Виктор Захарченко - Девичья песня

Тексты народных песен



Вступление к сборнику народных песен композитора Виктора Захарченко

 

О творчестве композитора

 

 

ГОВОРИТЬ о творческой деятельности Виктора Гавриловича Захарченко — это значит затронуть широкий круг проблем, его волнующих, объединенных одним емким понятием —русская народная песня.
Получив -большую практическую школу у знатока сибирской народной песни, организатора государственного Сибирского народного хора Н. П. Королькова, а затем, окончив дирижерско-хоровой факультет Новосибирской государственной консерватории им. Глинки, В. Г. Захарченко в течение многих лет работал главным хормейстером Сибирского народного хора, а ныне является художественным руководителем государственного Кубанского казачьего хора.

Желание показать слушателю народную песню в первозданном варианте, стремление обогатить и расширить репертуар кора, неустанный поиск новых ферм народного музицирования и огромный интерес к традиционным характеризуют деятельность хормейстера. Исследуя богатые «многовековые традиции народного пения, опираясь на уже известные в практике примеры, В. Г. Захарченко организует «внутри» Сибирского народного хора Фольклорную группу. Главную цель создания фольклорной группы организатор видит в исполнении песен в подлинно народных вариантах без какого-либо вмешательства композиторов. Однако народную песню в концертных условиях преподнести в подлинно народном распеве невозможно. Поэтому подлинность нужно понимать относительно. Заключается она прежде всего в том, что все голоса записаны от народных певцов. Исполнение песни в быту и в сценических условиях не может быть идентичным, да в этом и нет необходимости. В народе песня всегда в развитии, всегда импровизируется, и импровизационности проявляется в самых различных, иногда трудно заметных деталях, изменениях в. тексте, напеве, подголосках, различных вариантах исполнительских приемов и т. п.
В исполнении Фольклорной группы песня, как правило, звучит в одной редакции, импровизационное начало отсутствует, а если и существуют варианты, то они затрагивают главным образом сферу интерпретации. Сценический опыт Фольклорной группы Сибирского народного хора показывает; что подобная форма пения народных песен наиболее полно отражает их подлинное звучание.
Высокий артистизм, одухотворенность, обилие и многообразие сценических решений, передача тончайших оттенков и настроений песни характеризуют исполнительский почерк интересного самобытного ансамбля.  Огромная заслуга в этом принадлежит его организатору и художественному руководителю В. Г. Захарченко.

Свою исполнительскую деятельность  хормейстер сочетает с научной, исследовательской работой по изучению вопросов, связанных с сибирским фольклором. Являясь аспирантом кафедры ил родного творчества музыкально-педагогического института им. Гнесиных, В. Г Захарченко под (руководством выдающегося советского фольклориста, профессора, доктора искусствоведения Е. В. Гиппиуса, занимается проблемой исследовании традиционного песенного искусства Западной Сибири.
В. Г. Захарченко провел более 15 экспедиций по записи народных песен в Западной Сибири. Им записано более 1000 народных песен, причем собирательский интерес фольклориста «не ограничивается только песнями сибиряков-старожилов («чалдонов»), но включает фольклор переселенцев из различных областей России, Украины, Белоруссии и др., который и составляет сегодня органическое единство традиционного сибирского песенного фольклора.

В 1969 году, по инициативе Новосибирского областного Дома народного творчества, Западно-Сибирское книжное издательство выпустило сборник народных песен «Песни села Балман», собранных В. Г. Захарченко. В нем представлено 52 песни сибиряков-старожилов. В отечественной литературе случай записи такого количества песен в одном селе чрезвычайно (редкий, а в практике записи их (В Сибири и на Дальнем Востоке, пожалуй, единственный. «Песни села Балман» — драгоценный самородок, обогативший сокровищницу русской народной песни. Сборник вызвал живой интерес у фольклористов, композиторов и исполнителей. Более двадцати песен вошло в репертуар профессиональных и учебных народных хоров, Сибирского народного хора и его фольклорной группы.

Характерно, что интерес к песням села Балман у собирателя не исчерпан. Вновь и вновь он совершает туда экспедиции, записывает там еще 60 песен, в том числе детские песни и игры, частушки, гармошечные наигрыши (некоторые новые записи публикуются в данном сборнике). Собирая и расшифровывая песни, исследователь дает описания свадебного обряда и вечерок и открывает, в частности, одну интересную особенность «чалдонской» свадьбы: ежедневно, за неделю перед свадьбой, днем в доме невесты проходил девишник, а вечером — вечерка, па которую кроме подруг невесты приходят парни, хотя для русского свадебного обряда обычай приглашения парней на вечерку не характерен. Свадебные вечерки села Балман ничем не отличаются от зимних святочных, и в этом еще одна особенность.
Наличие в традиционном сибирском фольклоре различных стилистических пластов определяет и особенность методов собирания и изучения его. Записывая песни в том или ином районе, В. Г Захарченко не пропускает ни одной деревни, ни одной песни, ни одного талантливого певца, тщательно прослеживая особенности взаимосвязи репертуара как между соседними деревнями, так и далеко отстоящими друг от друга. Он убежден.в том, что, прежде, чем делать какие-либо выводы об особенностях сибирской песни вообще, следует детально изучить многие конкретные песенные очаги и понять причину сходства стилей, бытующих на громадной территории Западной Сибири.

 Работая с профессиональным народным хором, прекрасно зная исполнительский потенциал, В. Г. Захарченко пробует свои возможности в сочинении песен, И уже первая песня «Подружка-шаль» на слова Н. Рыленкова, исполненная Сибирским народным хором, принесла автору большой успех. Песни его поэтичны, искренни, мелодичны. Газета «Вечерний Новосибирск» от 23 октября 1973 года писала: «Руководитель фольклорной группы В. Г. Захарченко выступил в качестве композитора. Прозвучавшая в концерте песня «Иванушка» — живая музыкальная картинка. Под светлый высокий перебор баяна звучали трепетные, полные надежды слова сказочно-реальной Аленушки. Образность, свежесть интонации, ритмическое богатство вызвали горячее одобрение слушателей. Контрастом служила вторая песня — стремительная, бодрая, как сама сибирская зима,— «Ой, метелица-метель» с удачно примененной композитором скороговоркой».

Песни В. Захарченко, а также его обработки и записи народных песен в исполнении Сибирского народного хора и других хоровых коллективов звучали не только в различных городах нашей страны, но и за рубежом: в Корейской Народно-Демократической Республике, во Франции, Югославии.
Сборник «Девичья песня» состоит из трех разделов.
В первом разделе представлены авторские песни, большинство которых издано в различных сборниках и записано Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия».
Все они предназначены для исполнения солистами, профессиональными и самодеятельными народными хорами в сопровождении баяна.

Во (второй и третий разделы вошли обработки и фольклорные песни, записанные В. Г. Захарченко и составляющие основу репертуара Фольклорной группы
Сибирского народного хора. Это — свадебные, вечерочные и хороводные народные песни, записанные в районах Новосибирской области. К каждой из них дана необходимая паспортизация с указанием места записи и фамилий исполнителей Всё песни, кроме четырех, многоголосные, йотированы с научной точностью, причем приводится нотация не одного, а двух-трех куплетов, что дает наглядное представление о характере импровизации, а нотная (графическая запись, в свою очередь, ясно отражает форму песни. Некоторые редакторские исправления сделаны лишь в текстах народных песен, где диалектные слова приближены к литературному языку. Фонограммы записей хранятся в научной фонотеке Фольклорной
Комиссии Союза композиторов РСФСР.
Борис ПЕВЗНЕР.