Вопросы вокальной педагогики

Выпуск 7

Пособия по вокалу

Д.Шостакович



Сборники статей по вокалу
 

 

М. С. Ярешко

О МЕТОДИКЕ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМИ САТИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ Д. ШОСТАКОВИЧА

 

1 2 3 4 5 6

 

 

 

Значение творческого наследия Д. Д. Шостаковича чрезвычайно велико. «Дмитрий Дмитриевич оставил миру необозримое и бесценное художественное наследие. Его творческую фантазию всегда оплодотворяли высокие идеи гуманизма, вдохновляли исторические вехи русской истории и революционные события, борьба советского народа за новую жизнь, исполненные героики и трагизма дни Великой Отечественной войны, могучая созидающая сила людей». Так писал о творчестве Д. Шостаковича Т. Хренников.
Постигая музыку Шостаковича, исполнитель открывает для себя новую грань нашей отечественной культуры. «Творчество Дмитрия Дмитриевича — это музыкальная эмблема века. Оно чудесным образом вобрало в себя все, чем жив и славен наш народ»2. Понять и полюбить музыку Шостаковича — это значит усвоить многие элементы современного музыкального языка, что облегчит изучение музыки и его современников, учеников и последователей. «Наше поколение росло на его музыке, с его именем на устах»3 (Б. Тищенко); «Он один из немногих современных художников, влияние которых сказывается на развитии музыкального искусства XX века, на творчестве поколений современных композиторов»4 (Д. Ойстрах). Наконец, музыка Шостаковича — прекрасный материал, на котором воспитываются хороший вкус исполнителя, умение мыслить, развивать свои творческие и исполнительские начала. Все это в равной мере свойственно и вокальной музыке композитора.

Исполнение вокальных сочинений Шостаковича является одной из сложных проблем. В стенах музыкальных учебных заведений будущие певцы воспитываются, как правило, на ставшем уже традиционным классическом материале. Безусловно, такой дидактический материал ценен и необходим для формирования и воспитания вокалистов. Но в настоящее время нельзя не видеть односторонности, а следовательно, и неполноценности этой методики, которая недостаточно готовит к исполнению современной музыки. Существующие программы по сольному пению предусматривают включение в репертуар сочинений современных композиторов. Однако практически основной репертуар и на сегодняшний день составляют произведения, написанные в традиционной манере.

Начиная работать над сочинениями Шостаковича, вокалисты сталкиваются со многими исполнительскими, вокально-техническими сложностями: это и ладовая неустойчивость, и полиритмия, и усложненный гармонический язык, и обилие диссонансов. Трудны для постижения и эмоциональное содержание, и особый психологический подтекст произведений. Для исполнения таких произведений нередко недостаточен запас вокально-технических навыков, которыми владеют студенты-вокалисты, так как здесь требуется и большой звуковысотный диапазон, и пение непривычно широких интервалов, и применение необычных тембровых красок голоса. В оперных партиях прибавляются интонационные и ритмические сложности ансамбля. Язык пластики и сценического поведения актера также значительно отличается от традиционно-классического. Одна из задач советской вокальной педагогики — подготовить молодого певца к исполнительским требованиям современной музыки. Мы вполне согласны с мнением Л. Баренбойма, что «современная музыка должна изучаться параллельно и одновременно с классикой, но не обгоняя и не опережая ее»5. Но в настоящее время нет трудов, специально посвященных методике работы над современными вокальными произведениями,.нет методических пособий, построенных на материале современной вокальной музыки и рассчитанных на развитие слуха и музыкальных способностей молодых певцов, что отрицательно сказывается на распространении и пропаганде новой вокальной музыки. Из музыковедческой литературы с ее аналитической направленностью певцу, как правило, не обладающему соответствующей теоретической подготовкой, трудно отобрать необходимые для себя сведения, которые он мог бы непосредственно применить в работе над конкретным произведением. Назрела насущная необходимость и в разработке специальной методики по освоению камерного вокального творчества великого композитора. В настоящей статье мы сделали попытку рассмотреть особенности работы над сатирическими произведениями Шостаковича. В качестве примера взят один из наиболее ярких и трудных для исполнения циклов Сатиры на слова Саши Черного (ор. 109). Цель этого анализа — оказать практическую помощь молодым певцам.

Исследователи творчества Шостаковича неоднократно указывали на масштаб его таланта симфониста, отмечали глубину философского обобщения. В камерном вокальном жанре, занимающем в наследий композитора значительное место, Шостакович
предстает чутким лириком, мастером вокальной миниатюры. Круг образов, тем, идей в его вокальных циклах необычайно широк и многогранен. Самобытное претворение в творчестве Шостаковича жанра сатиры позволяет рассматривать это направление особо.
Сатирические произведения Шостаковича, написанные в камерном вокальном жанре, — ярчайшее и глубоко новаторское явление. Истоки его —в творчестве русских композиторов Даргомыжского и Мусоргского. Но в музыке Шостаковича жанр пародийной сатиры поднимается на новую высоту, обогащается иным кругом образов, имеет и более сложные средства воплощения. До Шостаковича сатирические произведения носили характер отдельных жанровых зарисовок («Червяк», «Титулярный советник» Даргомыжского, «Козел» Мусоргского и другие). У Шостаковича они объединены в циклы. К таким сатирическим циклам можно, например, отнести Сатиры на стихи Саши Черного, Пять романсов на тексты из журнала «Крокодил», Четыре стихотворения капитана Лебядкина.
Единой сюжетной линии в циклах Шостаковича нет. И в этом — определенная степень новизны в строении циклической формы. Объединение романсов осуществляется не только посредством общей смысловой сатирической идеи, но прежде всего с помощью внутренних сквозных линий.
Значительны отличия и в применении системы средств выразительности. Даже такой прием, как коллаж6, получивший распространение в музыке XX века, у Шостаковича часто используется новаторски: цитируя какой-либо известный мотив, он шаржирует его, нарочито упрощая, обедняя гармонию темы для создания необходимого сатирического образа. Так используется тема сопровождения из «Весенних вод» Рахманинова в сатире «Пробуждение весны»:

Ноты для вокала

Нотный пример


 
Шостакович использует и такой прием, как противопоставление музыкальной идеи идее поэтической. Например, в «Пробуждении весны» шаржированный по содержанию текст «Вчера мой кот взглянул на календарь» выражен в патетически воодушевленной серьезной вокальной мелодии. В то же время в сопровождении звучит уже упоминавшаяся пародированная тема из «Весенних вод» Рахманинова. Все три начала, вступая в противоречие друг с другом, создают нарочито комический эффект. Зачастую шаржированная тема завуалирована, «вкраплена» в иную музыкальную фактуру. Один из примеров такого рода в романсе «Иринка и пастух» из цикла Пять романсов на тексты из журнала «Крокодил», где мелодия вокальной партии совмещается с темой народной песни:

Шостакович - ноты

Несмотря на то, что подзаголовок цикла «Сатир» — «Картинки прошлого» — несет элементы программности, исполнителю достаточно сложно понять образное содержание цикла. А именно оно определяет вокально-исполнительское решение и приемы сценического воплощения.

 

 

1 2 3 4 5 6