А. Широков - Уж ты, вёснушка - ноты

Хор им. М. Е. Пятницкого



Песни, представленные в сборнике, записаны главным дирижером и руководителем оркестра Государственного русского народного хора им. М. Е. Пятницкого, заслуженным деятелем искусств РСФСР Александром Семеновичем Широковым.
Придя в хор в 1944 году 17-летним юношей, исполнителем на домре, А. С. Широков окончил затем историко-теоретический факультет Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Все эти годы он продолжал работать в хоре и в течение нескольких лет (после смерти В.Г.Захарова) был его главным хормейстером. К этому времени и относятся его записи русских народных песен, сделанные от старейших певцов хора им. Пятницкого в том виде, как они звучали в исполнении этого коллектива.

 

 

Сборник народных песен
А.С. Широков
Уж ты, вёснушка
Русские народные песни, записанные в хоре им.Пятницкого
"Советский комозитор", 1974г.
номер с3201к

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Старейший музыкальный коллектив, Государственный русский народный хор им. М. Е. Пятницкого еще в недалеком прошлом (40—50-е годы) имел в своем составе подлинно народных мастеров пения, умельцев-импровизаторов. Их память хранила не одну сотню замечательных народных песен, составлявших в ту пору наряду с песнями В. Захарова основу всего репертуара хора. Это были ветераны коллектива, прошедшие свой трудовой путь под руководством В. Г Захарова и П. М. Казьмина. А некоторые из них, такие, как М. Фомина, Е. Лапина, В. Клоднина, работали и при М. Пятницком.

Уже в 30-е годы только что пришедший в хор молодой композитор В. Захаров осуществил вместе с П. Казьминым нотную запись песен, исполнявшихся в те годы хором в концертах. Эти песни публиковались вначале частями, а позже были объединены в одном издании — «Сто русских народных песен» (Музгиз, 1958 г.). Во вступительной статье авторов сборника, ценной в научном и методологическом отношении, были освещены как различного рода творческие вопросы, так и все связанное с отбором и записью публикуемого материала.
Сто песен — много это или мало? И сколько вообще удалось их записать за годы существования нашего старейшего коллектива? Все ли исчерпано в этом отношении?

Только по далеко не полным данным, полученным на основе ознакомления со старыми афишами и программами концертов хора, удалось зафиксировать около 400 названий русских народных песен и частушек. Известно, что какая-то их часть записана на фонографические валики самим Пятницким. Из них расшифровано и издано около 150 песен. Вместе со сборником Захарова это составляет около 250 номеров. Между тем творческая деятельность хора, продолжающаяся уже более 60 лет, предоставляет гораздо большие возможности для записей народных песен. Ведь речь идет о репертуаре исторически сложившегося коллектива, состоящего в своей основе из талантливых самородков, репертуаре стилистически едином; но вместе с тем разнообразном. Существующее мнение о том, что Пятницкий, Захаров и Казьмин своими публикациями исчерпали все лучшее и значительное, чем располагал коллектив хора, неверно хотя бы уже потому, что и Захаров и Казьмин в последние годы нередко высказывали сожаление о прекращении собирательской деятельности внутри хора, вызванном повседневной занятостью иными практическими задачами, и призывали, более молодых своих помощников продолжить это дело.
Болезнь и смерть Захарова в 1966 году заставили задуматься над этим более серьезно. К тому же стали заметно таять и ряды ветеранов. Приходившая на их смену молодежь была более образованна, умела петь по нотам, но не умела распевать подголоски, импровизировать. Ориентация творческого пути хора все больше склонялась к современности и еще раз современности. Не отрицая важности и даже необходимости такого рода перестройки, нельзя, однако, не пожалеть о забвении многих народных традиций, в частности распева старинных песен, импровизационных навыков и др. Строгое разделение певцов по хоровым партиям и пение по нотам, само по себе сыгравшее, несомненно, положительную роль, вместе с тем приучило хор к творческой пассивности. Лишь старшее поколение артистов нет-нет да и вырывалось из этих рамок, но привычная для них стихия народной песни в более поздние годы уже отходила на второй план.
Хор из живого творческого организма все более и более превращался всего лишь в прекрасный инструмент. Происходило это не случайно. Размах гастрольно-концертной деятельности в стране и за рубежом требовал импозантности коллектива, его представительности и зрелищной привлекательности.
Художественный коллектив такого ранга и значения не мог уже больше оставаться чисто фольклорным, камерным, в котором только и возможно было процветание подлинной народности. Потребовалось омоложение хора, увеличение его численного состава, создание вполне самостоятельных, хотя и связанных с хором групп: танцевальной и оркестровой. Хор им. Пятницкого, хотел этого кто-нибудь или не хотел, стал вполне современным ансамблем русской и советской песни, пляски и музыки со всеми вытекающими из этого организационными и творческими последствиями. Тщетно пыталось руководство хора сохранить и даже развить творческое, импровизационное начало, создавая всякого рода творческие группы, кружки, семинары по фольклору и т. п. Жизнь брала свое, повседневная практика оказывалась сильнее теории. И чем дальше, тем больше. Думаю, что этот процесс необратим. Новое время принесло новые задачи, привлекло новых людей, а с ними и новые песни в прямом и переносном смысле. И русское начало живет в этом ансамбле в новом, переработанном и переосмысленном виде.
Значит ли это, однако, что с осознанием неотвратимости данного явления следовало безнадежно махнуть рукой на все то ценное, что можно было называть фольклором и что еще теплилось в хоре? Наоборот! Народная песня — всегда ценность, она всегда современна, и противопоставлять ее композиторскому творчеству — заблуждение. И если подлинная народная песня осталась жить в хоре им. Пятницкого лишь в памяти считанных единиц ветеранов и в таком виде уже не могла звучать со сцены, то тем более нужно было торопиться записывать ее.

Бесспорно, не весь материал сборника получился равноценным. В данной ситуации было дорого все. Теперь уже в хоре им. Пятницкого вообще едва ли удастся записать хоть одну подлинную народную песню, тем более многоголосную.

Сами записи, публикуемые здесь, — своеобразный документ, отражающий именно этот, переходный период в истории хора, когда в подлинное народное постепенно вкрапливалось профессиональное, композиторское и хормейстерское.
Песни записывались в основном в 50-е годы от небольшой группы старых, опытных мастеров, среди которых были такие известные солисты, как А. Прокошина, сестры Клоднины (Валентина, Елизавета и Софья), Н. Гречухина, Е. и М. Алифановы, М. Подлатова, Д. Ершов, А. Седов, Г Иванов, Г Мутовкин. Записи осуществлялись как на слух, так и при помощи магнитофона. Значительная часть песен — 2—3-х, реже 4—5-голосные распевы. Небольшая их часть, представляющая мелодический интерес, дана в одноголосии.
Изложение материала диктовалось в каждом отдельном случае составом исполнителей того или иного номера. Песни женские и мужские записаны, как правило, на двух нотоносцах, реже на одном (при элементарно простом голосоведении). Песни общехоровые изложены в трехстрочной партитуре, отражающей голосовой состав хора времен В. Захарова.
1-я строка — I и II женские голоса (высокие и средние);
2-я — III женские голоса (низкие);
3-я —  мужские голоса.
Запись мужских песен легко отличить по ключевому обозначению. Песни расположены по жанрам весьма условно и без принятой в фольклористике детализации. Более подробные сведения о каждой песне и ее исполнении даны в примечаниях.
А. Широков

Репертуар народных песен Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!