Вопросы вокальной педагогики

Выпуск 7

Пособия по вокалу



Сборники статей по вокалу
 

 

Л. Б. Дмитриев

ИНТУИЦИЯ И СОЗНАНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ И ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

1 2 3 4

 

 

 

ВТелевизор, радио, грамзаписи чаще всего сопутствуют нашей жизни «между прочим», иногда составляя своеобразный фон, на котором идет реальная жизнь. Часто на прогулке, иногда в трамвае, метро молодежь включает радио или магнитофон. Такое слушание музыки расхолаживает внимание, она не может захватить нас. То же относится и к телевизору, который мы смотрим, получая огромную общую информацию, но редко по-настоящему имеем возможность сосредоточиться и глубоко воспринять явления искусства. Большая часть нашей молодежи любит микрофонную, эстрадную манеру исполнения. Классическое пение чуждо им. Поэтому чрезвычайно важна пропаганда оперно-концертного искус? ства. К сожалению, наше телевидение, радио и кино пока недостаточно работают в этой области, что не может не сказаться на перспективах академического пения. Об этом много говорится на всех совещаниях и конференциях по вокальному искусству. Не можем в связи с этой проблемой не отметить, что один из каналов итальянского радио постоянно передает классическую музыку, в которой большое место отведено пению. Нам приходилось слышать много передач, в которых не только демонстрировались лучшие образцы итальянского оперного пения, но и проводился профессиональный разбор манеры звукообразования, особенностей интерпретации того или иного мастера. Интересны были передачи, где одно и то же произведение исполнялось разными певцами и давался сопоставительный анализ стиля исполнения. Пользу от таких передач трудно переоценить. Они не только способствуют более глубокому эмоциональному переживанию музыки, но и учат оценивать пение с вокально-технической и с исполнительской сторон. Возможно, умение итальянской публики не просто наслаждаться пением, эстетически воспринимать его, но и осмысливать детали вокальной техники в известной мере связано именно с этим. В том же направлении работает и пресса, давая весьма обстоятельные критические разборы особенностей исполнения и техники певцов.
В нашей прессе критические статьи, посвященные классическому пению, редки, носят обычно хвалебный характер и почти совсем не касаются проблем вокальной техники. Таким образом, умение оценивать академическое вокальное искусство, разбираться в нем пока еще оставляет желать много лучшего.
Общаясь со студентами почти ежедневно, педагог по специальности должен активно воздействовать на них в отношении использования свободного времени. Надо руководить их самостоятельной работой, давать рекомендации по чтению художественных произведений и специальной литературы по искусству, по посещению выставок, концертов, театральных постановок. Чрезвычайно большую пользу приносит внеклассное общение с учениками, обсуждение прочитанного, услышанного, воспринятого. Необходимо помогать эстетическому развитию учащегося, исподволь руководить формированием их мировоззрения. Процесс развития творческой личности требует активной помощи и влияние педагога здесь велико.
Проблема развития и взаимоотношения сознательного и интуитивного в вокально-педагогической деятельности, как и в преподавании других видов искусства, имеет свою специфику. Вокальные педагоги, в основном бывшие певцы, в своей массе характеризуются значительным развитием интуитивного начала, большой чуткостью, эмоциональностью. Их певческий опыт, творческая: жизнь, развивая и рациональную, сознательную сферу, и подсознание, более всего обогащает сферу интуиции, подсознание. Как мы видели, в любом виде творчества подсознание особенно активно. Тем более это касается музыки — языка настроений, переживаний, отражающих внутреннее состояние человека. Не будет ошибкой сказать, что чаще всего певца характеризуют не столько обширные знания, рациональное начало, сколько ярко выраженная эмоциональность, остро развитая интуиция, впечатлительность, чувствительность. Нельзя здесь же не вспомнить деление И. П. Павловым" людей на типы «мыслителей», которые воспринимают мир не непосредственно, а расчленяя его, обдумывая, находя причинно-следственные связи, то есть вводя аппарат сознания, и «художников» которые воспринимают мир как он есть, целостно, непосредственно, эмоционально14. Хотя в каждом из нас выражено и мыслительное, рациональное начало и художественное, интуитивное, сама деятельность певца обычно больше развивает второе.

Однако вокальная педагогика кроме личного творческого опыта, который, как мы видели, больше опирается на подсознательное, на интуицию, а в смысле голосообразования и техники — на собственные, сугубо индивидуальные свойства голосового аппарата, требует не меньшего развития интеллектуального, сознательного начала. Необходим широкий круг специальных знаний, ясное представление о деятельности организма вообще, об общих закономерностях, которым подчиняется развитие навыков, о работе голосового аппарата и многое, многое другое. Если этого нет, то легко возникает ситуация, широко известная из истории вокального искусства, когда лучшие певцы с мировым именем оказывались неспособными к педагогической деятельности, не могли создать для -своих учеников целесообразную систему развития вокальных данных и творческих способностей.
Внутренний мир певца, его певческие приспособления, личные ощущения, его представления и знания о работе голосового аппарата индивидуальны и субъективны. Поэтому многим большим певцам трудно понять особенности работы голосового аппарата другого певца. Они лишь хорошо знают свой голос и особенности своего организма, что дало им возможность успешно провести славную творческую жизнь 15. Вот, например, несколько высказываний знаменитых певцов Ла Скала, взятых из наших с ними бесед.
Гяуров: «Даже в Италии, когда Вы заговорите о пении, то у Бас создается впечатление, что все говорят о пении по-разному».
Панераи: «Внутренние ощущения певцов чрезвычайно различны. Ведь каждый чувствует по-своему, и потому даже большие мастера вокала не понимают зачастую друг друга. Думаю, что такой индивидуализм ощущений связан с особенностями строения голосового аппарата. Вот, например, прекрасные певцы Ди Стефа-но и Монако, с которыми я много пел в нашем театре. Ведь они поют в различных манерах, можно даже сказать,— в противоположных. Мне приходилось слышать их мнение друг о друге, совершенно ясно, что они не понимают один другого в смысле вокальной техники. Методы пения различны, но оба они знаменитые теноры».
Время, когда в деятельности вокального педагога все определяли его интуиция и личный певческий опыт, прошло. В наши дни педагог обязан иметь достаточные знания в области работы голосового аппарата, из истории и теории своего искусства и смежных.дисциплин.
Эти знания могут послужить базой для взаимопонимания певцов, для выработки единых общих принципов, которые можно было бы положить в основу работы каждого педагога, вне зависимости от его индивидуального опыта. Принцип: «Пой так, как пою я», «делай то, что делаю я, потому что я так пропел всю жизнь», — уже не удовлетворяет сегодняшнего студента, а главное — не разрешает проблемы развития его голоса.

Нельзя забывать, что наша молодежь живет в век удивительного технического прогресса. Она достаточно развита и хорошо информирована о достижениях во многих областях науки, техники, искусства. Естественно, что она хочет получить обоснованные -ответы на вопросы, связанные с проблемами певческого голосооб-разования, развития голоса, формирования исполнительского таланта певца. Начиная работать с новым учеником, педагог прежде всего стремится почувствовать индивидуальные свойства его гололосового аппарата, его естественные вокальные возможности, музыкальность, эмоциональность. При этом он опирается на интуитивное чувство. Интуиция играет большую роль в вопросах типа голоса, когда он неясен, и в отношении пути, которым его следует вести, и в отношении методики работы с данным студентом вообще, и в разгадке индивидуальности дарования студента. В. Э. Мейерхольд весьма тонко заметил, что «в искусстве важнее не знать, а догадываться» 16.
Как мы видели, интуиция есть результат предшествующего опыта, потому для педагога важно его накопление. Это накопление может быть как активным — в результате собственного пения, занятий с учениками, — так и пассивным, когда мы слушаем живое пение, грамзаписи, присутствуем на уроках педагогов. Именно в результате слухового опыта в нас подсознательно формируются определенные установки в отношении правильности голосообразования, голосоведения, манеры пения, характера исполнения и т. п. Только часть того, что мы слушаем, может быть оформлена в виде определенных осознанных положений. Отсюда важность повседневного общения с пением, с лучшими исполнителями, которые нас глубоко интуитивно захватывают, заставляют ярко переживать слышимое. Процесс накопления слухового опыта никогда не должен прекращаться. Для педагога опасно замыкаться в устоявшихся рамках сложившихся представлений, не развивать интуитивного начала и не закладывать базы, которая его питает. Повторим, что наличие рационального и интуитивного начал для современного вокального педагога является необходимым. У каждого талантливого педагога эти качества сочетаются своеобразно: недостаток одних компенсируется в какой-то степени развитием других, в сумме создавая комплекс, позволяющий успешно решать педагогические задачи.
В деятельности вокального педагога есть много общего с деятельностью врача, также имеющего дело с индивидуально устроенным организмом пациента, своеообразным и по своей анатомической структуре, и по физиологическим свойствам, и по личным психологическим качествам. Мы всегда ценим знающего и опытного врача. Но только знаний совсем недостаточно для успеха лечения. Необходим большой практический опыт, чтобы эти знания могли быть приложены с хорошим эффектом. Неопытный врач — пусть даже очень хорошо теоретически подкованный — вряд ли сможет быть хорошим диагностом. Практик с огромным опытом, но давно забывший теоретические основы медицины, тоже не может нас удовлетворить: он давно отстал и его практика не освещается знаниями. В медицине это называется фельдшеризмом. К этому близко и другое понятие — знахарство, при котором практика вовсе не опирается на знания. Знахарь действует по интуиции, основываясь на личных наблюдениях, не систематизированных, не обобщенных. Обычно он использует также некоторые случаи успешного лечения, какие-то рекомендации, столь же необоснованные, случайные, переданные ему по традиции. Поэтому и помощь больному у знахаря не носит постоянного характера, хотя отдельные «попадания» в цель вполне вероятны.

К сожалению, в недавнем прошлом в «знахарстве» обвиняли и вокальных педагогов, отмечая случайность успехов, частую «порчу» голосов, отсутствие обоснованной системы работы (достаточно прочесть книгу Д. Стояна «Исповедь тенора»). В настоящее время это положение можно считать изжитым. В систему подготовки певца включены теоретические дисциплины, призванные дать ему достаточно солидные знания по теории, методике и практике вокальной педагогики. Положение, когда консерватории выпускали певцов, совсем неподготовленных для преподавательской работы, в основном преодолено.
Среди способов, которыми пользуется вокальная педагогика в воспитании певца и развитии его голоса, мы можем выделить такие, которые интуитивно организуют деятельность голосового аппарата, и те, что действуют через сознательную сферу. Конечно, как и во всех случаях, сознательное и интуитивное составляют единую систему нашей психики. Но отметить специфику различных групп методов представляется весьма важным.

1 2 3 4