Красной Армии, громящих немецко-фашистские полчища”.
Воронежский хор явился не только пропагандистом русской народной песни, бытующей в нашей области; он стал также на путь создания новых народных песен, сказов, сказок, частушек, посвященных Отечественной войне. В настоящий репертуарный сборник вошли новые советские песни участника хора И. В. Ольховского, сказы и сказки сказительницы А.Н. Корольковой и других. Все большее и большее число членов коллектива хора участвует в создании нового репертуара. В проведенном внутри хора конкурсе на лучшую частушку приняло участие 17 хористов. В частности, этот конкурс ускорил создание оригинальных частушек „На советский каравай, Гитлер, рта не разевай", материалом для которых послужили русские народные пословицы.
Чтобы обогатить и расширить свой репертуар, Государственный хор приступил к организации „личных тетрадей" членов коллектива. В них заносятся песни, частушки, сказки и другие произведения воронежского фольклора, которые хранят в памяти или самостоятельно создают хористы. Это интересное начинание даст хору много новых частушек, и песен. В этом же году хор начинает систематическое собирание фольклора в сельских районах Воронежской области. Так хор впитывает в себя то новое в фольклоре, что создает сейчас народ.

С первых дней своей работы Воронежский хор оказывал большую помощь коллективам художественной самодеятельности Красной Армии, районных домов культуры и колхозов. Хор снабжал их фронтовыми песнями воронежских композиторов, передавал им русские песни и частушки из своего репертуара, проводил семинары с запевалами строевых песен и с гармонистами воинских частей, принимал участие в организации новых кружков художественной самодеятельности в ряде районов области. Сейчас хор получает десятки писем с просьбами выслать свой репертуар. Назрело время для издания репертуарного сборника. Государственного хора русской народной песни Воронежской области.
В настоящий сборник вошли народные произведения, исполняемые в первой и второй программах хора. В сборник не включены лишь общеизвестные песни, а также песни, заимствованные воронежским хором из репертуара хора имени Пятницкого: „Шел со службы пограничник", „Ой туманы мои растуманы", „Моряки" и другие.
Большинство из публикуемых в настоящем сборнике песен записано в Лосевском, Воронцовском и Чигольском; районах Воронежской области. Многие из песен, например, „Соловей-соловьюшко", бытуют во всех названных районах отличаясь лишь своими музыкальными вариантами. В таких случаях составители брали наиболее художественные варианты, исполняемые государственным хором. Иногда в песнях расширялся мелодический рисунок уже при работе в хоре. Так было с величальной песней „Наш березник листоватый, шуточной песней „Белый лебедь воду пил": и другими.

Многие песни и частушки печатаются в сборнике с нотами, что даст возможность коллективам художественной самодеятельности широко использовать их.
Песни в большинстве даны в записях А.В.Рудневой и К.И. Массалитинова.