Ах, ты Волга, Волга-матушка

Протяжные песни Ульяновского Заволжья



Тексты и ноты песен Ульяновской области для хора

 

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

 

Сборник «Ах ты, Волга, Волга-матушка» содержит песни Ульяновской области — родного края Владимира Ильича Ленина. Двадцать три года провел В. И. Ленин на Волге: семнадцать лет он прожил в Симбирске, затем два года жил и учился в Казани и четыре года — в Самаре. Вольнолюбивые песни Поволжья привлекали внимание передовой интеллигенции еще со времен Емельяна Пугачева. В 1860 году известный русский композитор М. А. Балакирев в содружестве с поэтом М. Щербиной совершил поездку на Волгу. Варианты многих песен, записанных композитором, сохранились и до наших дней. Несомненно они исполнялись и в то время, когда их слушал В. И. Ленин.
Сборник составлен на базе материалов Кабинета народной музыки Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных.

Песни распределяются по четырем разделам. В первом разделе представлены протяжные песни. По содержанию текста большинство из них относится к мужской молодецкой лирике. В них часто с большим вдохновением поется о великой русской реке, 6 широте ее просторов.
Второй раздел составляют игровые песни, необходимой частью которых являются либо хороводные движения, либо театрализация игры.

Третий и четвертый разделы представлены величальными и прощальными свадебными песнями, предназначенными для инсценировки свадебной игры.
Многие песни сборника, а также их варианты исполнялись народным хором или курсовыми ансамблями отделения по подготовке руководителей народного хора Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Практика исполнения показала, что. такие песни, как «Широ-кохонько Волга разливалася», «Вниз по матушке по Волге» особенно ярко звучат при наибольшем количестве участников хора. Малый состав исполнителей достаточен для игровых песен («Мы вечор торги торговали», «Как под белою под березою»), а также вечорочных («Ельничек кудреват»), но театрализация при их исполнении необходима.

Песни даются в партитурах для женского смешанного или мужского хора. Многие песни представлены в изложении для женского ансамбля, однако могут исполняться и смешанным ансамблем или хором. В этом случае мужские голоса поют либо ту же партитуру, но октавой ниже, либо партию нижнего голоса.
Т. Ананичева.