Вопросы вокальной педагогики

Выпуск 7

Пособия по вокалу

Д.Шостакович



Сборники статей по вокалу
 

 

М. С. Ярешко

О МЕТОДИКЕ РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМИ САТИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ Д. ШОСТАКОВИЧА

 

1 2 3 4 5 6

 

 

В ладовом отношении рассматриваемый цикл включает в себя кроме диатонических мажора и минора также новые разновидности диатонических ладов с системой пониженных ступеней. Это ставит перед исполнителями особые трудности. Чтобы облегчить певцам работу и добиться большей результативности и осознанности, предлагаем расширить систему упражнений, применяемых обычно в учебной практике. Педагоги-вокалисты пользуются, как правило, упражнениями-распевками, которые опираются на мажоро-минорную систему. В основе таких упражнений лежит обычно мажорное трезвучие, которое дополняется проходящими и вспомогательными звуками натурального мажора. Эта система-упражнений необходима для воспитания певцов на примерах классической музыки, имеющей диатоническую ладоинтонационную основу, а также для выработки правильной координации певческого аппарата. Современная вокальная музыка требует дальнейшего-совершенствования упражнений, которые должны включать новые ладомелодические попевки. Один из путей усвоения современной: музыки — создание упражнений на основе стилистических особенностей музыки крупнейших композиторов современности, в том числе Д. Шостаковича. Мы можем сказать с уверенностью, что работа над такими упражнениями на материале музыки Шостаковича даст хорошую базу и для усвоения произведений других композиторов XX столетия. Эти упражнения формируют у певцов новые слуховые представления и способствуют выработке необходимых вокальных навыков. Их принцип создания понятен и может быть применен каждым педагогом самостоятельно, в зависимости от решаемых задач при обучении начинающего певца.

Предлагаемые нами упражнения делятся на два вида. Первый представляет собой попевки поступенного мелодического движения, которые по своему складу напоминают общеупотребительные в педагогической практике упражнения, отличающиеся, однако, особой ладовой структурой, характерной для музыки Шостаковича. Они строятся на основе вычленения отдельных музыкальных построений или проведения этих построений в поступенную мелодическую структуру:

 

УПРАЖНЕНИЯ ПОСТУПЕННОГО МЕЛ ОДИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ:

Усвоение минорного лада со II низкой (фригийского) и других разновидностей пониженных ладов:

Упражнения - ноты

Усвоение уменьшенного (локрийского) лада и его разновидностей:

ноты к упражнениям

 

Второй вид — упражнения более трудные для интонирования, со сложной интерваликой и скачками:

УПРАЖНЕНИЯ СЛОЖНО-ИНТОНАЦИОННОГО СКЛАДА:

Вокальные упражнения

Педагогу предлагается выбрать нужный для певца способ вокализации, необходимое сочетание гласных и согласных. В отдельных примерах рекомендуем использовать музыкальный текст романсов. Если сравнительно простые упражнения легко усваиваются в процессе классных занятий, то более сложные требуют самостоятельной работы студента. Практика их применения автором данной статьи со студентами консерватории показала, что начинающие певцы при систематической работе над упражнениями такого типа (от простых к более сложным) достаточно легко справляются с новым интонационным материалом. Подобные упражнения создают хорошую базу для прочного усвоения и уверенного интонирования вокальной музыки Шостаковича. Полезно чередовать на уроке предлагаемые упражнения с традиционными, так как при разнообразном применении распевочного материала у певцов вырабатывается нужная реакция, способствующая быстрой перестройке слухового сознания. Это тем более важно при работе «ад произведениями различных эпох и стилей.
В качестве конкретного примера рассмотрим процесс работы над сатирой «Пробуждение весны».
После общего ознакомления с этим произведением (прослушивание записи произведения, чтения с листа и т. п.) мы предлагаем работать в такой последовательности:
пение упражнений по освоению ладоинтонационного языка;
анализ образно-музыкального содержания и поиск вокально-исполнительских средств — тембральных красок голоса;
сценическое воплощение образа, а также преодоление тесситур-ных трудностей.

 

 

1 2 3 4 5 6