Сборник вокальных произведений


ноты для вокала
вокальные произведения для сольного и ансамблевого пения учащихся школ 8-11 классы

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

Сборник вокальных произведений для сольного и ансамблевого пения рассчитан на учащихся старших классов общеобразовательных школ (VIII, IX, X, XI классы).
Цель настоящего сборника — пополнить репертуар сольного и ансамблевого пения старших школьников доступными им произведениями, которые могут положительно влиять на их музыкальное развитие, воспитывать у них художественный вкус и высокие музыкальные запросы.

Произведения для солистов объединены в два раздела: произведения для высоких и для низких голосов. Весь материал внутри этих разделов расположен в следующем порядке:
1. Произведения советских композиторов;
2. Песни народов СССР;
3. Произведения русских композиторов;
4. Зарубежные народные песни;
5. Произведения западноевропейских композиторов.

Третий раздел составляют произведения для ансамблей (дуэты, трио, квартет).
В сборник включены два дуэта для голоcа с инструментом («Красавица рыбачка» Бородина — баритон с виолончелью, «Желтенькая птичка» Ипполитова-Иванова — сопрано с флейтой).
В четвертый раздел включены западноевропейские народные песни. Они даются на иностранных языках с той целью, чтобы предоставить учащимся возможность закреплять в пении знание изучаемого ими языка. Переводы стихов песен и русские тексты к ним дают возможность разучить их и на русском языке.
При выборе произведений для разучивания с учащимися педагогу следует отнестись к этому вопросу строго и осторожно, учитывая голосовые возможности каждого обучаемого (диапазон, силу голоса, вокальную и общемузыкальную подготовленность).
С. целью лучшего использования материалов сборника дается методическая записка для начинающих педагогов.
Биографические справки о композиторах расположены в алфавитном порядке.
Указания темпов и оттенков исполнения даны в сборнике на различных языках (русском, итальянском и т. д.) в соответствии с оригиналами произведений. Значение иностранных терминов поясняется в указателе (в конце сборника).
Н. Максимкова

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

для начинающих педагогов

 

В занятиях сольным и ансамблевым пением могут участвовать юноши и девушки старшего школьного возраста со сформировавшимися голосами, т. е. прошедшие период мутации (VIII—XI классы).
Первая задача в работе с учащимися этого возраста заключается в том, чтобы определить, каковы голосовые и общемузыкальные данные каждого учащегося. Необходимо выяснить в первую очередь, в какой тесситуре его голос звучит наиболее естественно, свободно; в пределах этой тесситуры обычно лучше всего звучат и слова в пении. В то же время чрезвычайно важно узнать, как учащийся воспринимает музыку, как он схватывает, запоминает и воспроизводит данный ему тон, мелодию, ритм музыкального произведения, какая музыка его больше привлекает к себе и т. д.
Установив по звучанию отдельных тонов или коротких попевок вокальные данные учащегося, педагог предлагает ему спеть знакомое произведение так, как учащийся умеет на данном этапе. Слушая исполнение и наблюдая за учеником, педагог проверяет характеристику голоса и определяет положительные и отрицательные стороны в его пении; потом записывает все это в индивидуальный журнал, в котором будет отражаться весь дальнейший ход обучения.
Приступая к занятиям, педагог определяет «средний отрезок» голоса учащегося и в соответствии с этим начинает работать над расширением диапазона и над выравниванием звука.

Вся работа по развитию диапазона голоса должна быть построена индивидуально. Вести ее надо не спеша, помня, что диапазон детского голоса расширяется в среднем всего на 1—1 1/2 тона в год. Сила голоса увеличивается незначительно.
Очень важно для педагога уметь «идти за голосом» учащегося с первых шагов обучения, т. е. воспринимать на слух все особенности его пения и в соответствии с этим создавать для каждого голоса свой режим, вести его путем естественного развития.
Ни в коем случае не следует тянуть голос преждевременно вверх или вниз, искусственно стремиться к инфантильному, «серебристому детскому», или к какому-либо другому характеру звучания. Многообразие тембров певческих голосов даже в юношеском возрасте далеко не всегда укладывается в эти ограниченные штампы.
Если правильно и осторожно вести учащегося; то мутация обычно проходит без переломов в голосе, путем постепенного развития с переходом из головного в смешанное звучание как у девочек, так и у мальчиков.
Как же определить наступление мутации у подростка?
Мутационный период характеризуется более тусклым звучанием, пропаданием верхних тонов, быстрой утомляемостью голоса и нередко сопровождается сипотой, охриплостью и эпизодической детонацией.
По окончании мутации все голосовые качества постепенно восстанавливаются.
Во время мутации учащийся должен находиться под наблюдением врача-ларинголога.
Учащимся, которые не занимались под руководством педагога, обычно присущи различные недостатки в пении.
Наиболее часто наблюдаемые (Недостатки в пении учащихся —это поверхностное ключичное дыхание, форсированное пение, неточность интонации, пестрота (неровность) звучания и отсутствие напевности, плохая дикция.
Ученику, имеющему поверхностное дыхание, педагог прежде всего указывает, что нельзя поднимать ключицы, а затем объясняет и показывает, как овладеть более глубоким, но легким, бесшумным вдохом (не допуская переполнения легких), как добиться постепенного и плавного выдоха с сохранением «состояния вдоха» во время пения.

Необходимо объяснить ученику, что «состояние вдоха» во время пения заключается в том, что нижние ребра и верхняя часть брюшной стенки расширены и не спадаются сразу, как при обычном выдохе. Это обеспечивает растяжение диафрагмы, ее активную сопротивляемость мышцам-выдыхателям (брюшному прессу) и создает ощущение «опоры».
Необходимо бороться с форсированным -пением, т. е. с пением чересчур громким, вызывающим перенапряжение в певческом аппарате, так как это ведет к усталости голоса, к резким призвукам, к детонации; голос форсирующего певца не «летит», не несется на далекое расстояние. Вместе с тем, постоянно петь тихо тоже очень вредно,. потому что при тихом пении обыкновенно расслабляется опора, звук снимается с дыхания; точность интонации в этих условиях достигается перенапряжением связок.
Надо рекомендовать учащимся петь энергично, но мягко (на т!). Главное — петь музыкально, без крика.
Для избавления от детонации (понижения тона) следует следить, чтобы учащийся не злоупотреблял грудным звучанием, но чтобы в то же время в звукоподаче и в работе артикуляционного аппарата не было вялости.
Одним из часто встречающихся у молодых певцов недостатков является дистонация (повышение тона), которая происходит от перенапряжения связок, от излишнего использования головного звучания или от поверхностного дыхания.
Поющему отрывисто, «не кантиленно», надо объяснить, что плавность, напевность вокальной речи находится в прямой зависимости от протяженности гласных, что пропевать гласную следует на дыхании, соблюдая длительность нотного знака и не прерывая слог преждевременно произнесенной согласной.

далее читайте в Сборник вокальных произведений