Арии, романсы и песни из репертуара
Марии Биешу
для сопрано в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1977г.
номер 9726
содержание:
Предисловие Е. Вдовиной
МАРИЯ БИЕШУ
В 1973 году в Высшей Музыкальной школе Западного Берлина состоялся первый
концерт цикла «Красивые голоса». Газета «Ди Вельт» писала об его исполнительнице:
«Мария Биешу принадлежит к таким мастерам, которым смело можно доверить
любую партию итальянского и русского репертуара. Она — певица экстракласса».
Солистка Молдавского Государственного театра оперы и балета, народная
артистка ССОР, лауреат Государственных премий СССР и МООР, лауреат международных
конкурсов Мария Биешу действительно является одним из лучших сопрано нашего
времени. Известная оперная и камерная певица, она с неизменным успехом
выступает на многих крупных театральных и концертных сценах мира.
Между этой певицей «экстракласса» и юной выпускницей сельскохозяйственного
техникума из молдавского городка — путь в полтора десятка лет.
Биешу родилась на юге Молдавии в с. Волонтировка в трудолюбивой и дружной
крестьянской семье. Певческий талант она унаследовала от родителей, больших
любителей пения, обладавших красивыми, сильными голосами. В стенах родного
дома усвоила будущая певица и ту естественную манеру пения на свободном
дыхании, которая позволила впоследствии специалистам говорить о природной
постановке голоса Биешу. Мария пела с детства и еще в школе начала выступать
в самодеятельных концертах. Однако о профессии певицы не думала. Готовясь
продолжить славное дело своих предков-земледельцев, она в.19-56 году закончила
Леовский сельскохозяйственный техникум с дипломом агролесомелиоратора.
И в том же году решилась ее артистическая судьба: после республиканского
смотра художественной самодеятельности ее направили учиться на вокальный
факультет Кишиневской консерватории.
Первокурсницей она успешно выступила с исполнением молдавских народных
песен в концертах Шестого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в
Москве. На третьем курсе ее пригласили солисткой в ансамбль народной музыки
«Флуераш». С неизъяснимым очарованием, огнем и нежностью., пела Биешу
молдавские народные песни и вскоре завоевала признание как в Молдавии,
так и за ее пределами. Казалось, Мария нашла себя. Но ее влекло другое
— оперная сцена. Окончив в 1961 году консерваторию, она поступила в труппу
Молдавского театра оперы и балета.
Однако популярность солистки «Флуераша» создала вокруг молодой певицы
определенную инерцию мнения. И поэтому ее первое выступление в роли Флории
Тоски в опере Пуччини «Тоска» состоялось лишь благодаря случайности: заболели
обе основные исполнительницы. Этот дебют сразу выявил незаурядный оперный
талант. Театр поверил в Биешу абсолютно и безоговорочно. В короткий срок,
проявив необыкновенную творческую энергию, певица подготовила целый ряд
новых сложных оперных партий: Татьяну в «Евгении Онегине», Лизу в «Пиковой
даме», Чио-Чио-сан в опере Пуччини, Ауре-лию в одноименной опере Д. Гершфельда.
Вскоре голос и талант Биешу становятся известными в стране. Она поет в
спектаклях Большого театра в Москве, в театре им. Кирова в Ленинграде,
выступает в Вильнюсе, Риге, Баку, Тбилиси.
В 1965 году молодую певицу направляют на стажировку в миланский театр
«Ла Скала», где ее наставником стал вокальный педагог и дирижер, ассистент
А. Тосканини маэстро Энрико Пьяцца. За два года стажировки были подготовлены
на итальянском языке партии Чио-Чио-сан, Тоски, Аиды и Леоноры («Трубадур»).
В эти же годы Биешу выступила в двух ответственных вокальных состязаниях:
в 1966 году она стала лауреатом Третьего международного конкурса им. Чайковского
в Москве (3-я премия), а в 1967 году в Токио ей была присуждена первая
премия, почетный приз — золотой кубок и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира»
в Первом международном конкурсе памяти Тамакн Миура — одной из лучших
исполнительниц партии Баттер-флай в прошлом.
После блестящего успеха в Токио началась широкая гастрольная деятельность
Биешу. В ролях Тоски, Чио-Чио-сан, Аиды, Леоноры, Татьяны, Лизы выходит
она на оперные сцены Праги и Брно, Берлина, Лейпцига и Висбадена, Софии
и Пловдива, Токио, Бухареста, Будапешта, Варшавы. Выступает с сольными
концертами в Хельсинки, Рио-де-Жанейро, Западном Берлине. Поет в Париже
в зале «Олимпия» в концерте, организованном ЮНЕСКО в ознаменование Международного
года женщины.
Природа щедро наградила Марию Биешу теми качествами, сочетание которых
необходимо современному оперному певцу: голосом, музыкальностью, актерским
талантом.
Биешу признана одной из лучших современных вокалисток. Красивейший голос.
Его звучание завораживает неповторимой свежестью и полнотою звука. Сам
его тембр заключает в себе волнующую выразительную силу. В этом голосе
— богатейшая гамма нюансов и красок: алмазно-чистый блеск, теплая нежная
матовость, бархатисто-глубокие тона. Все регистры ее голосового диапазона
звучат абсолютно ровно, «кругло» и свободно. В голосе Биешу органично
соединяются необыкновенно звонкий грудной средний регистр, полнозвучные
открытые «низы» и сверкающие «верха». Ее вокал пленяет пластичным изяществом
певческой линии, непринужденное совершенство которой приводит на память
артистически-легкую, безупречную законченность рисунков Серова или Энгра.
Тонко градирует певица динамику звучания: нежнейшее «светоносное» mezza
voce красиво контрастирует или плавно «перетекает» в полное эмоциональной
драматической силы голос. Высокое вокальное мастерство Биешу проявляется
и в филигранной технике штрихов: в безупречном легком и одновременно компактном
стаккато, в поразительно чистом и точном легато стремительных фиоритур.
Сочетание исключительных природных данных и наилучшей манеры пения открыло
перед Биешу огромные репертуарные возможности. Певице одинаково удаются
партии колоратурно-блестящие (Леонора, Норма), драматически-страстные
(Тоска, Аида), лирически-кантилейные (Татьяна, Настасья-Кума).
Биешу — на редкость одаренный музыкант. У нее безошибочное чувство музыкальной
правды. Ее исполнение дышит сердечным теплом и непосредственностью выражения.
В ее пении никогда не бывает «пустых» нот — дыханием живого чувства наполняет
она не только лирическую кантилену, но и «бисерную» колоратуру. «Когда
она поет, то отдает слушателям свое сердце», — говорил о Биешу известный
английский певец Джордж Лондон, бывший членом жюри Третьего международного
конкурса им. Чайковского.
(Биешу — талантливая актриса. (Причем, природу ее актерской одаренности,
истоки ее сценического мастерства питает врожденная музыкальность певицы.
Музыкальное начало всегда первично в ее работе над ролью. Именно музыкальная
интонация, фраза, характер партии в целом диктуют певице все элементы
сценического поведения: темпо-ритм, пластику, мимику. Поэтому в ее партиях
всегда предельно органично сливаются вокальная и сценическая стороны.
-Биешу одинаково убедительна в таких разноплановых ролях, как скромная,
поэтичная Татьяна н вольнолюбивая, раскованная комедиантка Недда, нежная
гейша Баттерфлай и царственная фрейлина Леонора, простая и милая Домннка
(«Героическая баллада» А. Стырчи) и «рахманинов-ская Кармен» — Земфира
из «Алеко», царевна-рабыня Аида и свободная простолюдинка Кума из «Чародейки»
Чайковского.
В репертуаре Биешу — четырнадцать ярких музыкально-сценических образов
(к вышеупомянутым добавим Дездемону в «Отелло» Верди и Глиру в одноименной
опере Г. Няги). Особенно следует отметить одну из самых новых работ Биешу—Норму
(1975 год), в которой все грани художественной личности певицы получили
наиболее полное и гармоничное выражение.
Несомненно, Мария Биешу — прежде всего оперная певица. И наивысшие ее
достижения — на оперной сцене. Но, пожалуй, не меньший успех снискала
она и как камерная исполнительница. Ее концертные выступления всегда обещают
слушателям встречу с новыми или редко исполняемыми произведениями. В программах
Биешу можно услышать сочинения Пуленка и Регера, Бойто и Беллини, Р. Штрауса
и Шопена, Шостаковича и Свиридова, Жуковского и Палиашвили, произведения
композиторов Молдавии.
Ее программы часто объединены каким-либо общим стилевым признаком: Есть
программы старинной музыки (Чимароза, Страделла, Кариссими, Гендель и
др.). русской классики, старинного молдавского романса, программа из произведений
композиторов братских республик, посвященная 50-летию Советского государства,
и т. д.
В камерном исполнительстве Биешу привлекают те же качества, что и в ее
оперном искусстве. Тщательная работа с музыкальным текстом, глубина проникновения
в художественный образ, искренность, сердечность исполнения, эмоциональная
полнота и свобода. И необыкновенная простота — никакого стремления к внешнему
эффекту!
Певице близки и тонкий лирический психологизм романсов Чайковского, и
драматический пафос монологов Рахманинова, и возвышенно-поэтический образный
строй камерно-вокальных творений Листа, и фольклорный колорит музыки молдавских
композиторов, и классически ясная, мудрая глубина старинных арий.
Данный сборник составлялся с учетом нескольких задач: ознакомить с произведениями,
наиболее часто исполняемыми певицей в концертах; показать своеобразие
ее репертуара; обрисовать различные стороны вокального искусства Биешу.
Наряду со старинными ариями, итальянской и русской оперной классикой,
романсами русских и зарубежных композиторов, в сборник вошли сочинения
советских авторов (Прокофьев, Василенко), а также композиторов Молдавии:
«Новая дойна» Евгения Коки — одно из первых молдавских советских камерно-вокальных
сочинений, много лет исполняемое певицей, «Песня Домники» — фрагмент из
«Героической баллады» Алексея Стырчи (Домника была одной из оперных партий,
за которые Биешу присуждена Государственная премия СССР за 1975 год) и
«Тропинка» Семена Лунгула — образец современной молдавской романсовой
лирики.
Сборник предлагается вниманию певцов-профессионалов, студентов-вокалистов
и подготовленных любителей пения.
Е. ВДОВИНА