Методические указания к учебникам пения
5-7 классов

Пособия

Институт художественного воспитания академии педагогических наук СССР
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К УЧЕБНИКУ V КЛАССА

 

Учебник пения для V класса  начинается с повторения песни «Маленький барабанщик», разученной в IV классе. Однако учитель может повторить любую песню из репертуара прошлого года по своему выбору. Важно, чтобы она была значительной по содержанию, несложной и удобной для пения. Повторяя песню по нотам, учащиеся отчетливее возобновляют в памяти мелодии I и II голоса, вспоминают значение размера и длительностей,
Для выравнивания всего класса — подтягивания отстающих и новичков — вся первая четверть учебного года посвящена повторению пройденного (длительности, ноты с точкой, устойчивые и неустойчивые звуки, тон и полутон, знаки альтерации, размеры 2/4 3/4. 4/4, затакт, динамические оттенки). Материал этот распределяется по урокам на протяжении всей четверти.

При повторении темы «Длительности» приведенная на стр. 4 схема поможет учащимся правильно разобраться в соотношении длительностей, проверить свои музыкально-слуховые представления. На музыкальном материале, на песнях, упражнениях и инструментальных произведениях учитель должен дать учащимся почувствовать выразительное значение длительностей в их разнообразных сочетаниях. На стр. 5 приводятся примеры на повторение пунктирного ритма. Разобрав и исполнив отрывки песен «Смело, товарищи, в ногу» и «Маленький барабанщик», ребята смогут более осознанно воспринять выразительное значение пунктирного ритма. Упражняясь в пении звукоряда различными длительностями (,стр. 6), учащиеся, вместе с тем, укрепляют певческие навыки, приобретенные в начальных классах (певческое дыхание, звукообразование, правильное формирование гласных).
На стр. 7 повторяются устойчивые и неустойчивые звуки в до мажоре. Под руководством учителя ребята внимательно разбирают нотные примеры и поют их, а на песне М. Иорданского «Летняя»! и последующих распеваниях, построенных на до-мажорном звукоряде, закрепляют свои представления об устойчивых и неустойчивых звуках. Большую пользу приносит систематическая тренировка класса в пении ступеней тонического трезвучия и неустойчивых звуков в разбивку. Это. закрепит слуховые представления о соотношении устойчивых и неустойчивых звуков в мажоре.

Весь материал учебника подобран и расположен с целью дать учащимся систематическое певческое и музыкально-слуховое развитие.
В учебник включено 15 песен. В течение учебного года учитель может разучить с учащимися не больше 10—12, по своему выбору, в зависимости от уровня развития класса. За время, прошедшее после издания учебника, появилось много новых песен. Некоторые из них включены в рекомендательный список новой программы. Следует отметить, что в учебнике песни подобраны в определенной последовательности: одноголосные, каноны, двухголосные. При отборе новых песен необходимо учитывать голосовые возможности учащихся, а также степень их знакомства с музыкальной грамотой.
Начинить работу в V классе следует с разучивания одноголосной, напевной песни, чтобы закрепить элементарные певческие навыки — дыхание, напевное звучание, дикцию. Именно поэтому в начале учебника даны такие песни, как «Гимн Москве» В. Мурадели, «Колыбельная» И.4 Брамса, польская народная песня «Висла».

Необходимо укреплять у детей умение внимательно следить за мелодией, за ее изменениями, повторениями, вслушиваться в звуки, в их соотношение по высоте и длительности. С особенной тщательностью следует развивать вокальный слух, то есть умение разбираться в качестве певческого звука и вместе с учителем находить соответствие звука художественному образу, содержанию.
Музыкальный слух и музыкальная память развиваются в процессе всей музыкальной работы с детьми: при прослушивании и разучивании песен, при усвоении различных элементов музыкальной грамоты, при обучении пению по нотам. На каждом уроке для развития слуха полезно давать специальные задания: петь звукоряды, трезвучия, короткие мелодии с названием нот и т. д. Именно таким упражнениям посвящены разделы «Пойте по нотам». На основе этих же упражнений можно давать учащимся диктанты» которые проводятся так: предварительно дав ладовую настройку (тоническое трезвучие), учитель играет или поет на какой-либо слог короткую, простую мелодию из нескольких звуков, а учащиеся определяют их высоту, длительность, размер и лад, затем поют мелодию хором.

В течение первой четверти, наряду с повторением пройденного по музыкальной грамоте, пятиклассники знакомятся со строением мажорного звукоряда. Понять и усвоить порядок следования тонов и полутонов в мажоре помогут упражнения, помещенные на стр. 29. Это отрывки из русских народных песен «Поет, поет соловушка» и «Не летай, соловей», в которых очень ярко чередуется полутон и тан. Эти отрывки можно петь с названием нот и со словами, фиксируя внимание на характерных признаках полутона (узкий переход) и тона (широкий переход). Сольфеджировать упражнения, попевки и песни лучше всего в тональности до мажор.

Учащиеся узнают, что, соблюдая ту же последовательность тонов и полутонов, мажорный звукоряд можно построить- от любого звука. Вместе с учителем они; строят мажорный звуКоряД от фа. На стр. 34 дана схема построения фа-мажорного звукоряда. Можно сделать на доске или плакате чертеж клавиатуры со звукорядом фа мажор и вместе с учащимися разобрать порядок следования тонов и полутонов, чтобы стала понятна причина понижения звука си на полтона, то есть появления бемоля у ноты си. Здесь же учащиеся узнают значение знаков при ключе, выясняют, какие звуки входят в состав тонического трезвучия в фа мажоре, каким звукам будут соответствовать неустойчивые — II, IV, VI и VII ступени.
Необходимо, чтобы полученные знания подкреплялись практическими заданиями, упражнениями. На стр. 35 в песне «Как на тоненький ледок» предлагается найти устойчивые и неустойчивые звуки. На стр. 36—37 дается ряд простейших попевок и песен в фа мажоре, которые полезно просольфеджировать под руководством учителя. Внимание учащихся фиксируется на соотношении тонов и полутонов.
На стр. 38 даны короткие двухголосные упражнения, попевки и песни в фа мажоре. Некоторые из них (по выбору учителя) можно пропеть, предварительно разобрав каждую партию отдельно.
Разучивание по нотам польской народной песни «Кукушка»
также поможет усвоить последовательность тонов и полутонов в фа мажоре. ч
Таким же методом учащиеся с помощью учителя строят мажорный звукоряд от ноты соль и закрепляют полученные знания на практике. После упражнений на устойчивые и неустойчивые звуки соль мажора можно приступить к сольфеджированию песен «Журавель», «Лодочка», «Вдоль да по речке», «На улице дождь», «Скоморошья былина» (стр. 44, 45, 46).

Полезно чередовать хоровое пение с групповым и индивидуальным. На стр. 47 даны две простые двухголосные русские народные песни «Как пошли наши подружки» и «Ах вы, сени, мои сени», которые следует спеть, предварительно разобрав по партиям.
Разучивание песни А. Филиппенко «Снег-снежок» закрепит у пятиклассников представление об устойчивых и неустойчивых звуках, о знаке при ключе в соль мажоре, подготовит их к новой тональности ми минор. Важно, чтобы учащиеся сами услышали в запеве и припеве сопоставление мажорного и минорного лада.
Учитель подводит учащихся к усвоению понятия тональность. Пение по нотам упражнений, попевок, песен в тональностях до мажор, фа мажор, соль мажор и ми минор подготовило
почву для осознанного восприятия этого понятия. На стр. 52 дается объяснение, что такое тональность. На примере одной и той же песни «Пастушок», записанной в фа мажоре и до мажоре, учащиеся получают ясное представление о двух тональностях. На стр. 53 дано задание — определить тональности трех песен. Под руководством учителя дети определяют тональность этих песен, а затем всем классом сольфеджируют их.

В начале второго полугодия повторяется пройденное в IV классе сопоставление первых пяти звуков мажорного и минорного звукоряда, сравнивается соотношение тонов и полутонов в мажорном и минорном пятизвучии. На стр. 70—71 помещены мажорные и минорные попевки, в которых легко заметить разницу между мажором и минором. Важно, чтобы учащиеся убедились в том, что третья ступень минорного звукоряда на полтона ниже, чем в мажорном звукоряде. После таких упражнений легче понять и усвоить звукоряд ми минора (первые пять звуков звукоряда). В учебнике (стр. 72) даны короткие песни «Колыбельная», «Похоронный марш» и «Осенняя песенка», написанные в ми миноре. Они могут служить слуховой настройкой перед разучиванием современной русской народной песни «Родина». Позднее, на стр. 84, 85 пятиклассники познакомятся и с тональностью ре минор, закрепив ее разучиванием песни «Варяг».
Во втором полугодии начинается знакомство.с интервалами. Усвоение понятия интервал, умение различить на слух такие интервалы, как малая и большая секунды, малая и большая терции, поможет развитию музыкального слуха, осознанному восприятию ладовых закономерностей, преодолению интонационных трудностей при исполнении одноголосных и двухголосных мелодий, тем более, что малая и большая секунды уже знакомы учащимся, как ближайшее расстояние между двумя звуками (тон и полутон).
Учащиеся должны разбираться на слух и по нотной записи в интервалах между звуками мелодии, между ступенями в мажорном и минорных ладах, а также в интервальном соотношении между звуками первого м второго голоса в двухголосных песнях.

На стр. 79, 83, 89 даны задания на определение интервалов в мелодии и между I и II голосами. Такие упражнения полезно проводить систематически.
В конце первого и второго полугодия даются проверочные задания. На этих заданиях учитель видит, как учащиеся усвоили интервалы, ключевые знаки, определение тональностей, а также построение мажорного и минорного звукоряда, мажорного и минорного трезвучия. Важно, чтобы эти задания были связаны с разучиваемыми песнями и прослушанными инструментальными или симфоническими произведениями.
Материал для знакомства с музыкальной литературой приводится; в учебнике в конце каждого полугодия. Учитель должен распределить прослушивание музыки на протяжении всего учебного года.
В течение первого полугодия учащиеся знакомятся с различными жанрами русской народной песни, во втором полугодии с обработками народных песен, а также произведениями норвежского композитора Э. Грига.

По новой программе наряду с русскими народными песнями учащиеся слушают песни народов СССР, знакомятся с национальным колоритом музыки разных народов.
Большую помощь в проведении слушания Музыки на уроках пения в V—VI классах может оказать методическое пособие Н. Л. Гродзенской «Слушание музыки в школе» (V—VI классы) *. В наших «Методических указаниях» частично использованы рекомендации Н. Л. Гродзенской.
Для того, чтобы разобрать то или Иное произведение, воспринять его особенности, необходимо вспомнить, какие же средства выразительности использует композитор в своем произведении.
Учитель напоминает, что для передачи мысли, чувства, для изображения какой-либо картины композитор применяет в музыке разнообразные выразительные средства. Например, в знакомой всем музыкальной картине «Три чуда» («Сказка о царе Салтане») Н. А. Римский-Корсаков по-разному изображает белку, богатырей и царевну-Лебедь. Ребята вспоминают, какими красками, какими средствами изображается, например, белка: музыка белки негромкая, отрывистая, на. очень высоких звуках. А музыка «Шествия богатырей» звучит грозно, величественно; громкие аккорды, исполняемые трубами, передают мощный и торжественный характер шествия. Написано «Шествие» в форме марша, тема богатырей звучит на фоне сопровождения, напоминающего рокот морских волн. Образ прекрасной царевны-Лебедь передан при помощи светлой и очень красивой мелодии. Временами она звучит причудливо и порывисто, словно пение сказочной птицы.

На доске записываются известные детям выразительные средства музыки: регистр, темп, размер, ритм, сила звучности, лад, строение мелодии, характер движения, структура произведения (форма). Все это можно показать на любом знакомом произведении. После того, как у учащихся закрепится представление о выразительных средствах, можно перейти к теме «Русские народные песни».
В начальных классах школьники познакомились с довольно большим количеством народных песен, многие из которых они не только слушали, но и пели сами. В V классе учащиеся знакомятся уже с более сложными песнями. Здесь как бы подытоживаются, обобщаются знания о народной песне, полученные в начальной школе.
Изучение жанров русской народной песни на уроке пения хорошо сочетается с изучением народного творчества на уроках литературы. Такие параллели литературных и музыкальных образов имеют большое значение для художественного развития школьников. Знания в области литературы облегчают понимание музыки. С другой стороны, знакомство с народной песней поможет лучшему восприятию литературного текста.
Не все дети этого возраста воспринимают народную песню достаточно эмоционально. Песни, далекие от современности, кажутся им иногда скучными и непонятными. Задача учителя — заинтересовать учащихся русским народным творчеством, помочь им понять смысл и красоту народных песен, пробудить у них любовь к родному народному искусству.
Наряду со старинными народными песнями необходимо показывать детям современные народные песни, отражающие жизнь советского народа.

 

 

Первое занятие, посвященное народной песне, желательно сделать как бы вводным к теме.
Для более полного восприятия в учебнике даны иллюстрации. Слушая песню, учащиеся могут следить за ее мелодией по нотам. Важно, чтобы показ песни был ярким, выразительным и сопровождался интересным рассказом. Например, знакомя учащихся с жанром трудовых песен, следует рассказать о труде бурлаков, показать хорошую репродукцию картины И. Репина «Бурлаки» (в учебнике эта картина представлена в очень уменьшенном виде), прочитать стихотворение Н. Некрасова «На Волге». Песни «Эй, ухнем» и «Много песен слыхал» лучше всего прослушать в исполнении Ф. И. Шаляпина, при этом рассказать, какое революционное значение имело исполнение «Дубинушки» Шаляпиным в годы первой русской революции. К каждому показу новой песни учитель должен подготовить яркий рассказ, дополняющий материал учебника.

В конце первого полугодия, заканчивая ознакомление с жанрами русской народной песни, можно провести литературно-музыкальный концерт, посвященный русскому народному творчеству. Учитель пения совместно с учителем литературы подготавливает с учащимися выразительное чтение народных сказок, былин загадок, поговорок, групповое и сольное пение народных песен различных жанров. По каждому жанру могут выступить докладчики из учащихся, которые кратко, по ярко и выразительно расскажут об особенностях данного жанра; тут же демонстрируется песня данного жанра в исполнении учащихся или в магнитофонной записи. Такие концерты воспринимаются живо, эмоционально, надолго остаются в памяти ребят и создают яркие представления о содержании и характере русской народной песни.
Во втором полугодии, знакомя учащихся с обработками народных песен, учитель рассказывает, что народная песня являлась и является источником вдохновения многих композиторов и что замечательные русские композиторы Глинка, Рймский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Чайковский, Лядов изучали и обрабатывали народные песни и на их основе создавали непревзойденные образцы русской музыкальной классики. Так, народная песня «Ай, во поле липенька» в обработке для смешанного хора звучит в опере Римского-Корсакова «Снегурочка» (ребята слушают хор в грамзаписи). С интересом воспринимают учащиеся и обработки русских народных песен для симфонического оркестра, сделанные А. Лядовым.
С тремя из них можно познакомить пятиклассников. В «Былине о птицах» рассказывается о прилете птиц. Напев ее короткий и много раз повторяется, но основную мелодию играют разные инструменты и исполняют ее разными приемами. Кажется, что собрались птицы, большие и малые, и пение их слышится то ближе, то дальше.

В основу другой пьесы — «Колыбельной» положена народная колыбельная песня. Вся мелодия состоит из трех звуков (в пределах терции) и останавливается то на верхнем, то на нижнем звуке. Это создает впечатление покачивания колыбели. Песня звучит немного грустно и в то же время очень ласково, нежно. В самом конце музыка замедляется. Заканчивается пьеса тихим аккордом: ребенок уснул. Разнообразие достигается тем, что каждый раз слышны небольшие изменения в сопровождении, и это придает мелодии как бы новую окраску. Учитель может предложить еще раз вслушаться, как меняется эта окраска в связи с переменой аккордов, и отметить (подмяв руку) то место, где мелодия начинает звучать несколько выше. Полезно сравнить мелодии «Былины о птицах» и «Колыбельной». Обе построены на одних и тех же трех соседних звуках в пределах малой терции (соль, ля, си-бемоль). Мелодия былины начинается с энергичного повторения одного и того же звука, напоминающего стук дятла, затем, поднявшись на ступень, она движется вниз и заканчивается скачком вверх. В «Колыбельной» мелодия иного характера: сначала она поднимается вверх, потом возвращается вниз и снова движется вверх. Выписанные на_ доске, обе мелодии могут дать детям представление о том, как изменение последовательности одних и тех же. звуков и их длительностей может изменять характер мелодии.

 

 

В плясовой «Я с комариком плясала» использован прием звукоподражания: в оркестре слышится как бы жужжание комара, который то приближается, то удаляется. Такая изобразительность достигается трелями (быстрое чередование соседних звуков), звучащими то громче, то тише, то на низких, то на высоких звуках. Полезно выписать мелодию пьесы на доске и всем классом про-сольфеджировать ее.
В третьей четверти учащиеся могут познакомиться с различными песнями народов СССР, такими как «Реве та стогне Днiпр широкий» и «Щедрик» (украинские), «Лейла» (азербайджанская), «Сулико» (грузинская), «Куропаточка» (армянская), «Колхозная полька» (литовская), «Яркая звезда» (татарская) и другими. В учебнике этого раздела нет. В процессе знакомства с песнями учитель должен помочь учащимся воспринять их красоту и национальные особенности. Например, перед тем как дать учащимся послушать армянскую народную песню «Куропаточка» в обработке С. Комитаса, следует кратко рассказать ее содержание: куропаточка выпорхнула из гнезда и принесла людям привет с гор. Мелодия «Куропаточки» светлая, отрывистая, с характерными для армянской песни оборотами, состоит из коротких мотивов, напоминающих щебетание птички. В обработке использован особый прием игры на скрипке — флажолет, когда звук извлекается легким прикосновением пальца к струне. Такой звук создает впечатление посвистывания, которое характерно для пения горной куропатки. Мелодия песни повторяется несколько раз, иногда немного видоизменяется (варьируется)
В учебнике отсутствует раздел, в котором говорилось бы об использовании русскими композиторами-классиками народных песен в своих произведениях. Учитель должен рассказать о том, что народная песня всегда восхищала и вдохновляла композиторов. Михаил Иванович Глинка говорил: «Создаем не мы, создает народ, мы только записываем и аранжируем».

Композиторы по-разному используют народную песню в своем творчестве. Иногда в произведении народный напев звучит полностью или в несколько измененном виде. Вспомним, например, песню «Во саду ли, в огороде» в симфонической картине «Три чуда» Н. А. Римского-Корсакова или «Во поле береза стояла» в IV симфонии П. И. Чайковского. Иногда же композитор использует в своем произведении лишь некоторые особенности, свойственные народной песне, например, мелодические обороты, ритм и т. д. Такая музыка очень похожа на народную.
 
Так композитор А. Лядов, например, сочинил колыбельную песню «Котенька-коток», которую очень легко принять за народную.
Для того, чтобы познакомить учащихся с ярким примером использования в классической музыке народной песни, в программу включен отрывок из финала IV симфонии П. Чайковского. В общих чертах учитель может объяснить слово симфония: это большое произведение для симфонического оркестра, состоящее из нескольких (обычно четырёх) частей различного характера.
.Последняя, заключительная часть симфонии —финал — исполняется чаще всего в быстром, энергичном темпе.
В финале IV симфонии П. Чайковского изображена картина праздничного народного веселья. Начало ее очень торжественное, радостное, как бы возвещающее о начале праздника. Затем слышится всем известная песня «Во поле береза стояла». Эта мелодия звучит много раз, причем характер её все время меняется. То она звучит громко, энергично (духовые инструменты), то тихо, нежно (струнные), иногда же печально и жалобно.

В конце года учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством норвежского композитора Э. Грига. В учебнике есть небольшой рассказ о его жизни. Следует несколько подробнее рассказать о детских и юношеских годах композитора, о знаменитом норвежском скрипаче Оле Буле, сыгравшем немалую роль в формировании Грига как музыканта, охарактеризовать творчество Грига, которое крепкими нитями связано с норвежским фольклором. Несколько подробнее можно рассказать и о сюите «Пер Гюнт», и помимо тех пьес, которые указаны в учебнике, показать «Танец Анитры», «Смерть Озе» и «Песню Сольвейг». Это создаст у детей более яркое, более разнообразное представление о творчестве Э. Грига.
Для закрепления полученных знаний и музыкально-слуховых представлений о прослушанных произведениях и о средствах выразительности, использованных в этих произведениях, в учебнике даны проверочные вопросы и задания, которые Стимулируют восприятие, активизируют мышление.
Задания, указанные на стр. 67, 95, 98, учитель может давать в классе и на дом, предварительно разъяснив характер каждого из них, напомнив звучание произведений, приведенных в качестве примеров.