Д.Браславский - Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров

Б. Киянов, С. Воскресенский - Руководство по инструментовке

В.Бычков - Аранжировка аккомпанемента для оркестра и ансамбля русских народных инструментов

В.Попонов - О переложении для русских народных инструментов

Предлагаемое читателю учебное пособие представляет собой переработанный и расширенный вариант книги «Основы инструментовки для эстрадного оркестра» (Москва, «Музыка», 1967). У нас в стране существует много профессиональных и любительских эстрадных ансамблей и оркестров. Однако до сих пор ощущается значительный недостаток в учебно-методической литературе в области джазовой музыки. Данное пособие, так же как и предшествующий ему вариант книги, в какой-то мере восполняет этот пробел. В нем излагаются принципы аранжировки произведений для эстрадных ансамблей и оркестров.

Книга рассчитана на композиторов, дирижеров, профессиональных музыкантов и любителей музыки, интересующихся аранжировкой для эстрадных ансамблей и оркестров.

 

 

Пособие по аранжировке
Д.Браславский
Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров
"Музыка", 1974г.

содержание:

 

ОТ АВТОРА
Эстрадная музыка в нашей стране получила большое распространение. Она ежедневно звучит и по радио, и в концертах, во дворцах и домах культуры и в клубах. Советскими композиторами создано много хороших произведений, заслуживших признание и любовь широкого круга слушателей и исполнителей.

В стране насчитывается огромное количество профессиональных и самодеятельных эстрадных ансамблей и оркестров. Постоянно растет и число музыкантов, интересующихся вопросами аранжировки произведений для эстрадных ансамблей и оркестров.
Предлагаемое читателю учебное пособие «Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров» представляет собой переработанный и дополненный вариант книги «Основы инструментовки для эстрадного оркестра», выпущенной в свет издательством «Музыка» в 1967 году.

В настоящем пособии глава «Инструменты эстрадных ансамблей и оркестров» дополнена новыми сведениями о различных видах электрогитар и клавишных электроинструментов и их конструктивных особенностях. Значительно расширены сведения об ударных инструментах. Здесь приводятся данные о целом ряде ударных инструментов, в частности об инструментах с определенной высотой звучания, которые отсутствовали в предыдущей книге. Эта глава иллюстрирована фотографиями тех ударных инструментов, сведения о которых приводятся в настоящей книге.
В главе о составах эстрадных ансамблей и оркестров, в сравнении с аналогичной главой в прошлом издании, предлагается новая классификация составов, соответствующая тем нормативам, которые приняты в современной исполнительской практике. Здесь рассматриваются различные варианты составов эстрадных ансамблей типа «Combo» и «Big Beat», эстрадный квинтет, два вида состава симфоджаза, дается достаточно полное описание различных инструментальных групп и выполняемых ими оркестровых функций.
Глава «Изложение мелодии в эстрадных ансамблях и оркестрах» пополнена сведениями об основных принципах ритмической переработки мелодии в процессе аранжировки, связанных с системой «swing».
В главе «Изложение гармонии в эстрадных ансамблях и оркестрах» дополнения, в основном, касаются ряда теоретических положений, связанных с усложнением гармонии при аранжировке.

Глава «Полифония» дополнена сведениями о системе «riff» имеющей широкое применение в эстрадной и джазовой аранжировке.
В главе «Тембры» более подробно, чем в предыдущем издании, рассматриваются вопросы, связанные с применением сурдин и созданием, в связи с этим, измененных тембров. Здесь дается описание наиболее распространенных типов сурдин, их конструктивных особенностей. В книге приводятся фотографии комплекта современных сурдин, применяемых в эстрадной и джазовой музыке.
Более подробно рассмотрены вопросы связи аранжировки с основными формами музыкальных произведений эстрадной и джазовой музыки в главе «Переработка фортепианной фактуры в оркестровую».
Наряду с вышеуказанными главами переработана и дополнена глава «Оркестротечная аранжировка».
Нотные примеры приводятся в виде партитур или схем с необходимыми пояснениями. Примеры, в которых отсутствует ссылка на композитора, принадлежат автору книги.
Учебное пособие «Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров» рассчитано на студентов консерваторий и музыкальных училищ, дирижеров и композиторов, а также подготовленных участников самодеятельности, имеющих навыки работы с ансамблем или оркестром.

В заключение автор считает своим долгом выразить признательность за помощь, оказанную ему в работе над настоящей книгой, профессорам Г. П. Таранову и М. Д. Готлибу, доцентам Т. В. Богановой, Г. С. Марутяну, Е. П. Макарову, Ю. А. Фортунатову, Г. М. Калинковичу, В. Т. Кожевникову, Н. А. Зудину, Г. И. Сальникову, К. С. Хачатуряну. Автор благодарен за ценные советы и предложения В. Н. Еремееву, И. В. Станкевичу, В. И. Николаеву, Е. С. Аксенову, В. А. Шепелеву, Л. Ф. Дунаеву, Г. Я. Корнилову, В. М. Мильману, С. А. Рыцареву, Е. Б. Кальмансону, а также А. П. Зориной, О. И. Соколовой, Н. В. Богословскому, 3. Ю. Бинкину, Н. Г. Минху, Л. М. Зацу И. В. Якушенко, Р. А. Симонову, Ю. С. Саульскому, Б. С. Фиготину И. Г. Пичхадзе, В. М. Блоку, А. В. Варламову, П. Г. Козлову и редак тору этой книги В. А. Панкратовой.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Глава I. Инструменты эстрадных ансамблей и оркестров
§ 1. Духовые инструменты
§ 2. Ударные инструменты
§ 3. Клавишные инструменты
§ 4. Щипковые инструменты
§ 5. Смычковые инструменты
Глава II. Классификация видов и составов эстрадных ансамблей и оркестров
§ 1. Ансамбли
§ 2. Оркестры
§ 3. Функции отдельных инструментов и инструментальных групп в эстрадных ансамблях и оркестрах

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Глава III. Изложение мелодии в эстрадных ансамблях и оркестрах
Глава IV. Изложение гармонии в эстрадных ансамблях и оркестрах
Глава V. Полифония
Глава VI. Педализация
Глава VII. Тембры
§ 1. Натуральные тембры.
§ 2. Измененные тембры
§ 3. Смешанные тембры
§ 4. Взаимодействие тембров
Глава VIII. Переработка фортепианной фактуры в оркестровую.
§ 1. Анализ аранжируемого произведения
§ 2. План аранжировки
§ 3. Переработка фортепианной фактуры

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
Глава IX. Основные приемы аранжировки мелодии
§ I. Мелодия в группе саксофонов
§ 2. Мелодия в группе медных духовых инструментов
§ 3. Мелодия в группе ритма
§ 4. Мелодия в группе струнных смычковых инструментов.
§ 5. Мелодия у отдельных, дополнительно введенных инструментов
Глава X. Основные приемы инструментовки гармонии
§ 1. Гармония в группе саксофонов
§ 2. Гармония в группе медных духовых инструментов
§ 3. Гармония в группе ритма
§ 4. Гармония в группе смычковых инструментов
§ 5. Участие отдельных инструментов в изложении гармонии.
Глава XI. Соединение инструментальных Трупп- и отдельных инструментов эстрадных ансамблей и оркестров
§ 1. Tutti, построенное по принципу аккордового склада.
§ 2. Tutti, построенное по принципу полифонического взаимодействия.
§ 3. Сопоставление различных приемов изложения оркестровой ткани.
Глава XII. Оркестротечная аранжировка
Заключение.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Песня Дж. Керна «Дым», аранжированная для сопровождения солиста (партитура)
Песня Дж. Керна, аранжированная как танцевальная пьеса
Основные схемы некоторых танцевальных ритмов
Обозначения штрихов в эстрадной и джазовой музыке
Музыкальные термины, наиболее распространенные в эстрадной и джазовой музыке
Краткий список литературы
Список сокращений
Инструменты эстрадных ансамблей и оркестров

Аранжировка ансамблей pdf Скачать

 

 

 

Пособие музыкальным руководителям pdf
Библиотечка "В помощь художественной самодеятельности" №24
Д.Браславский
Аранжировка музыки для танцев
"Советская Россия", 1977г.

оглавление:

 

Книга «Аранжировка музыки для танцев» представляет собой методическое пособие для руководителей духовых оркестров. Они найдут здесь описание принципов и практических приемов инструментовки танцевальной музыки, характеристику исполнительских штрихов, основные ритмические схемы и другие сведения. Книга рассчитана на читателей, имеющих подготовку в объеме курса элементарной теории музыки.

Инструментовка танцев Скачать пособие