Почавочки

 

Частушки



Частушки на музыку Александра Аверкина

 

Вступительное слово

 

 

Кто не знает песен Александра Аверкина—«На побывку едет молодой моряк», «Моя страна», «Жду я тебя»,. «Милая мама»! Но, пожалуй, популярней всех частушки «Терзень-верзень», сочиненные композитором в 1954 году.
Веселые, остроумные слова подобрал к ним Виктор Боков. Артисты Омского русского народного хора первыми пронесли их по концертным залам. А затем многие самодеятельные коллективы сочиняли новые слова на полюбившуюся им музыку. Наиболее броскими оказались слова А.Вихрева, одного из организаторов ансамбля «Ярославские ребята».

Успех композитора в этом жанре закономерен. А. Аверкин вырос в рабочей среде, тесно связанной с сельской жизнью, где частушка является непременным спутником дружеских встреч, праздничного веселья.
В 1953 г. в Московской области производился отбор певиц в ансамбль частушечниц для выступления в Большом Театре на смотре народных талантов. Соревнующимся певицам в одном из клубов Раменского района аккомпанировал на баяне 18-летний паренек, сразу привлекший внимание незаурядной музыкальностью, тонким гармоническим чутьем и старательностью. В награду за отличную работу молодой баянист—Александр Аверкин был премирован: направлен с песенной экспедицией в Рязанскую область. Колоритные, своеобразные частушечные наигрыши местных гармонистов разбудили в нем врожденную склонность к народному музицированию. В последующие годы творческая дружба с народными хорами и отдельными талантливыми исполнителями, записи и обработки народных напевов и наигрышей во время многочисленных поездок по областям России, старательное усвоение особенностей частушечной мелодики, гармонизации и фактуры—все это помогло молодому композитору овладеть мастерством письма в этом жанре, мало знакомом большинству профессиональных музыкантов.

До недавнего времени в концертных программах встречались лишь обработки народных частушек. Частушки, сочиненные композиторами, только начинают входить в концертную практику русских народных хоров и отдельных певцов.
Композиторы и исполнители, желающие расширить свой репертуар, найдут в сборнике А. Аверкина много разнообразного материала: тут и сольные частушки, и ансамблевые, для исполнения без сопровождения и в сопровождении баяна, разнообразные по форме: частые, протяжные, очень краткие, более сложные— с припевом, расширенные до сближения с песенной формой. Разнообразна и тематика их: шутка, лирика, характерные сюжеты.
В конце сборника помещены подлинные народные частушки в записи и обработке А. Аверкина, составляющие как бы переход от овладения народным наследием к свободной авторской композиции. Настоящий сборник является значительным эпизодом в творчестве молодого автора и заметным этапом на пути проникновения советских музыкантов в глубины народного музицирования.

А. Абрамский