А.Веприк - Ноты

Сюита Соч.7 для скрипки

произведения композитора Александра Веприка

 

 

Ноты для вокала хора
А.Веприк
Сюита из оперы Токтогул
партитура для солистов, хора и оркестра
либретто Джоомарта Бокомбаева
русский текст В.Винникова и С.Северцева
"Советский композитор", 1958г.
номер с153к

содержание:

 

 

В опере «Токтогул» претворены подлинные киргизские народные песни, с которыми автор ознакомился, будучи в Киргизии, мелодии самого Токтогула, народные песни, записанные в разное время А.Затаевичем и В.Виноградовым. Кроме того, автор воспользовался отдельными записями народного артиста СССР Абдыласа Малдыбаева.

Cостав оркестра:

2 флейты, Малая флейта, 2 гобоя
Английский рожок, 2 кларнета (Си b), Малый кларнет (Ми b), 2 фагота

* * *
4 валторны (Фа), 3 трубы (Си b), 3 тромбона Туба

* * *
Литавры, Треугольник, Бубен, Малый барабан, Тарелки, Большой барабан,
Там-там, Ксилофон

* * *
Скрипки I Скрипки II Альты Виолончели Контрабасы

Партитура Токтогул Скачать ноты

 

МУЗЫКАНТ И УЧЕНЫЙ

 

Не часто случается, чтобы в одном человеке гармонично сочетались музыкант и ученый, публицист и педагог. Именно этим сочетанием обладал Александр Веприк — один из тех композиторов, которые стояли у истоков строительства нашей музыкальной культуры. И именно это счастливое сочетание позволило ему внести весомый и многогранный вклад в ее развитие.
Талант его проявился рано: уже в 1914 году — пятнадцатилетним юношей — Веприк окончил Лейпцигскую консерваторию как пианист (по классу К. Вендлинга), а несколько лет спустя стал учеником Н. Я. Мясковского по классу композиции Московской консерватории. Блестяще окончив и этот курс, он сразу же начинает кипучую и разностороннюю деятельность: выступает в печати с критическими статьями, преподает в Московской консерватории инструментовку, энергично участвует в перестройке системы музыкального образования на новых, социалистических принципах.

Параллельно с этой работой идет и композиторская деятельность одаренного музыканта. В центре его внимания — симфонические произведения, в которых с наибольшей силой и своеобразием раскрывается его дарование. «Оркестровые произведения Веприка примечательны сочетанием таланта художника и ученого, — писал много позже биограф композитора В. Богданов-Березовский. — В них в равной мере показательны творческая импульсивность, непосредственность и интеллектуальная прозорливость». Все эти качества проявились уже в первом крупном сочинении композитора — симфонической сюите «Песни и пляски гетто», созданном в 1927 году и вскоре обошедшем эстрады всего мира; их включили в свой репертуар такие прославленные дирижеры, как Г. Шерхен, А. Тосканини, И. Добровейн, В. Ферреро, Э. Сенкар.
Расцвет таланта Веприка наступает в 30-х годах, когда он создает свои лучшие произведения — две симфонии, «Пять маленьких пьес», «Траурную песню» и «Песню ликования» для оркестра, с огромным успехом исполнявшиеся в нашей стране и за рубежом. В эти годы композитор пишет много камерно-инструментальных произведений и песен. Тогда же родилась и написанная Веприком совместно с А. Малдыбаевым опера на киргизские темы «Токтогул». Поставленная в 1940 году во Фрунзе, она стала важной вехой в развитии киргизского музыкального театра. В этих сочинениях раскрываются лучшие черты таланта композитора: образная рельефность музыкального языка, яркая экспрессивность, достигаемая с помощью скупых, лаконичных выразительных средств, рапсодическая свобода формы в сочетании с четкой продуманностью и логичностью развития мысли. Все это приносит музыке Веприка большой и прочный успех.

В последние десятилетия жизни Веприк особенно много сил отдавал научной работе. И здесь в центре внимания музыканта — симфоническая музыка: ее закономерности, происхождение, выразительные возможности, перспективы. Этим вопросам посвящены два его монументальных труда — книга «Трактовка инструментов оркестра», которую Дмитрий Шостакович назвал «ценным вкладом в современную музыкальную науку», и посмертно изданные «Очерки по вопросам оркестровых стилей».

Календарь - В мире музыки - 1974г.