Как пошли наши подруженьки

Детские хоры

Тексты и ноты песен для детского хора

 

 

Предисловие

 

 

При составлении сборника народных песен для детей автор руководствовался замечательными словами, высказанными известным педагогом В. А. Сухомлинским в его книге "Сердце отдаю детям": "Родина начинается для ребенка с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с песен и сказок матери. Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слово родной песни - это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы и чаяния. Песня утверждает поэтическое видение мира. Песня как бы открывает глаза на красоту родной земли, и эта красота становится еще роднее, еще дороже."

Данный сборник народных песен включает в себя наиболее любимые детьми песенные жанры. Это песни календарного цикла, хороводные, шуточные и плясовые. Все они записаны либо автором сборника, либо студентами РАМ им. Гнесиных в разных областях России. Пользуюсь случаем поблагодарить студентов за предоставленный ими экспедиционный материал: В. Антонова, Б. Воронцова, А. Костенко, Н. Кукуру, Л. Соловьеву, А. Тархову, С. Цыпленкова.
Многие песни сборника по своему происхождению и бытованию связаны с обрядами. Возникшие в значительной своей части еще в древние языческие времена, они после введения христианства испытали сильное влияние этой религии. Отсюда и их полистадиальность.
Сборник открывается календарными песнями, исполнявшимися в зимние праздники. Последние продолжались от Рождества до Крещения и приурочивались к зимнему солнцевороту. В это время совершался целый цикл обрядов. Начало нового года знаменовалось стремлением предугадать будущее, воздействовать на плодородие земли, чтобы получить богатый урожай, хороший приплод домашних животных и, в довершение всего, пожелать богатства, благополучия семьям земледельцев. Особое место занимали пожелания счастливой судьбы девушкам.

Основные элементы новогодней обрядности - обрядовая еда, магические действа с хлебом, зерном, соломой, колядование, ряжение, гадание под Рождество.
В некоторых местностях праздник Нового года назывался Колядой. Величальные поздравительные песни назывались "колядами" или "колядками", "овсеневыми песнями", "овсеньками" или, как в Пензенской области - "таусеньками". Выбор названия зависел от припева - "овсень" или "таусень". В районах, граничащих с Украиной, эти песни были известны как "щедровки", а в северных местностях "виноградья".
В нашем сборнике мы останавливаем внимание на сценическом воплощении песен, например, новогодней таусени Пензенской области "Бласлави нас, бог". Ею величали молодого парня, которого родители вскормили-вспоили, возлелеяли. Заодно излагалось и требование к хозяевам: "Подавайте нам пирог - по ночёвочкам (краям) широк, подавайте пирожок, не ломайте, не закусывайте!" То есть целиком оставьте колядующим. Этим таусенем сопровождалась яркая, красочная сцена праздника детворы, одетой по-маскарадному, идущей с подобным славлением от дома к дому. Именно в таких ситуациях налицо проявление индивидуальности каждого ребенка, его раскрепощенности, наиболее полное выражение его мыслительных, артистических способностей. Игровой сцене придает живость, непринужденность диалогическая форма текстового изложения с обилием диалектных (местных) слов, вносящих в сцену особый колорит.

Однако сам напев таусени представит некоторые сложности для исполнения.
Так, узорчатость ее мелодического контура затруднит точное его интонирование на
едином звуковом потоке. Двухголосные созвучия потребуют обостренного к ним
внимания и особой вокальной тренировки. »
В конце зимы, когда начинал таять снег, закликали весну и пекли обрядовое печенье в виде птиц - жаворонков. Призывы-заклички были приурочены к 9 марта - по-народному "Сороки11, ко дню сорока мучеников. В закличках выражались пожелания хорошего урожая, а для него нужны были и дождь, и солнечное тепло. Дети просили "дождь припустить", "поливать весь день", "лить пуще", чтобы дождевые струи сравнялись с "толстыми вожжами". Бели дождь был не нужен, на замену за-кличке о дожде приходили заклички о солнышке и радуге:

Солнышко, вёдрышко,
Выгляни, высвети.
Радуга-дуга,
Перебей дождя!
Твои детки плачут,
Пить-есть хотят.

Существовал обычай выходить в поле на озимые посевы и закликать (загужать) весну:

Приди, весна, на сошенькс,
На бороночке и на маленькой лошадёночке.
Приходи со своим спутником -
Тёплым летицем,
Приносящим жито густое, колосистое!

Охарактеризуем помещенную в нашем сборнике рязанскую весеннюю закличку "Ой, жаворонки, жаворонушки". Каждая ее строка чрезвычайно выразительна. Дети призывают жаворонушек принести "лету тёплыю и взять зим холодныю", которая всех "замучила, нам надоскучила, надоела, весь хлебушек поела". Напев очень скромен по мелодике, но постоянно варьируется, что выявляет его многогранность. Исполнение заклички можно поручить отдельным группам детей или даже наиболее звонкоголосым. "Выкрикивание" ими отдельных фраз оживит сцену и приблизит ее к традиционному исполнению.
Кроме весенних закличек весной водили хороводы (в народном произношении "каравод" или "карагод"). Они представляли собой массовое игровое, а иногда и веселое театральное действо, сопровождавшееся исполнением специальных песен. Большая часть хороводов приурочивалась к весеннему празднику Троицы, знаменовавшей конец весны и начало лета.

Этот языческий праздник, приуроченный к христианскому празднику пятидесятницы, начинался с четверга, который в некоторых местах назывался "семик". В это время устраивались гуляния. В сельских местностях сохранились архаические элементы празднования Троицы. Это - завивание березки, венков. "Основа троицких обрядов - культ растений. У русских это культ березки". Жители украшали зеленью дома изнутри и снаружи, старинный обычай вошел и в церковный ритуал: зеленью украшали церковь, устилали в ней пол травой, а к обедне ходили с букетами цветов. Во время троицких и семицких гуляний устраивались хороводные шествия. Девушки и молодые женщины шли по центральной улице к ближайшему лесу с пением и плясками.

Один из таких хороводов русского Юга представлен и в данном сборнике. Это - курский хоровод "Ой вы, ветры, ветерочки", согласно традиции хореографию хоровода можно свободно варьировать, используя круговые движения, зигзагообразные (в виде столбиков), движение шеренгой и в виде завивающейся "капустки". Типичные для Юга России припевные слова "али лей, лёли, лёли" подчеркивают танцевальное начало хоровода. Следует добиваться непрерывности движений хоровода, чтобы создалось впечатление его нескончаемости. Удивительно рельефный напев, легко запоминающийся и исполняющийся в основном в терцию, не составит трудностей, но сыграет важную роль в донесении до слушателя любовного содержания песни. Вместе с изобретательной хореографией этот хоровод может стать ярким номером концертной программы.

Другой троицкий хоровод - "Шла утица по бережку" Кировской области, предназначенный ддя исполнения детьми среднего возраста. Образовав круг, взявшись за руки, дети спокойным шагом должны двигаться по сцене. Идя по кругу сначала по часовой стрелке, а потом - против, в медленной части хоровода они мысленно должны представить себе утицу, важно раскачивающуюся из стороны в сторону. Не составит труда исполнение песни легким, мягким, напевным звуком. Вторая часть песни, где утица с беспокойством ищет своих детей, должна быть взволнованной и петься более крепким, но не крикливым звуком с обязательным притопыванием. Дети, подобно утице, должны всполошиться и, мимикой обращаясь друг к другу, изображать ее тревожное состояние.
Есть и другой, игровой вариант исполнения этого хоровода. В середине круга ставят кого-нибудь из девочек, которая, переваливаясь из стороны в сторону, ходит по кругу в роли утки. В скорой части песни утица, с беспокойством ища своих детей, старается кого-нибудь вырвать из хоровода, но дети разбегаются в разные стороны.

Укажем еще на один игровой хоровод нашего сборника - "Я качу, качу золото кольцо" Калужской области. Он исполнялся как в Троицу, так и в любое другое время. Сюжет песни удивительно прост, и его следует разыграть. Особенность песни, сопровождающей хоровод - рельефность мелодики. При пении надо добиваться предельной плавности и звуковой насыщенности. В хореографии необходимо сочетать круговые движения с движениями змейкой, что обогатит зрелищное восприятие хоровода.
Из других песен, вошедших в данное собрание, остановимся на брянской обжиночной песне "Подъезжаем мы под село".

Звонко, подобно брянской дудочке-жалейке, должна прозвучать эта песня. Такое звукоподражание будет способствовать созданию праздничной атмосферы окончания жатвенного цикла. Сценическую композицию можно представить так: дети с пожеланиями хорошего урожая хлеба небольшими группами подходят к авансцене, неся в руках последний сноп, перевязанный лентой. (Не эту ли сцену мы наблюдаем в опере П. Чайковского "Евгений Онегин"?) При этом лица участников сцены должны быть радостными, просветленными, торжественными, особенно при произнесении заключительных слов:

Чтоб наш каравай зелен был,
Чтоб наш молодой весел был!

Но и исполнение детьми песен, не связанных непосредственно с играми или действиями, также должно представлять собой вид самостоятельной игры. Имеется в виду интерпретация ими шуточных песен, содержащихся в данном сборнике в большом количестве.
Одна из них - "Ай, с-по середи мутовочка похаживала" Кировской области. Словесный текст, благодаря наличию запева и припева, ориентирует на разделение детей по группам: одна исполняет запев, другая - припев. Можно также, соответственно тексту, использовать запевы отдельных солистов с последующим хоровым подхватом. При этом все дети могут стать действующими лицами, активно сопереживающими происходящее. Целесообразно поставить детей либо двумя группами, либо маленькими группами по два-три человека. Наличие в напеве танцевального начала сориентирует детей на подтанцовывание во время исполнения песни. При работе над песней следует добиваться мягкости звуковедения, опертого на дыхание звука с внутренним тембровым наполнением. Лишь в этом случае интерпретация песни будет стилистически достоверной.

Не менее красочный сценарий может получиться и при исполнении пензенской шуточной песни "Жил я у пана". Текст каждой строфы следует разделить между двумя детскими группами. Такой групповой очень выразительный диалог сможет интересно представить домашних животных пана, что вызовет у исполнителей и слушателей истинный интерес. Для театрализации представления можно было бы сделать маски называемых животных, которые следует "обыгрывать" по мере их указания в песне разными группами детей. Выразительность слова, театрализация - все это залог яркого, доходчивого исполнения песни.
Выделим еще одну песню-сценку - "На улице гагара да кулик" Кировской области. Сама миниатюрная песня-скороговорка предполагает исполнение ее различными группами участников. Для этого весь исполнительский состав надо разделить на несколько групп по 3-4 человека в каждой, мимически живо общающиеся между собой. Не исключается и каноническая форма исполнения песни: после каждого пропевания первой строки должна вступать все новая группа ребят. Рекомендуется использование характерных для Вятского края круговых хореографических движений в ритме пляски в "две" и в "три" ноги:

Народный фольклор для детей

Народные песни для детского хора

Разыгрывание сюжетов отдельный песен, как уже указывалось, может способствовать созданию ярких сценических картинок. Однако наиболее выпуклое сценическое решение можно найти при соединении ряда тематически связанных песенных номеров в единое целое. При этом разыгрывание действия всецело должно быть связано с раскрытием художественно-образного содержания исполняемых песенных образцов.

В связи с этим обратим внимание руководителей народно-хоровых коллективов на наличие в нашем сборнике композиции Владимирской области, составленной нами из пяти песен.
Композиция разыгрывается следующим образом. На сцену, изображающую лесную поляну, выходит девочка. Играя на свирели, она любуется природой, а затем звонким голосом поет короткую припевку "Куда летишь, кукушечка?" На ее голос выходит группа подростков с корзинками и, собирая грибы и ягоды, выразительно запевает песню "Ой, на горе". Одна из девочек собирает грибы, ласково выкликая "Ой, гриб-грибок!" К ней направляются две подружки, которые, остановившись невдалеке, живо мимически общаясь друг с другом, имитируя собирание ягод, поют припевку "Одну ягодку найду". Во время этих действий остальные дети разбредаются по поляне в поисках грибов и ягод.
В конце композиции все дети участники сцены становятся небольшими группками по 2-3 человека и, пританцовывая на месте, поют плясовую песню "Как пошли наши подружки". Исполнение закличек предполагает свободное, не напряженное, но яркое и тембристое звучание голосов, а заключительной песни композиции - мягкость, плавность звуковедения, не нарушаемого четким ощущением исполнителями внутренней ритмической пульсации напева.

 

 

Скажем несколько слов о вокально-техническом исполнении песен сборника.
Тесно связанные с речевой интонацией и ограниченные звуковым объемом разновидности календарных жанров (колядки, таусени, весенние и летние заклички) обычно "кричат", "вопят", то есть исполняют очень громко, напряженным тембром. В целях охраны детских голосов не следует допускать форсирования звука, а произносить заклички нараспев, очень четко и звонко.
Хороводные же песни, обладающие большим звуковым объемом, потребуют мягкого, плавного интонирования, "растяжки" звука. Сказанное относится, главным образом, к северным и волжским хороводным песням. Иное должны представлять собой южные хороводы. В них следует сочетать плавность звуковедения с насыщенным звучанием и четкой ритмизацией, не допуская при этом форсирования звучности.
Свободно льющийся звук, мягкая его атака, тембристое, опертое на дыхание звучание голосов в сочетании с затейливой хореографией обеспечат должный художественный уровень всех исполняемых хороводных песен сборника.

Воспринимая народную песню, ребенок сначала обращает внимание на текст, на смысловое содержание песни, а потом на ее музыкальную сторону. Поэтому в исполнении народных песен следует добиваться также выразительного, осмысленного произнесения слова. Сохранение осмысленной речи - условие правдивого исполнения. А оно возможно лишь при вхождении в образ, при художественном охвате ребенком всего целого в строгом соответствии со своей очерченной ролью. Этому поможет творческое познание детьми действительности, которое формирует их художественно-образное мышление и активное восприятие этой действительности.
При разучивании песен следует поощрять импровизационность движений как проявление индивидуальности ребенка, вдумчиво пользоваться мелодико-вариативным методом, сохраняя при этом единую ритмическую канву песен. Игровое начало должно присутствовать во всех песнях: оно даст ключ к наиболее полному и яркому самовыражению каждого ребенка.

С. БРАЗ, профессор РАМ им. Гнесиных, кандидат искусствоведения, член СК РФ.