Сборники, арии м романсы с нотами
для голоса в сопровождении фортепиано
Романсы и песни из репертуара Изабеллы
Юрьевой
для среднего голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1990г.
номер 14515
содержание:
Ее портрет тиражирован на многих пластинках - взметнулись стрелки бровей, приподняты локоны над висками, безукоризнен овал. Тут явственно проступает стиль, мода, черты женского облика довоенного времени. Знакомьтесь, перед вами - королева патефона.
Детство и юность Изабеллы Юрьевой прошли в Ростове-на-Дону, и первый концерт, в котором она участвовала, проходил в парке имени Луначарского. Она спела тогда русскую народную песню “По старой калужской дороге” и получила аплодисменты, неожиданность которых ошеломила. Она еще не энапа, что природа наградила ее талантом истинным, и что судьбе будет угодно предоставить ей возможности для его раскрытия. Юной девушкой она приехала поступать в Ленинградскую консерваторию, где на фортепианном факультете училась старшая сестра. Абитуриентку прослушали. Концертмейстер А. Таскин, некогда аккомпанировавший знаменитой Анастасии Вяльцевой, точно определил, в каком направлении надо развивать молодое дарование. Он сказал, что у Юрьевой природная постановка голоса, что ей надо петь так, как дано, и не обретать вокальную школу, которая нужна оперным певцам. Ибо ее будущее -эстрада. И в дальнейшем она работала над своим исполнением только с концертмейстерами, выверяя чистоту звучания, и не обращалась к педагогам-вокалистам.
Изабелла Юрьева посвятила себя исполнению старинных русских и городских романсов в те годы, когда упоминание о них не обходилось без полуиронического эпитета "жестокий". Сам жанр, история которого восходит к началу XIX века, неоднократно подвергался незаслуженным нападкам. И все же выстоял. Благодаря удивительной жизнеспособности, обусловленной демократичностью как родовой чертой, благодаря тому, что мир чувств, заключенный в нем, - это мир, полный красоты и драматизма. Вспомним „Нищую" Алябьева, исполняя которую, И. Юрьева поражала своей необыкновенной искренностью, остротой душевных переживаний и человечностью.
Любовь и женское достоинство стали главной темой ее творчества. В старинных
и цыганских романсах, исполняемых ею, в произведениях Алябьева, Варламова,
Гурилева, Верстовского, в романсах двадцатого века, произведениях советских
композиторов и даже в лирических песнях перед слушателем представал обаятельный
образ любящей, страдающей и прекрасной женщины. И этот образ оказывался
бесконечно дорог ее современникам. Покорял голос певицы - низкий, сильный,
с неожиданно высокими, необычного тембра нотами и удивительно сердечными
интонациями. Увлекаясь непосредственным чувством, она смело шла на импровизацию,
варьирование мелодии; ее концертмейстеры импровизировали так же свободно,
что придавало особый блеск исполнению. И все же этот успех у публики
был скорее вопреки моде.
Тогда, в 30-40-х годах, эпоха тяготела к маршам и спортивным состязаниям.
Все, что выражало глубоко личное, воспринималось как мещански ограниченное.
Но если в репертуаре
Некоторое представление об исполнительской манере И. Юрьевой могут дать
публикуемые в настоящем сборнике обработки, выполненные Давидом Ашкенази,
известным концертмейстером, многолетним партнером певицы.
певицы и были песни советских композиторов, лирические и патриотические, некоторые протяжные русские народные песни (неверно представление, что она исполняла только городские романсы), то марши и массовые песни она петь не могла. Природа ее таланта была способна проявляться лишь в близкой ей стихии. Несмотря на огромный успех и популярность, пресса постоянно указывала Изабелле Юрьевой на излишнюю эмоциональность, чрезмерное драматическое напряжение. И думается, что хотя судьба артистки сложилась счастливо, драматическое ощущение от несовпадения содержания ее искусства и хода времени укоренилось в ней на всю жизнь. Ныне же, бросая взгляд в прошлое нашей эстрады, мы понимаем, что искусство Изабеллы Юрьевой, не будучи массовым, по-иному шло навстречу широкой аудитории и также всецело принадлежало эпохе.
Сколько она себя помнит, отчаянно волновалась перед каждым концертом.
Но в тот памятный день после войны, в Сталинграде, волнение ее достигло
крайних пределов. К тому же с утра зарядил дождь. Его пелена скрыла очертания
встающего из руин города. К вечеру по улицам можно было уже не идти, а
плыть. „Кто же в такую погоду пойдет на концерт?" - грустила певица.
К назначенному времени пришел автобус. Она и музыканты взгромоздились
на сиденья, потому что вода заливала пол. И вот, не веря, что на концерт
придет хоть один человек, она увидела, что по затопленной улице, держа
в руках обувь, босиком, подняв подолы платьев, подвернув брюки, идут бесконечной
толпой те, кого дождь не остановил, - ее слушатели, ее почитатели. Это
была пора ее молодости, ее успеха, ее признания народом. Как многие артисты,
во время войны она выступала для солдат, для раненых, а прифронтовых зонах.
У нее сохранилась уникальная пластинка, на которой записаны песни о войне,
о России, о русских женщинах. Знаменитый «Синий
платочек» И. Юрьева разучила в одно время с К. Шульженко. Но
к чести своей признала первенство за коллегой и вскоре от исполнения этой,
также полюбившейся ей песни, отказалась.
Теперь, когда история восстановила в правах незаслуженно отвергнутый
русский городской романс, он снова в почете. Сколько пела их Изабелла
Юрьева, раскрывая каждый раз бесконечную ценность сокровенного „я".
Она выступала в те времена, когда о микрофонах не было речи. Посыл слова
и звука в больших залах должен быть безупречным. Этим она славилась всегда.
Режиссура, ныне „обставляющая" номер, отсутствовала. Исполнитель
сам без помощи эффектного антуража находил средства для передачи настроения
романса или песни. Не было и эффектов оркестрового сопровождения. Рояль,
в лучшем случае небольшое инструментальное сопровождение - и только.
Она пела в концертах перед демонстрацией немых кинофильмов в Ленинграде,
она участвовала в сборных концертах наряду с И. Коэловским, В. Качаловым,
В. Пашенной, В. Блюмен-таль-Тамариным, Н. Бравиным, В. Хенкиным в Москве,
она завоевала право на сольные концерты и изъездила с ними всю страну,
завоевав широчайшее признание публики.
Идет время. Меняются его ритмы. Появляются новые направления. Что-то навсегда
забудется. Что-то утвердится. Но чувства, поведанные страстным, рвущимся
из самого сердца голосом Изабеллы Юрьевой, будут волновать всегда.
А. ЦЫБУЛЬСКАЯ