Вопросы вокальной педагогики

Выпуск 7

Пособия по вокалу

Сборники статей по вокалу
 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Сборники «Вопросы вокальной педагогики» заслужили широкую популяр-кость у педагогов и певцов. В них находят отражение наиболее интересные и ценные работы, написанные нашими педагогами и учеными, занимающимися проблемами вокального исполнительства, педагогики и теории певческого искусства. Основу настоящего выпуска составляют труды педагогов вокального факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Всем известно, насколько сложна проблема воспитания певца, как трудны вопросы развития голоса, совершенствования вокальной техники. Однако многие педагоги решают их успешно, выпуская молодых певцов, хорошо владеющих и техникой вокала, и искусством интерпретации. К сожалению, далеко не каждый педагог решается описать и обобщить свой опыт. Только редкие из них опубликовали руководства, методические записки, системы упражнений. Между тем этот позитивный опыт должен быть взят на вооружение последующим поколением педагогов. Значительная часть работ, составляющих настоящий сборник (статьи М. М. Мирзоевой, Г. И. Тица, Е. Е. Нестеренко, В. Н. Кудрявцевой, А. С. Яковлевой), и призваны обобщить этот опыт.

Как и предыдущие выпуски, предлагаемый сборник включает статьи разно-то профиля. Это работы, посвященные проблеме освоения вокального творчества Д. Д. Шостаковича (М. С. Ярешко), вопросам интуиции и сознания в вокальной педагогике и исполнительстве (Л. Б. Дмитриев), совершенствованию системы подготовки молодых вокалистов (М. С. Агикян), выработке объективных критериев профессионального отбора вокалистов (В. П. Морозов).
Сборник открывается статьей «А. Л. Доливо — певец и педагог» профессора Московской консерватории М. М. Мирзоевой, недавно ушедшей из жизни.
Анатолий Леонидович Доливо — крупнейший советский камерный певец, широко эрудированный музыкант, автор ряда статей по проблемам истории и теории вокального искусства, профессор вокального факультета Московской государственной консерватории. Своим творчеством он оказал большое влияние на развитие советского камерного вокального исполнительства. Его концерты, посвященные музыке различных стран и эпох, были настоящими «музыкальными университетами» для слушателей. Много сил и времени отдавал А. Л. Доливо воспитанию молодых певцов. Работа в Московской консерватории в течение более чем 35 лет представляется значительным и важным этапом творческой биографии Анатолия Леонидовича.
 
Статья М. М. Мирзоевой, его партнера по камерным программам и многое-летнего товарища по кафедре, посвящена творческому методу Доливо-исполни-теля, его основным эстетическим принципам и взглядам на воспитание певцов.
Статья «В классе профессора М. М. Мирзоевой» кандидата искусствоведения, доцента кафедры сольного пения Московской консерватории А. С. Яковлевой раскрывает творческую биографию и основные методические принципы и установки этого авторитетнейшего вокального педагога нашей страны. Ученица замечательных русских педагогов С. Г. Рубинштейн и В. М. Зарудной-Ивановой профессор Мирзоева восприняла и развила их методику. Материалы о ее педагогической деятельности впервые предлагаются широкому кругу читателей. Основу данной работы составляют записи, сделанные автором в беседах с М. М. Мирзоевой, наблюдения за ее работой с учениками в классе, а также методические записки, любезно предоставленные Марией Моисеевной. Автор постарался оставить неприкосновенной ее терминологию и высказывания, дабы по возможности? дать более точное и полное представление о ее педагогическом облике и той? творческой атмосфере, которая царила в классе.
Заслуживают внимания и высказывания профессора Мирзоевой о совершенствовании процесса обучения в системе: музыкальное училище — вуз и ее рекомендации к достижению оптимального варианта развития певца. Важной и прогрессивной в методических установках М. М. Мирзоевой является работа по воспитанию художественного вкуса и элементов исполнительского мастерства на? упражнениях, автором которых была она сама. Упражнения (см. приложение к этой статье) расположены по возрастанию вокально-технических и музыкальных: трудностей и могут представить значительный интерес для педагогов, позволяв успешно решить проблемы технического и музыкального воспитания в их тесно» единстве.

Статья профессора вокального факультета Московской консерватории? Г. И. Тица «Мой учитель Э.Гандольфи» представляет творческий портрет одного из замечательных педагогов, работавшего в 20—30-х годах в Московской консерватории и других музыкальных заведениях Москвы. Небольшая по объему, она написана живо, компактно. Вместе с тем проблемы, рассматриваемые в ней, достаточно объемно и полно воссоздают облик профессора Гандольфи. Работа о педагогических принципах Э. Гандольфи появляется в нашей печати впервые. Было бы крайне желательным более глубокое изучение педагогического наследия Гандольфи, ибо его таланту обязаны не только известные певцы, но и большие педагоги. Достаточно назвать профессоров трех ведущих музыкальных вузов страны — Г. И. Тица (Московская государственная консерватория), Г. Г. Адена (Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных), Д. Б. Белявскую (Государственный институт театрального искусства), в творчестве которых нашли достойное продолжение и развитие педагогические принципы профессора Э. Гандольфи.

Освоение верхнего участка диапазона голоса, достижение ровности звучания на всем его протяжении относятся к наиболее сложным методическим проблемам в воспитании мужских голосов. Нередко отсутствие полного двухоктавного диапазона и способности выдерживать тесситуру партий, написанных для данного типа голоса, мешает достижению профессионализма, а с этим и возможности сделать успешную певческую карьеру.
Современная вокальная педагогика накопила немалый опыт в успешном решении этой проблемы. Свидетельством тому являются победы выпускников наших вузов на международных и всесоюзных конкурсах. Об этом же говорят ежегодные смотры вокалистов-выпускников консерваторий Российской Федерации. Этот положительный опыт необходимо фиксировать, обобщать и распространять. Статья «Формирование верхнего участка диапазона мужских голосов» А. С. Яковлевой является такой попыткой обобщения опыта педагогов Московской консерватории в решении проблемы «прикрытия» голоса.
О произношении как об одном из средств художественной выразительности, а также о дикционной четкости говорится в статье народного артиста СССР, профессора кафедры сольного пения Московской государственной консерватории Е. Е. Нестеренко «Некоторые вопросы произношения в пении». В ней охвачен широкий круг проблем, связанных с певческим произношением. Статья изобилует интереснейшим фактическим материалом, обобщает наблюдения за работой над певческим произношением ведущих режиссеров и дирижеров современных оперных театров мира. Автор много работал над этими вопросами. Его предложения подкреплены убедительными доводами. Кроме того, Е. Е. Нестеренко поднимает важный и актуальный вопрос о воспитании культуры речи начиная с первых шагов обучения певческому искусству. Материалы, помещенные в статье, представляют большой интерес и несомненную практическую ценность.
В статье доцента кафедры сольного пения В. Н. Кудрявцевой-Лемешевой «О работе С. Я. Лемешева над словом в пении» раскрываются некоторые черты творческого метода замечательного советского певца, обрисован его облик — человека, артиста, педагога. Автор останавливается на эстетических, художественных и педагогических воззрениях С. Я. Лемешева, знакомит с его конкретными исполнительскими рекомендациями в решениях и трактовке образцов вокальной литературы различных стилей и жанров. Как педагоги, так и молодые исполнители могут почерпнуть из этой работы много ценного и практически полезного. Данная статья не случайно включена в настоящий сборник. Как и очерк об А. Л. Доливо, она имеет не только познавательное, но и большое методическое и воспитательное значение. Процесс воспитания певца включает как овладение вокально-техническим мастерством, так и одновременное постижение основ исполнительского искусства. Педагог в своей работе с учеником не может ограничиться решением только одной из этих задач. И не случайно среди основных принципов советской вокальной педагогики присутствует принцип «единства художественного и технического развития». Только при гармоничном единении этих двух сторон можно рассчитывать на воспитание полноценного певца-музыканта. Лучшие представители советской вокальной школы в равной мере владеют и безупречным голосоведением, и пластикой, и искусством сценического перевоплощения, и умением раскрыть в музыке содержание поэтического текста. Среди них достойное место принадлежит С. Я. Лемешеву.

Статья преподавателя Саратовской консерватории М. С. Ярешко «О методике работы над вокальными сатирическими произведениями Д. Шостаковича» поднимает важный вопрос об освоении вокального наследия композитора молодыми певцами. Автор правильно говорит о том, что вокальное творчество крупнейшего композитора современности не находит достаточного отражения в учебных программах консерваторий. Между тем постижение особенностей образного строя его произведений, характерных черт композиторского письма является ключом к освоению музыкального языка современности.
Автор разбирает особенности строения и образного содержания сатирических циклов Шостаковича, останавливается на разборе его «Сатир». Специальное внимание уделяется освоению особенностей музыкального языка (публикуются разработанные автором упражнения). Статья М. С. Ярешко — первое исследование, посвященное методике работы над вокальным наследием Шостаковича. Оно может оказать хорошую помощь молодым певцам и вокальным педагогам.
Статья профессора Л. Б. Дмитриева затрагивает важнейшую проблему  роли интуиции и сознания в творческой деятельности и вокальной педагогике. Работы Л. Б. Дмитриева хорошо известны певцам и педагогам. Основное направление его работ связано со стремлением расширить кругозор певцов и педагогов, привлечь внимание к тому, что может помочь правильнее, логичнее строить педагогический процесс, что позволит найти более рациональные и более прямые пути в постижении сложного искусства пения.

 

 

Привлечение материала из психологии в значительной мере связано с тем большим вниманием, которое уделяется сейчас психологической проблеме взаимоотношения интуиции и сознания. Рассматривается работа сознания и интуиции в процессе творчества композиторов, писателей, художников, в исполнительской деятельности и, наконец, в вокальной педагогике. В статье излагается проблема подсознательной установки нашей психики и ее направляющее влияние на деятельность сознания. Автор дает конкретный разбор различных способов воздействия на работу голосового аппарата в педагогическом процессе и указывает на важность тех приемов воспитания, которые обеспечивают целостное интуитивное его приспособление к профессиональным задачам. Одновременно им подчеркивается роль сознательного начала. Осознанная техника позволяет сохранить выработанные навыки и обеспечивает долговечность профессионального звучания голоса. Работа Л. Б. Дмитриева — важное подспорье для педагогов и певцов, стремящихся к осознанному подходу к преподаванию вокала.
Статья М. С. Агикяна «О подготовке студента-вокалиста к педагогической деятельности» посвящена чрезвычайно важному вопросу воспитания педагогических качеств у студентов-вокалистов. Как известно, выпускники консерваторий и музыкальных вузов получают диплом с квалификацией певца и вокального педагога. Между тем указанная педагогическая квалификация для большинства носит лишь формальный характер. Несмотря на наличие теоретических курсов, которые должны подвести к преподаванию (основы вокальной методики, история вокального исполнительства и педагогики, психология, фонетика, фониатрия и гигиена голоса), и обязательной педагогической практики, за время обучения в музыкальном вузе студенты оказываются в большинстве случаев совершенно неподготовленными к педагогической деятельности. Анкетный опрос большой группы дипломников разных консерваторий страны подтвердил это.
Формирование педагогических навыков в вузе зависит от уровня и организации всего комплекса преподавания предметов педагогического цикла. Однако наиболее важным представляется пробуждение глубокого и устойчивого интереса к педагогической деятельности. Основным предметом, призванным формировать педагогические качества студента, предметом, где реально выявляются возможности студента, служит педагогическая практика.

М. С. Агикян разработал методику, которая способствует развитию у студентов интереса к педагогике. Эту методику он успешно применил на уроках педагогической практики ГМПИ им. Гнесиных. В основе этой методики лежат не просто консультации педагога, как это было до сих пор, но выполнение целого ряда заданий, рассчитанных на развитие аналитических способностей студента, его артистических и психологических качеств. Распространение этой методики несомненно поднимет уровень подготовки молодых педагогов, вооружит их теоретическими знаниями и практическими навыками. Имеющаяся в учебном плане система предметов, рассчитанных на развитие педагогических знаний и навыков, будет работать значительно эффективнее.
Статья доктора биологических наук, профессора В. П. Морозова «Профотбор вокалистов: экспериментально-теоретические основы объективных критериев» поднимает одну из наиболее трудных задач практики — проблему профессионального отбора. Ежегодно все консерватории страны, производя набор студентов на вокальные отделения, доверяют приемным комиссиям решать судьбу многих сотен певцов. К сожалению, приемная комиссия, даже состоящая, как правило, из самых опытных педагогов, не может гарантировать, что отобрала лучших. Причина заключается в том, что трудно предугадать, как будет развиваться голос певца в процессе обучения. По мнению автора, трудности прогнозирования в значительной мере объясняются отсутствием объективных методов оценки как голоса, так и певческих способностей. Между тем В. П. Морозов считает, что для диагностики голоса, точнее, для оценки вокально-технического совершенства певца и определения его перспективности необходимо использовать целый комплекс показателей, характеризующих как голос (силу, звонкость, полетность и др.), так и психофизиологические механизмы (особенности) его образования у данного певца (например, сопоставить силу голоса с величиной дыхательных затрат, оценив тем самым их эффективность и т. п.). Автор экспериментально доказал, что хорошая певческая техника характеризуется высокой эффективностью дыхательных затрат и большой активностью резонаторов. Поэтому введение этих объективных критериев при профотборе безусловно целесообразно.

Несомненный интерес представляют и такие рекомендуемые В. П. Морозовым объективные критерии, как помехоустойчивость певца, его эмоциональность. Помехоустойчивость — важное профессиональное свойство певца, свидетельствующее о совершенстве внутреннего контроля певческого процесса, помогающего певцу, например, избежать форсирования голоса при пении с сопровождением (оркестр, хор). Эмоциональность — это то, что делает искусство искусством. Методы оценки, разработанные автором, представляют большой интерес для педагогической практики и профотбора.
Предлагаемая автором система объективных критериев профессионального отбора вокалистов экспериментально и теоретически обоснована. Она существенно дополняет традиционные методы прослушивания, предоставляя в распоряжение комиссии объективную информацию о певце и его голосе. Вместе с тем автор справедливо указывает на ряд трудностей практического внедрения предлагаемой им системы и намечает пути их преодоления. Изложенный в статье новый системный подход к решению проблемы профессионального отбора важен для теории и практики вокальной педагогики.
Мы надеемся, что затронутые в данном сборнике проблемы представят интерес не только для тех, кто занимается практической педагогикой, но и привлекут внимание широкого круга певцов и поклонников вокального искусства.

А. Яковлева