В помощь хорам русской народной песни

Пособия по хоровому пению



Пособие для хоровых руководителей, ноты к песням

 

 

Пособие муз.руководителям
В помощь хорам русской народной песни
с приложением репертуара советских песен
составили: П.Милославов, А.Камионская
Москва, 1940г.

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Теперь в нашей стране сделано все для того, чтобы ключом било народное творчество на громадных просторах многонационального Советского Союза, чтобы с каждым днем росло народное благосостояние, развертывалось вширь и вглубь культурное строительство страны социализма».
(Из вступительного слова т. Молотова при открытии XVIII съезда ВКП(б).

По всей нашей счастливой свободной стране бьет ключом творческая художественная инициатива народных масс.
Среди кружков художественной самодеятельности видное место занимают хоры народной песни.
Творческая практика этих хоров значительно отличается от обычных 4-го-лосных хоров по репертуару и стилю исполнения.
Черпая свой репертуар из богатейшего родника - старой народной песни, хоры народной песни кладут также начало созданию новых народных песен на темы советской действительности. Народ создает новые песни о своих великих вождях, с чьими именами неразрывно связано создание новой, чудесной жизни— о Ленине и Сталине, песни о первом маршале страны социализма Ворошилове, о героической непобедимой Красной Армии, о легендарных героях—Чапаеве и Щорсе, о наших героях-летчиках, о героинях Гризодубовой, Осипенко и Расковой, о героях-пограничниках, о лучших людях советской страны — депутатах Верховных Советов, о зажиточной колхозной жизни, о радостном коллективном труде.

В высокохудожественной образной форме хоры народной песни отображают прошлое народа. И естественно громадное желание участников хоров наряду со старой песней петь новую, радостную песню о нашей действительности. Вопрос обогащения репертуара хоров народной песни в значительной степени зависит от руководителей этих хоров. Руководители хоров народной песни далеко не полностью используют в репертуаре хоров песни советских композиторов, отвечающих по своему музыкальному строению особенностям хоров народной песни. Руководители же, не обладающие нотной грамотностью, недостаточно используют радио и патефон для разучивания на слух новых песен, в частности из репертуара государственного хора им. Пятницкого.
Настоящий сборник включает образцы новых народных песен и песен советских композиторов, написанных на слова народных песен, и стихи советских поэтов, песен, близких по музыкальному строению к народным.
Некоторые из песен настоящего сборника уже стали достоянием не только хоровых коллективов, но и более широких народных масс; ряд других песен, включенных в сборник и представляющих безусловный интерес, может пополнить репертуар хоров, послужить образцом для самодеятельного творчества.
В помощь руководителям хоров народной песни в сборнике помещена статья о разучивании песен с хором и методическая статья о работе над текстом русской народной песни.
А. Камионская

 

О РАЗУЧИВАНИИ ПЕСЕН

Приступая к работе над песней, надо продумать ее содержание, связь текста с музыкой. Разобрать мелодию со стороны ее содержания и формы.
Определив характер исполнения, можно приступить к разучиванию песни. Наиболее проверенным методом разучивания является:
Беседа о песне, разбор мелодии и текста, обсуждение.
Разучивание и работа над текстом.
Разучивание мелодии и сопровождающих голосов.
Освоение песни, начало импровизации, поиски подголосков.
Окончательная отделка исполнения.

Не следует забывать, что основным исполнительским принципом хоров народной песни является импровизационность. Эта характерная особенность находит свое отражение и при исполнении хорами советской песни.
К импровизации нельзя приступать прежде, чем все партии не разучены твердо и песня не освоена всесторонне.
Только на основе твердого знания песни импровизация будет органически вытекать из существа песни и украшать ее.
Поэтому закрепляя (наиболее интересное голосоведение) гармонические последования, подголоски, руководитель должен брать их как основу, на которой строится исполнение, всегда сохраняющее импровизационный характер.
Другою особенностью хоров народной песни является их манера петь. Многие думают, что народные песни надо петь только открытым, крикливым звуком. Это неверно. Народные певцы, владеющие большим мастерством исполнения русской песни, всегда отличаются хорошим культурным звуком, далеким от какого-либо крика. Выравнивание звучности хора—основная задача руководителя. Надо, не нарушая местных особенностей исполнения, придать звучанию хора приятный для слуха культурный характер.
В этом отношении руководитель может опираться на участников хора, обладающих хорошими, от природы «поставленными» голосами. Они должны стать как бы педагогами по «постановке» голоса. Именно у них остальные участники хора могут путем подражания перенять их певческие достоинства.
В качестве сопровождения к хору можно использовать гармонику, баян, струнные народные инструменты, гусли и т. п. Однако не следует особенно злоупотреблять инструментальным сопровождением. Есть песни, которые лучше звучат без всякого сопровождения.
П. Милославов

Продолжение читайте в книге.


А. Мореева
О РАБОТЕ НАД ТЕКСТОМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Слово и музыка в народной песне—нераздельное целое. Содержание песни, ее художественный образ доходит до слушателя в результате восприятия слова, мелодии, музыкального* сопровождения.
Однако руководители хоров народной песни часто не уделяют слову должного внимания и не ведут работы с текстом песен.
Народная песня живет в памяти ее исполнителей, она не имеет твердо зафиксированного текста подобно литературным произведениям. В устах народа она живет во многих вариантах. Каждый певец, исполняющий перенятую им с голоса песню, иногда сознательно, а иной раз и сам того не сознавая, изменяет ее, вносит в нее некоторые добавления или сокращения, а иной раз и полностью перерабатывает соответственно своему художественному вкусу и мировоззрению.
Варианты одной и той же песни могут резко отличаться друг от друга по их идеологической направленности.
Художественное качество песни как со стороны слова, так и со стороны музыки зависит во многом от одаренности того, кто его исполняет.

Певцы, обладающие даром музыкальной импровизации, дают ценные варианты напева, творят в области инструментального сопровождения и т. д. Поэтически одаренные певцы творят в области слова, давая часто высоко художественные образцы текста песни. Хору, работающему над исполнением народной песни, необходимо проявлять интерес и внимание в одинаковой мере и к напевам и к текстам песен. Руководитель хора должен вызвать у хористов интерес к работе над текстом. Такая работа может быть чрезвычайно увлекательной для членов хора,—она возбуждает творческую активность, учит разбираться в идеологической направленности песни, воспитывает художественный вкус.

Продолжение читайте в книге.

НОВЫЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ (слова и музыка народные)
Два сокола
Тучи серые косматые
Волжские частушки

ПЕСНИ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ (на народные слова)
Каменная Москва вся проплакала
Два сокола.
Ой, как много, много света
Будьте здоровы (муз. И. Любана)
Будьте здоровы (муз. Вл. Захарова)
На коне вороном
Не боится ветров гора камена
Дороженька
Зять и теща

ПЕСНИ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ (на слова советских поэтов)
Песня о колхозном льне
Вдоль деревни
Провожанье
Ой, на зоре, зореньке
И кто его знает

Приложение
Список сборников народных песен

Как петь хором Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!