Вопросы вокальной педагогики - Выпуск 7

Пособия по вокалу

С.Лемешев



Сборники статей по вокалу
 

 

В. Н. Кудрявцева-Лемешева

О РАБОТЕ С. Я. ЛЕМЕШЕВА НАД СЛОВОМ В ПЕНИИ

Мы убеждаем слушателей
словом
в звуке своего голоса.
С. Лемешев

 

1 2 3 4 5

 

 

Занимаясь с молодыми певцами — студентами консерватории мы, педагоги, стремимся воспитать музыкантов, обладающих высоким профессионализмом. Развивая музыкальность, художественный вкус будущего певца, мы стараемся научить его анализировать произведение, осмысливать музыкальное содержание и поэтический текст. Для этого необходимо приучать студента к кропотливой работе над произведением, развивать образное мышление и восприятие, чувство стиля. В этом плане—в плане работе над. произведением — особенно интересны и поучительны творческие приемы и методы выдающихся представителей вокального искусства, певцов большой культуры и мастерства. Ознакомление с их. исполнительским творчеством, проникновение в особенности их подхода к анализу и трактовке произведений разных жанров и стилей несомненно, принесут большую пользу как вокальным педагогам, так и молодым певцам.

В ряду крупнейших мастеров советской вокальной школы достойное место занимает замечательный русский певец Сергей: Яковлевич Лемешев. В этой статье мы познакомим читателей с работой С. Я- Лемешева над словом.

Когда я впервые услышала Лемешева, меня поразило не только мягкое задушевное пение, но и красиво звучащее слово: яркое, проникновенное и очень музыкальное, иначе не скажешь. Эту музыкальность слова я заметила у него и в разговорной речи. Естественность пения, глубина и искренность исполнения сразу брали в плен слушателя, волновали, оказывали огромное эстетическое воздействие.
Сергей Яковлевич был талантлив во всем. Он умел увлекательно рассказывать, причем его язык, слог были всегда просты, красочны, присущи только ему, Лемешеву. Он неустанно и очень много работал не только как оперный и камерный певец. Огромный диапазон творческих возможностей позволил ему пробовать свои силы и в режиссерском плане. В конце своего творческого пути он: сыграл роль Берендея в весенней сказке Островского «Снегурочка» уже как драматический актер (1976 г., Колонный зал Дома
Союзов), вновь поразив зрителя силой выразительного слова, интересных интонаций. Сергей Яковлевич — исконно русский человек, впитавший с детства и плавный говор простых русских людей, и мелодическую красоту народной песни с ее целомудренной простотой и задушевной искренностью. Все это оставило глубокий след в его артистической индивидуальности, придав ей очарование лучших черт национального характера, которые и поставили его в ряд выдающихся представителей советской вокальной школы. О русской вокальной школе Сергей Яковлевич писал: «Говоря о русской школе пения — прежде всего мы имеем в виду органичное сочетание звука и слова как формы и идеи, мысли как содержания, в единстве которых достигается художественная выразительность. Мы подразумеваем естественность звуковедения, естественное положение голосового аппарата, естественность дыхания. Представителей русской вокальной школы отличает умение выразить в пении глубину и правдивость чувств, донести до слушателя искренность и трепетную проникновенность многообразных человеческих переживаний» Продолжая мысль о выразительном значении слова в русской музыке, Сергей Яковлевич указывал: «Великие русские композиторы: Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Рахманинов, Чайковский, которые раскрыли в своих гениальных творениях огромное богатство духовного мира человека, определили и стиль исполнения. Истоки русской школы пения глубоко национальны, они — в народном творчестве, в народных песнях с их душевностью и емкой содержательностью» 2.

С детства вслушиваясь в народную песню, Сергей Яковлевич почувствовал силу поэтического слова. Он говорил, что на многих слушателей песня воздействует прежде всего словом, содержанием, а потом и мелодия запоминается. И ему песни полюбились прежде всего за трогательные слова, которые заставляли его, еще совсем мальчика, плакать! О народной песне С. Я. Лемешев писал: «Народная песня, ее за душу хватающие слова научили меня всегда ясно сознавать, о чем я пою, что я хочу выразить в песне»3.
С народной песней Сергей Яковлевич не расставался всю жизнь. Он считал, что в народной песне искренность исполнения решает все. В ней образы природы навсегда соединяются с судьбами людей, их душевными переживаниями, а простота и красота мелодии создают особый поэтический настрой. Он писал: «И мне думается, что именно песня, впервые пробудившая в моей душе чувство прекрасного, ощущение поэтического начала, породила и смутное стремление к какой-то иной, новой, красивой жизни»4.
Сергей Яковлевич не признавал вульгарной разухабистой манеры исполнения русских песен. Он считал, что народной песне чужды и кабацкая слеза, и цыганский надрыв.
А в народе живет много разнохарактерных песен: грустных, веселых, шуточных, полных юмора. Остановлюсь на двух разноплановых народных песнях, которые очень любил исполнять Сергей Яковлевич. Первая — это «Выхожу один я на дорогу» на слова Лермонтова. В этой песне стихи точно сами ложились на музыку через омузыкаленное слово. В спокойном поэтическом звучании голоса словно отражалась торжественность и тишина природы. Сергей Яковлевич не подчеркивал боль сердца, разочарование в жизни. Постепенное crescendo в голосе от фраз:

Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть! —

вело к основной мысли песни: заснуть не холодным сном могилы, а «чтоб в груди дремали жизни силы». В исполнении Лемешева побеждала жажда жизни. Последний куплет пелся на постепенном diminuendo, приводящем к piano:

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел.

При повторении фразы «темный дуб склонялся и шумел» rite* nuto подводило к последнему слову — «шумел», которое Сергей Яковлевич произносил на pianissimo.
Вторая песня — «У ворот, ворот». Много лет пел эту песню Сергей Яковлевич, и она обогащалась у него все новыми красками, акцентами, интонациями. Очень ярко показал он искрящийся юмор, удаль, озорство и присущую русскому характеру безграничную широту натуры. Припев этой песни «Ох Дунай, мой Дунай, ой веселый Дунай» получал каждый раз новый оттенок, в зависимости от содержания куплета. Например:

Одному-то молодцу да худо можется,

и припев как бы тоже жалуется:

Ох, Дунай, мой Дунай, ой, веселый Дунай.

«Нездо.ро.вится мне» — это слово С. Я- Лемешев расширял с притворным озорным акцентом и припев пел в том же духе. Во фразе «Нездоровится мне, гулять хо.чется» Сергей Яковлевич подчеркивал слово «хочется»; дальше темп ускорялся:

Он сапожки на ножки, смур кафтанчик на плечо.

и припев как бы летел вослед. С темпом нарастали удаль и озорство:

Мне струна-то говорит, да мне жениться велит.
Ох, Дунай, мой Дунай, ой да веселый Ду.

Он уже не успевал проговорить полностью «Дунай» — дальше темп нарастал еще стремительнее. Казалось, слэва прямо-такн скачут. Но в то же время Сергей Яковлевич успевал все слова пропеть, настолько согласные были впечатаны и слиты с гласными.
Удивляло его умение создавать целые образы, яркие жанровые картинки. Вспоминаю, как интересно рассказывал Сергей Яковлевич о старинной русской песне «Ванька-ключник — злой разлучник». Жили князь и княгиня, Ванька-ключник. Между княгиней и Ванькой вспыхнула любовь. Их ждет за это расплата: Ваньку выдерут и сошлют на каторгу или отдадут в солдаты, что при крепостном праве было почти одно и то же. И вот Ваньку схватили и потащили на расправу к князю:

Вот ведут, ведут Ванюшу,
Буйный ветер кудри вьет.

Теперь он уже не Ванька, а Ванюша, это значит, что народ ему сочувствует и жалеет его. И идет он не дрожащий от страха, не с опущенной, но с высоко поднятой головой. Потому-то и ветер треплет его кудри. «Когда слушаешь эту песню или некрасовских коробейников, — добавлял Сергей Яковлевич, — то столько живых картинок возникает в воображении, столько исполнительской выдумки, „раскату" и затейливых оттенков приходит на ум». Рассказывая как-то о своей жизни и творчестве в телевизионной передаче, он напел эту песню, любимую песню его матери, с которой он и сам ее певал.

1 2 3 4 5