Вопросы вокальной педагогики - Выпуск 7

ПРОФОТБОР ВОКАЛИСТОВ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЪЕКТИВНЫХ КРИТЕРИЕВ

Пособия по вокалу



Сборники статей по вокалу
 

 

Акустические критерии

 

 

 

Акустика певческого голоса у разных категорий певцов изучена подробно, поэтому со значительной степенью уверенности можно выделить ряд показателей, объективно свидетельствующих о совершенстве певческого голоса. К таким показателям можно отнести:
1) коэффициент звонкости (Кзв.), характеризующий тембровые особенности голоса певца,
2) коэффициент полетности (Кпол.),
3) силу голоса (Р),
4) коэффициент неровности вокальных гласных (лР),
5) динамический диапазон (D),
6) звуковысотный диапазон (С),
7) периодичность (частоту), характер и глубину вибрато (N),
6) коэффициент разборчивости (дикция) вокальной речи (А).

Значения всех этих показателей как для профессиональных
оперных певцов, так и для непрофессиональных суммированы в таблице 1. Профессионалы в таблице разделены на две группы: мужские и женские голоса. У непрофессионалов выделены неквалифицированные певцы (мужчины), то есть, попросту говоря, некачественные, плохие певческие голоса (из числа любителей пения), характеризующиеся явными недостатками: глухим тембром, слабой силой звука и т. п., невокалисты (в таблице приведены данные для речевых гласных) и дети-вокалисты (7—10 лет), поющие в самодеятельных коллективах. Коэффициент звонкости (Кзв. %) в таблице приведен для двух градаций: forte и piano. Значения других показателей выражены двумя цифрами: в данных пределах допустимо варьирование в норме этих величин.

Необходимо подчеркнуть, что в таблице приводятся среднестатистические данные, отражающие результаты обследования определенных контингентов певцов. Индивидуальные различия представителей любой категории могут, естественно, выходить за рамки, указанные для его категории по тому или иному показателю. Например, Кзв. у хороших баритонов может достигать 35%, у хороших меццо-сопрано — до 27 %, индивидуальный звуковысотный диапазон может быть более двух октав при динамическом диапазоне меньше нормы и т. п. Естественно, может встретиться представитель группы неквалифицированных певцов, имеющий силу голоса, соответствующую хорошему профессиональному певцу (например, до ПО дБ), но по ряду других показателей, например низкой полетности, большой неровности («пестроты») гласных, ненормальной частоте вибрато (менее 5 кол/сек воспринимается как качание голоса, более 7,5 кол/сек — как «барашек» в голосе), малому динамическому диапазону и др., его явно следует отнести и неквалифицированным певцам. К сожалению, такие случаи иногда обнаруживаются при обследовании и профессионалов: ведь известно, что далеко не все певцы, поющие на профессиональной сцене, являют собой образец вокального совершенства.

Таким образом, важно подчеркнуть, что каждый из акустических показателей, помещенных в таблице 1, взятый в отдельности*, еще недостаточно информативен. Точнее, он односторонне информативен. Его явно плохие значения говорят о том, что певец не профессионален. Но при хороших значениях любого из акустических показателей мы не можем сделать обратное заключение, то есть не можем считать, что певец, обнаруживший этот хороший показатель, — профессионален и перспективен. Для такого заключения необходим не один какой-либо показатель, например звонкость голоса, сила звука или вибрато и т. п., а обязательно целый комплекс этих показателей. При этом отклонения в худшую сторону, естественно, будут свидетельствовать о низком (ниже нормы) вокально-техническом уровне певца. Нормативные показатели или более высокие, чем норма, столь же объективно свидетельствуют о высоком вокально-техническом совершенстве певца. Возможность оперирования цифрами в этих случаях исключает ошибки, неизбежные при субъективных оценках такого рода (хотя, повторим, данные эти следует рассматривать как дополнение к слуховой оценке голоса певца специалистами).

Звонкость голоса (Кзв.)—один из фундаментальнейших показателей профессионального певческого голоса. Можно с уверенностью сказать, что ни один хороший оперный певец не может иметь Кзв. ниже нормы. Вместе с тем мы видим, что этот показатель зависит не только от силы, но и от типа голоса: у женщин он: в полтора-два раза меньше, чем у мужчин, а у детей еще меньше. Причина заключается в следующем.
Во-первых, женские и детские голоса имеют более высокий (в среднем на октаву) основной тон голоса. Поэтому спектр их уже, он как бы обрезан за счет низких частот и потому роль высоких, эффективных для слуха спектральных составляющих, даже при малой их физической выраженности, оказывается больше. Они (эти высокие составляющие) весомее звучат для слуха, чем в более широкополосном и более низкочастотном спектре мужского голоса.
Во-вторых, в спектрах женских и детских голосов вторая форманта («средняя певческая форманта»
3), как правило, оказывается значительно более интенсивной, чем в мужских голосах. Кроме того, в спектрах женских и особенно детских голосов часто обнаруживаются весьма выраженные формантные области, располагающиеся поблизости от высокой певческой форманты (ВПФ), формально в нее не входящие и поэтому не учитываемые при определении Кзв., но в то же время, естественно, сказывающиеся на восприятии, то есть повышающие общую звонкость голоса.
Согласно общетеоретическим представлениям, звонкость любого звука (не только голоса) будет определяться как некая суммарная величина воздействия на слух всех его спектральных составляющих, включая и основной тон. Поэтому чем ближе эти составляющие и их результирующая будут группироваться к области максимума слуховой чувствительности — до — соль четвертой октавы (2000—3000 Гц), тем более звонким будет казаться нам этот звук.

Эти закономерности объясняют, почему женский и детский голоса достаточно звонки при меньшем, чем у мужчин, Кзв. В этой связи важно отметить, что норма Кзв. возрастает от высоких голосов к низким и от лирических к драматическим. Так, меццо-сопрано в целом имеют более сильно выраженную ВПФ (а следовательно, и Кзв.), чем сопрано, драматические сопрано — больше, чем лирические или колоратурные, басы и баритоны — больше, чем тенора. В приводимой нами таблице такого разделения голосов по критерию звонкости не произведено с целью подчеркнуть наиболее общие закономерности.
Показателем профессионализма певца является не только степень выраженности ВПФ, что отражается в величине Кзв., но и расположение ее вершины на шкале частот. Чем выше тип голоса, тем выше норма частотного расположения ВПФ. Зона характерного для каждого типа голоса расположения вершины ВПФ указана в таблице 2. Как видно, для каждого типа голоса эта норма варьирует в пределах одного, максимум—полутора (как у сопрано) тонов, а в целом вершина ВПФ для всех типов певческих голосов занимает область почти всей четвертой октавы от до-диез4 до ля4 у детей-дискантов и колоратурных сопрано.

Важность этого критерия для оценки певческого голоса состоит в том, что смещение вершины ВПФ в более высокочастотную область (например, у тенора в свойственную женским голосам) свидетельствует о напряженности голосового аппарата в пении, о чрезмерно жесткой и потому неперспективной манере звукообразования. Нередко это свидетельство промежуточного типа голоса (например, высокий баритон может иметь ВПФ, близкую по частоте к тенору, и т. п.) или пения не своим типом голоса (см. ниже) 4.
Важнейшим свидетельством вокально-технического профессионализма певца является не только наличие необходимого комплекса акустических показателей, суммированных в таблице, но и динамика их изменений в процессе пения на сцене. Наличие хорошей (надежной и перспективной) вокальной техники приводит к тому, что акустические показатели голоса (звонкость, полетность, сила голоса, динамический диапазон и др.) улучшаются в результате «настройки» голоса в процессе пения. У плохого певца эти показатели, не слишком высокие и к началу пения, к концу еще больше ухудшаются вследствие нерациональной манеры пения, например форсирования звука.

Мы проводили измерения акустико-физиологических показателей у солистов Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Исследованию была подвергнута большая группа исполнителей в операх «Лоэнгрин», «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Риголетто», «Фауст», «Аида», «Бал-маскарад». Исследовались такие показатели, как Кзв. голоса, средняя сила звука, динамический диапазон, кровяное давление, частота сердечного ритма, состояние голосового аппарата (по данным врача-фониатра), а также состояние высшей нервной деятельности по специальным тестам. Замеры этих показателей производились до спектакля, во время его (между действиями) и после спектакля.

В результате было установлено, что у ряда певцов (как правило, из числа опытных мастеров пения: народный артист СССР К. А. Лаптев — Ренато; народный артист СССР А. И. Батурин — Руслан; народная артистка СССР В. В. Максимова— Джильда и др.) основные акустические показатели голоса улучшаются или существенно не изменяются. У других солистов показатели не изменялись или наблюдалось ухудшение акустических характеристик голоса. Кровяное давление, как правило, повышенное перед спектаклем и в процессе его, к концу спектакля снижается, нередко переходя в гипотонию. Пульс после спектакля остается повышенным, доходя до 90—120 ударов в минуту. Изменения физиологических показателей часто соответствуют акустическим (хуже голос — хуже физиология), но могут и не коррелировать с акустикой.
Резюмируя все сказанное, мы можем еще раз подчеркнуть: регистрация именно комплекса акустических характеристик певческого голоса и в особенности динамики их изменений в процессе певческой нагрузки может служить объективным критерием вокально-технического совершенства певца и его перспективности.