Поет Урлукский хор

Русские народные песни Забайкалья



Народные песни Читинской области

 

 

Сборник народных песен
Читинский областной дом народного творчества
Поет Урлукский хор
составитель Н.Лисин
Восточно-Сибирское книжное издательство, 1966г.

содержание:

 

Вокруг села большие горы,
Зеленый лес, и пашни, и поля,
Вольны урлукские просторы,
Щедра урлукская земля.

Известно, что нигде, ни в одном районе Читинской области нет такого богатого песенного фольклора, как и Красночикойском районе, особенно в селах Урлуке и Архангельском. Народная поэзия, истоки которой надо искать в XIX и даже XVIII веках, когда происходило переселение сюда «семейских», проникнута глубоким нравственным содержанием, гуманностью, она отображала мир русского человека с его настроениями и душевными переживаниями. Народные песни тех времен бережно сохраняются местным населением и по сей день. Песни эти — самые разнообразные: лирические, любовные, плясовые, хороводные, свадебные и другие.
К сожалению, песенное богатство Красночикойского района пока мало изучено, всего 20—30 песен записано с голосов талантливых исполнителей и хранителей народных песен, таких, как Н. У. Резников, супруги Моисеевы и супруги Леоновы —из села Урлук, Р. Матвеева, В. Негодяева, М. Кривошеева — из села Архангельского, М. Курикалова — из Красного Чикоя и некоторых других.
Первые попытки записи и обработки этих русских народных песен были сделаны в 1957 году, когда самодеятельный народный хор Красночикойского района готовился к участию в VI Всесоюзном фестивале молодежи. Тогда мне довелось работать в этом хоре музыкальным руководителем. Выступление хора на зональном смотре в Хабаровске з 1957 году произвело большое впечатление на слушателей; отмечались его самобытность, широкое дыхание, красочные подголоски, стройность ансамбля, непосредственность и простота. Хор получил диплом I степени. Он участвовал в заключительном концерте Всесоюзного смотра художественной самодеятельности, стал дипломантом и этого смотра.

По примеру Красночикойского в 1958 году был создан Урлукский хор. Он часто выезжает с концертами в села района, в города Петровск-Забайкальский, Читу, неизменно занимает на районных смотрах первые места, а в январе 1965 года участвовал во Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности, выезжал в Хабаровск, где завоевал звание лауреата,
Председатель жюри профессор Московской консерватории народный артист РСФСР В. Г. Соколов сказал тогда: «Урлукский народный хор — это редкое явление, таких хоров в России единицы. Он тепло и любовно передает неповторимый забайкальский колорит».
Не менее высокую оценку хору дала заместитель председателя Всероссийского хорового общества М. В. Толмачева: «Урлукский народный хор за великолепную манеру исполнения хочется назвать своеобразной жемчужиной, так высока его певческая культура. Хор исполняет песни в старинно-народной манере, хорошо владеет дыханием не только в начале фразы, но и в середине слова. Появляется глубокий смысловой акцент. Хор словно задумывается на мгновение, а потом, вздохнув, рассказывает о самом сокровенном.»

В марте 1965 года хор выезжал в Москву на заключительный концерт Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности. Он выступал во Дворце культуры завода имени Горбунова и в Колонном зале Дома Союзов с песнями «Обломилась доска» и «Ночи темны да тучи грозны». А 26 и 27 марта участвовал в заключительном концерте во Дворце Съездов в Кремле.
Кто же они, участники хора?
Ведущая солистка хора — колхозница Наташа Шелопугина. Она обладает красивым голосом, тонким музыкальным слухом, хорошим чувством ритма, особой манерой исполнения. Другая солистка — Вера Банина, секретарь колхозной комсомольской организации. К. Т. Михайлов — колхозник, поет в хоре с 1958 года, участвует во всех концертах и смотрах. Дуся Макарова в хорее 1964 года, но уже показала себя хорошей солисткой.
Солистом хора является также Н. С. Бородин — директор средней школы; он обладает красивым, сильным драматическим тенором.
Особо хочется отметить И. А. Манюковского, радиста села. Он баянист, страстный любитель и хранитель старинных песен. Многие из них, исполняемые хором, связаны с его именем. Играют на баяне и поют в хоре также учитель-биолог средней школы В. Жарихин и директор Дома культуры В. Горюнов. Среди других актинных участников хора следует назвать также колхозниц Р. Матвееву, Н. Гасилову, колхозника В. Гаврилова.

Поэтическое содержание песен Урлукского хора, включенных в настоящий сборник, отражает различные стороны народного быта, семейные и социальные отношения людей, их мысли и чувства. Тема труда выражена в хороводной песне «На горочке, на горе». Семейные взаимоотношения, нежные чувства любви, тоска по милому, тяжесть разлуки запечатлены в свадебных и лирических песнях. Некоторые песни имеют в наше время значение исторического памятника, отражающего прошлое народа, например «Поля, вы поля», другие и сейчас поют на вечерах, народных гуляниях, а также со сцепы, их можно использовать для тематических концертов, посвященных определенному песенному жанру или теме (например, «Труд в народных песнях», «Старинные свадебные песни» и т. п.). В орфографии песен сохранены некоторые особенности народного произношения.
Руководителям тех хоров, которые захотят включить в свой репертуар эти песни, следует позаботиться о том, чтобы бережно сохранить своеобразие исполнения забайкальских песен и хороводов. Надо иметь в виду, что Урлукский народный хор имеет своеобразный исполнительский облик, который определяется особым стихотворным и музыкальным материалом и манерой произношения текста. Звучание хора отличается строгостью, внутренней собранностью. В исполнении протяжных, лирических песен обращает на себя внимание широкая распевность. Некоторое «якание» (например, не спеши — не спяши) выдает местную манеру говора. Основную роль в хоре играют женские голоса. Звучание альтовой группы отличается компактностью, сочная средина  придает своеобразную окраску хору.

Особой прелестью обладают песни без музыкального сопровождения, занимающие центральное место в репертуаре хора. «Черемушка», «Вы меня не любите», «На горочке, на горе» построены на причудливом сплетении голосов, напоминающем орнаменты семейских узоров на тканях.
Репертуар хора расширяется благодаря записи народных песен. От старших песенниц молодежь перенимает манеру пения, характерный колорит и особенности произношения слов.
Хор работает не только над отдельными песнями, но и над театрализованными программами, например, картинкой из старинной жизни — «На посиделках», исполняет произведения советских композиторов Поликарпова, Щекотова, Мурадели, песни местных авторов. Но современных народных песен в репертуаре хора явно не хватает.
В заключение считаю своим долгом выразить горячую благодарность композитору Д. С. Генделеву, дирижеру В. П. Калачеву, преподавателю культурно-просветительного училища Е. Н. Воронину, заслуженному деятелю искусств Марийской АССР К. Р. Гейсту и писателю В. Г Никомову за их ценные советы и помощь в подготовке сборника.
Н. ЛИСИН

Тексты и ноты песен Читинской области Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!