Вопросы вокальной педагогики - Выпуск 7

ПРОФОТБОР ВОКАЛИСТОВ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЪЕКТИВНЫХ КРИТЕРИЕВ

Пособия по вокалу



Сборники статей по вокалу
 

 

Помехоустойчивость певческого процесса

 

 

В жизни люди по-разному реагируют на различного рода изменения внешней ситуации и помехи, отвлекающие от выполняемой работы и затрудняющие ее (например, посторонний разговор, движения, шум и т. п.). В психологии существует понятие помехоустойчивости оператора, служащее весьма важным критерием профотбора специалистов для целого ряда профессий, требующих от человека выполнения точных и ответственных действий (летчиков, космонавтов, диспетчеров, наблюдателей и т. п.). Помехоустойчивость человека в определенной степени подлежит тренировке и воспитанию, но в значительно мере определяется и природными свойствами нервной системы. Так, например, под воздействием внешнего шума человек начинает непроизвольно увеличивать громкость своего голоса, причем тем больше, чем сильнее внешний шум. Это можно хорошо обнаружить, если на человека, читающего вслух какой-либо текст, воздействовать сильным шумом, поступающим с магнитофона через головные телефоны. Человек резко усилит свой голос до уровня forte и даже fortissimo, что окружающим особенно хорошо будет заметно, поскольку шум на них не воздействует.

Эффект непроизвольного усиления голоса под действием любых внешних звуков получил название эффект Ломбарда по имени ученого, впервые обнаружившего его. Нами были изучены физиологические механизмы эффекта Ломбарда и показано, что непроизвольное изменение голоса есть результат как ослабления обратной акустической связи, так и прямого неспецифического действия звука на нервные центры. Но самое важное, что было обнаружено,— это способность разных людей по-разному противостоять эффекту Ломбарда — различная индивидуальная помехоустойчивость людей.
В своей профессиональной деятельности певец сталкивается с эффектом Ломбарда постоянно. К непроизвольному усилению голоса его толкает любое сколько-нибудь громкое музыкальное сопровождение. И конечно же, в особенности — оркестровое, когда дирижер силу звучания оркестра доводит до такой степени, что голос певца практически тонет в этом звучании. О пагубном действии на голос непомерной силы оркестра мы уже писали36. Увы, это подчас неизбежные требования профессиональной сцены, с которыми трудно, а сплошь и рядом — невозможно бороться: зрителя принято «потрясать» силой оркестра, не считаясь с тем, что при этом страдает певец, особенно молодой и неопытный. Сколько нужно самообладания, выдержки и самоконтроля, чтобы не переступить тот предельный уровень силы своего голоса, за которым идет его разрушение!37
Наши исследования показали, что не только стаж и опыт работы на профессиональной сцене, но и индивидуальные природные психофизиологические свойства певца определяют степень его помехоустойчивости к эффекту Ломбарда. Даже у профессиональных певцов бывает разная степень надежности внутренних систем самоконтроля голоса, что нередко и определяет перспективы работы певца на профессиональной сцене.

Не обладая достаточно эффективным и надежным внутренним самоконтролем—вокальным слухом, он становится жертвой эффекта Ломбарда, постоянно форсирует голос, что рано или поздно (к сожалению, чаще — рано!) приводит к деградации и потере голоса.
Совершенно ясно, что оценить это природное психофизиологическое свойство певца, когда он находится еще на пороге консерватории, весьма важно. Тест этот не представляется обременительным.
Существует еще несколько методов, разработанных наукой и позволяющих определить степень помехоустойчивости речевого или певческого процесса. Один из них носит название эффект Бер-яарда Ли38, или эффект замедленной обратной акустической связи, а другой — эффект Томатиса39.
Эффект замедленной обратной акустической связи (обозначим его для простоты символом ЗОАС) был впервые нами изучен т действии на певцов как тест на помехоустойчивость. Суть его -в следующем. Если человеку подавать звук собственного голоса через наушники, но с некоторым опозданием (примерно на lU или на 7з секунды), то продолжение разговора становится затруднительным: испытуемый растягивает слова, усиливает голос, заикается. Это нарушение длится лишь при действии ЗОАС. Стоит «е выключить, как речь и голос тут же восстанавливаются, не оставляя никаких последствий, кроме веселого оживления присутствующих и самого пациента. Физиологические механизмы эффекта ЗОАС рассмотрены нами в специальных работах40.

Мы провели сравнительное исследование действия эффектов Ломбарда (действие шума) и ЗОАС на речь и пение у певцов и на речь у невокалистов. Статистически обработанные результаты этих исследований приведены в таблице 6.
Подверженность людей воздействию данных эффектов опреде-.лялась по двум показателям: 1) увеличению интенсивности гласных (в дБ) по отношению к норме, то есть усилению голоса, и 2) увеличению общей длительности фразы (речевой или певческой) шо отношению к норме (в %).
Цанные таблицы показывают, что разговорная речь невокалистов наиболее сильно подвержена действию указанных факторов: шум увеличивает силу голоса невокалистов в среднем на 6,6 дБ, а действие ЗОАС — на 10,0 дБ. Это соответствует примерно переходу от mezzo voce к forte. Относительная длительность фразы у невокалистов возрастает, соответственно, на 17,2 % при шуме ш на 124,0 % (!) при ЗОАС. Пение же вокалистов оказывается очень помехоустойчиво по отношению к действию этих факторов: сила голоса возрастает всего на 0,9 дБ при шуме и на 0,8 дБ приг ЗОАС. Относительная длительность в среднем не увеличивается! при действии шума (1,5%) и заметно возрастает при ЗОАС (на* 51,6%), оставаясь в то же время почти в 2,5 раза меньше, чем у невокалистов. Важно заметить, что обычная речь у вокалистов; подвержена указанным эффектам в значительно меньшей степени, чем речь невокалистов (хотя и в большей мере, чем их же собственное пение): сила голоса у них возросла на 2,8 дБ при шуме и? на 4,2 при ЗОАС. С такой же закономерностью изменялась и длительность.

В то же время (и это весьма важно!) как среди невокалистов, так и среди вокалистов встречаются люди, в большей или меньшей? степени подверженные воздействию указанных помех. Это выражается в сравнительно больших значениях среднестатистических: отклонений (а) для средних показателей. Причем, как правило, человек, устойчивый по отношению к одному виду помехи (шум), устойчив и по отношению к другой (ЗОАС). Равным образом слабая помехоустойчивость проявляется по отношению к разным воздействиям.
Таким образом, рассмотренные тесты позволяют оценить устойчивость человека к действию акустических помех, которым певец: неизбежно подвергается в своей профессиональной деятельности 41. В свете всего сказанного можно считать, что определение помехоустойчивости каждого из певцов, поступающих в консерваторию, дает немаловажную информацию о его предрасположенности к профессиональной деятельности, то есть может быть использовано при профотборе вокалистов.