Романсы советских композиторов для сопрано

Комментарии к романсам для вокалистов

 

ПРИМЕЧАНИЯ

С.Агабабов. Лесной бал. Слова Н.Саконской

 

Изящный шутливый вальс для легкого сопрано. Певице важно сохранять все время ровный темп, делая незаметные вдохи, не прерывающие кругового вальсового движения. Четкая ритмика должна сочетаться с плавным звуковедением. Верхние нотки в припеве (фа2, соль2) нужно брать точным легким броском. Это произведение очень полезно для развития гибкости голоса, умения петь легким звуком на опоре.

 

Ан. Александров. Дрозд. Слова Т. Э. Брауна

 

Несмотря на невысокую тесситуру романса, исполняют его высокие голоса, так как здесь необходимо светлое, легкое звучание. Меняющаяся ритмическая структура полуречитативной мелодии (дуоли, триоли, 2/4, 3/4) требует от исполнительницы постоянного ощущения цельности музыкальной фразы при соблюдении точности ритмического рисунка. Романс очень полезен для развития тонкого художественного вкуса.

 

Д. Аракишвили. Фонтану Бахчисарайского дворца.
Слова А. Пушкина

 

Романс для лирического сопрано с хорошо выровненным звучанием на всем диапазоне. Полезен
для выработки хорошей кантилены. Петь его нужно легко, свободно, не форсируя звук и внимательно выполняя все динамические оттенки. В конце романса следует хорошо сфилировать ля2 и, не давая большого forte, стараться удержать всю фразу на дыхании.

 

А. Бабаев. Звездный вальс. Слова Вл. Харитонова

 

Мелодия этой песни очень вокальна. На протяжении всего произведения нужно сохранить темп и ритм живого, задорного вальсового движения (не отчеканивая грубо сильные доли), незаметно, легко дышать, плавно вести мелодическую линию. Песня полезна для развития чувства ритма, подвижности„ голоса, четкой близкой дикции. Ее могут петь и легкие звонкие сопрано, и более плотные лирические, которым нужно поработать над легкостью звучания.

 

И. Галкин. Утро. Слова М. Решетникова.
Весенняя ночь. Слова И. Гаврилова

 

В интонационном строе этих произведений ясно ощущается колорит удмуртской народной музыки. Они мелодичны, удобны для голоса. В романсе «Утро» свежо и непосредственно воплощены ощущение светлого счастья, прелесть весеннего рассвета. Голос должен звучать радостно, легко, динамично.
В «Весенней ночи» больше мягкости и теплоты. Петь этот романс надо очень кантиленно, мягким звуком. Оба романса вполне доступны для учащихся второго курса.

 

Р. Глиэр. Слышу я голос ласкающий. Слова С. Маковского

 

Романс не сложен по тесситуре, вокален. Исполнительнице необходимо выработать плавное широкое дыхание, умение снимать окончания слов без назойливого подчеркивания рифмы («ласкающий-навевающий» и т. д.). Для заключительной фразы («Тихое имя твое») нужно найти особенно нежную окраску голоса и ровно сфилировать последний звук. Необходимость достичь акварельной тонкости нюансировки и мягкой кантилены делают это произведение сложным для начинающих, — оно рекомендуется учащимся старших курсов.

 

М. Коваль. На пригорке, за приморским садом.
Слова А.Суркова

 

При исполнении этого лирического романса необходимо теплое, ласковое звучание голоса. Соль#2 каждый раз брать легкой атакой сверху, удерживая всю фразу на высокой позиции.

 

3. Левина. Вот цветочек распустился. Мы к вам идем. Слова Э. Мошковской. Вальс. Слова А. Барто

 

Первые два произведения — песни-картины для учащихся с незаурядными артистическими возможностями. Исполнительница должна передать целую гамму чувств и переживаний ребенка: и счастливое удивление, и задор, и увлеченность. Здесь нужно обладать тонким вкусом и чувством меры, чтобы интонации детской речи были естественными и непосредственными. Песни удобны вокально. Их невысокая тесситура помогает формировать ясное, близкое звучание центра голоса.
«Вальс» следует рекомендовать легким сопрано с хорошим звуковедением. Этот романс очень полезен для развития подвижности голоса, для выработки легкой четкой дикции, умения незаметно и быстро дышать, не прерывая сложной мелодии вальса. Он требует долгого впевания, так как здесь нет ни одной паузы в голосе. Певица должна следить, чтобы не выделялись отдельные ударные слоги, чтобы смысловые ударения были логичны. Необходимо легко справляться с фразами в высокой тесситуре (соль2, ля2), внимательно выполнять темповые указания автора.

 

Ю. Левитин. Он меня поцеловал. Давно ли цвел зеленый дол. Слова Р. Бёрнса

 

Эти произведения довольно сложны интонационно. Над ними полезно поработать для развития тонкости слуха и музыкального вкуса.
Первый романс полон высокого светлого чувства, нежной грусти. Здесь следует легко вести звук ровной линией на mezza voce, хорошо выдерживать дыхание. «Давно ли цвел зеленый дол.» — очень теплый, певучий романс. Горькое сожаление об ушедшей весне жизни должно быть передано певицей эмоционально, но без надрыва. Большие
фразы, строящиеся на переходных звуках (ре2-фа2) требуют длинного дыхания и умения держать звук в единой позиции на протяжении всей фразы.
Оба романса рекомендуются хорошо подготовленным, музыкально развитым учащимся старшего курса.

 

М. Матвеев. Слезы людские. Слова Ф. Тютчева

 

Фактура романса скупа, но выразительна. Сдержанно построены фразы вокальной партии, как печальный плач льется мелодия. Рекомендуется учащимся старших курсов, хорошо владеющим голосом, способным сосредоточиться на эмоциональной стороне исполнения.

 

Ю.Мейтус. Куковали кукушки. Слова А.Прокофьева

 

Прозрачная фактура романса требует от исполнительницы легкого звука, без нажима. При слове «кукушки» надо сделать легкое marcato и дальше мягко подчеркивать ту же интонацию ниспадающей терции (фа2—ре2). Романс доступен для учащихся третьего курса, весьма полезен для выработки светлого, близкого звучания, чистой интонации на переходных звуках начала второй октавы.

 

Н. Мясковский. Забуду ли тебя?. Как парус, что мелькнет порою. Слова М. Мендельсон

 

Романс «Забуду ли тебя?.» может петь только полнозвучное сопрано, для которого кульминационная фраза в высокой тесситуре (ля2) не будет трудна. Для каждого вопроса исполнительнице необходимо найти свой смысловой оттенок. Нужно проработать текст дикционно: здесь немало трудных для пения сочетаний согласных («.сентябрь багрец в листву.», «.весенних вольных вод.»). Особенно большой работы требует средняя часть, где голосу не просто «сжиться» со всеми звучаниями фортепианной партии с ее необычными ладо-гармоническими сменами.
«Как парус, что мелькнет порою.»—тонкое, очень поэтичное произведение. Ритмическая и гармоническая сложность делают его доступным только учащимся старших курсов; на нем развиваются и кантилена и колористические возможности голоса.

 

Ф. Надененко. Без вас хочу сказать вам много. Слова М.Лермонтова

 

Романс написан в темпе легкого вальса, очень изящно. Есть большое обаяние в непростой по интервалике, гибкой мелодической линии, какое-то мягкое кокетство в небольших оттяжках темпа и возвращениях к первоначальному темпу. Его можно рекомендовать учащимся старших курсов, владеющим высокой тесситурой и хорошим legato.

 

М. Осокин. Соловей. Слова С. Щипачева

 

Эта миниатюра не трудна вокально, помогает выработать простоту и выразительность в исполнении. Петь ее нужно как бы рассказывая — непринужденно, без претензий на красивость или изысканность.

 

Романс Нины из музыки к драме
М. Лермонтова «Маскарад»:
В. Пушков
A. Хачатурян
B. Шебалин

 

В настоящем сборнике представлены три различных воплощения в музыке стихотворения М. Лермонтова.
Для романса В. Пушкова характерна широкая льющаяся мелодия, теплота и мягкость в выражении чувств. Он написан для хорошего лирического или лирико-драматического сопрано, у которого равноценно звучат первая и вторая октавы. Для его исполнения необходимо владеть хорошо развитым дыханием, настоящей опорой звука и динамикой голоса, чтобы технические трудности не препятствовали исполнительской задаче. Однако здесь не должно быть ни эмоциональной ни звуковой форсировки.

Музыкальный язык романса А. Хачатуряна своеобразен, экспрессивен. Романс написан для лирического или более крепкого драматического сопрано с хорошим центром. Вокальная линия довольно сложна интонационно, трудна ломкая линия голоса. Особенно выразителен подход к кульминации в средней части. Исполнение должно быть эмоционально насыщенным: певице предстоит передать подлинно драматическое напряжение чувств. Это произведение также следует рекомендовать учащимся старшего курса.

Романс В. Шебалина отличают особая чистота и строгость. Но за внешней сдержанностью скрыты глубокие, сильные переживания, что должна почувствовать и выразить исполнительница.

Вся подборка нот здесь

 

Н. Раков. Снова сердца стук. Слова А. Дмоховского

 

Романс несложен, удобен вокально. Работа над ним поможет выработать четкую дикцию, свободу движения голоса. При повторении припева певица каждый раз должна находить новые эмоциональные оттенки. Это произведение написано с хорошим вкусом, легко воспринимается самым широким слушателем, — его можно рекомендовать учащимся и для концертной практики.

 

Т. Смирнова. Луч на ладони. Слова В. Реймериса

 

Романс молодого композитора своеобразен по звучанию. Быстрые темпо-ритмические смены создают светлое, игривое настроение. Для голоса он удобен, но наряду с мелодической распевностью здесь немало речитативных моментов, создающих исполнительские трудности. Произведение требует особенно тонкой нюансировки и поиска разнообразных красок в голосе.

 

Ю. Шапорин. Прохладой ночь дохнула. Слова С. Щипачева

 

При исполнении нужно обратить особое внимание на ритмику романса, которая подчеркивает его яркий испанский колорит. Синкопы следует исполнять легко и четко, без вычурности. Нигде не должно быть большого forte, однако здесь необходимо добиваться легкого, но полноценного звучания mezzo forte.

 

Р. Яхин. Звезда. Слова К. Наджми

 

Этот красивый романс звучит романтично, восторженно. В нем слышатся интонации татарской народной песни. Петь его надо на широком дыхании. Работа над этим произведением помогает вызвать естественную кантилену, свободное звучание голоса.