Вопросы вокальной педагогики

Выпуск 7

 

Пособия по вокалу

А.Доливо



Сборники статей по вокалу
 

 

М. М. Мирзоева

А. Л. ДОЛИВО — ПЕВЕЦ И ПЕДАГОГ

1 2 3 4

Педагогическая деятельность

 

 

В заключительном разделе позволю себе коротко остановиться на педагогической деятельности Анатолия Леонидовича Доливо. Мне кажется, что эта сторона его творческого дарования заслуживает особого, более глубокого и широкого исследования.
Тридцать четыре года отдал Анатолий Леонидович делу воспитания молодого поколения певцов, представителей советской школы пения. Среди учеников А. Л. Доливо немало народных и заслуженных артистов, лауреатов, прекрасных педагогов. Достаточно назвать имена певцов А. Левандовской, А. Мули, Э. Саркисян. И. Тукичи, М. Худоверовой; педагогов В. Горячкина (Московская-консерватория), профессора, доктора искусствоведения Л. Дмитриева (ГМПИ им. Гнесиных), доцента Н. Устинова (Саратовская? консерватория).
К преподаванию А. Л. Доливо пришел рано, еще в самом расцвете своей артистической карьеры. С 1930 года он — преподаватель кафедры сольного пения Московской консерватории, а в.-1932 году удостаивается должности профессора.

Занимался Анатолий Леонидович очень увлеченно, всегда умет раскрыть в ученике самые лучшие заложенные в нем качества. В 1956 году приехавшая в Москву знаменитая итальянская певицам
Тоти Даль Монте знакомилась с работой нашего факультета и опертой студии. Состоялся концерт студентов разных классов, в котором приняли участие и воспитанники А. Л. Доливо. Ученик его Жуля спел арию Страделлы. Певец этот не обладал какими-то особыми выдающимися вокальными данными. Но исполненная им -старинная ария, имевшая свои, давно привычные традиции; произвела совершенно необычное впечатление. Глубокая, страстная мольба, с которой он спел ее, поразила всех. Казалось, мы слушаем совершенно новое произведение. Большая выразительность сочеталась у него с благородством и изяществом стиля. Силу и яркость исполнения у этого студента отметила и Тоти даль Монте. Блестяще спела на своем дипломном экзамене и ученица Доливо певица Эмма Саркисян цикл испанских песен де Фалья, тогда еще сравнительно редко исполнявшегося.

Я вспоминаю этих двух студентов, так как поразительна была способность Анатолия Леонидовича проникать в самую глубину сознания поющего, способность вызывать благородные сильные "чувства у своих питомцев, а также раскрывать яркие стилевые особенности исполняемого произведения. Анатолий Леонидович придавал огромное значение овладению учеником основами певческого искусства. Но вместе с тем твердо считал, что не следует изолировать процесс технического становления от музыкально-художественного развития, нужно лишь гибко регулировать его, добиваясь гармоничности и учитывая индивидуальные особенности каждого певца.
Мы часто обменивались с Анатолием Леонидовичем опытом. "Я посылала к нему своих студентов с произведениями Глинки, Мусоргского, русскими народными песнями, даже с «Детской» ^Мусоргского, которую сама часто исполняла с очень дорогим для меня одобрением Анатолия Леонидовича. Я знала, что у него всегда найдется остро направленное замечание, способное сразу вызывать должное внутреннее состояние. Анатолий Леонидович, зная мою любовь к классике, к старинной итальянской и французской -музыке, также приходил ко мне со своими учениками, как он шутил, «для овладения историческими долями». Мы оба ценили этот ^взаимный дружеский обмен опытом.

В течение целого ряда лет (1932—1943) Анатолий Леонидович -был руководителем кафедры камерного пения, а с 1954 по 1965 год — заведующим кафедрой сольного пения в Московской государственной консерватории. Прошло с тех пор много времени, -но мы, все его товарищи по факультету, до сих пор не можем забыть, с какой любовью, огромной ответственностью и знанием дела относился он к этой работе.
Выступления А. Л. Доливо на наших методических заседаниях были всегда необычными. Он редко первый брал слово, задумчиво
прислушиваясь к высказыванию товарищей. Чаще всего к концу заседания, уже четко сформулировав свою мысль, он начинал говорить. В его словах было столько интересного, нового, необычно-то, методика преподавания так тесно связана была с художественной стороной обсуждения, что каждое его выступление заставляло задуматься о многих вопросах, связанных с нашей педагогической, деятельностью.
Художественная интуиция Анатолия Леонидовича была поразительной. Разбирая выступление какого-либо студента, он точно улавливал самую суть его недостатка, иногда завуалированного» некоторой внешней благополучностью. Или, наоборот, удивительно чутко ощущал потенциальные возможности ученика и умел вызвать к нему симпатию со стороны кафедры. Высказывания Анатолия Леонидовича оживляли наши заседания, вызывая в каждом' из нас чувство большой ответственности за наших студентов. Всегда находился у него полезный совет для каждого из нас. Приветливый, скромный, готовый в любой момент откликнуться на просьбу товарища, на любую интересующую собеседника исполнительскую проблему, Анатолий Леонидович был для нас товарищем, другом, музыкантом, в творческий авторитет которого мы безгранично» верили. Только благодаря его исключительной энергии были собраны и отредактированы научные работы педагогов кафедры сольного пения Московской консерватории. Они включали статьи, вокализы и вокальные упражнения с аннотациями к ним. Этот материал вошел в сборник «Вопросы вокальной педагогики», составителем которого явился А. Л. Доливо.
Анатолий Леонидович любил консерваторию, болел душой за все наши невзгоды и всеми силами старался оживить, поднять художественную атмосферу факультета.

Нельзя не вспомнить концерты из произведений М. Мусоргского, приуроченные к 70-летию со дня смерти великого композитора (1950/51 уч. год), данные А. Л. Доливо для консерваторской молодежи. Стремясь шире и глубже познакомить слушателей с творческим наследием Мусоргского, он вмонтировал в программы чтение отрывков из писем композитора. Концерты вызвали заслуженный большой интерес и носили поистине музыкально-образовательный и воспитательный характер. А если учесть, что в то время произведения Мусоргского не столь часто исполнялись, а порой и почти исчезали из концертных программ певцов, то выступления Анатолия Леонидовича приобретают еще большее значение.
Имея перед собой книгу А. Л. Доливо «Певец и песня», в которой так талантливо, широко им же самим раскрыто его исполнительское кредо, казалось бы, ничего не следует добавлять к этой чудесно написанной повести о песне. И все же непреодолимо захотелось оживить в памяти образ Анатолия Леонидовича, его сильный, яркий, обаятельный талант и тот очень дорогой для меня период времени, когда так дружно сплелись наши творческие пути.»

 

1 2 3 4