Клубные вечера Выпуск 12


Обозначение аккордов в нотных сборниках

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Содержание 12-го выпуска «Клубных вечеров» приурочено к проходящим смотрам художественной самодеятельности. В 1-м разделе (хоровых песен) исполнители найдут произведения, посвященные Советской державе, родной земле. 70-летию со дня первой русской революции посвящена песня «На Пресне».

Во II-м разделе.(сольных песен) исполнители познакомятся с произведениями, относящимися к Великой Отечественной войне: «Я рос в полосе среднерусской», )«Кто отзовется», «За рекой у дороженьки».
Остальные хоровые и сольные песни — лирического и шуточного характера — не распределены по жанрам. Руководители коллективов могут сами выбрать произведения, отвечающие их исполнительским возможностям, как в отношении степеней трудности разучивания, так и в отношении соответствия жанровому характеру коллектива.
К конкурсам исполнителей на русских народных инструментах могут быть подготовлены пьесы «В родном селе» (для трио) и «Приволье» (для оркестра).

В конце выпуска помещена статья композитора А. Аверкина «О системе буквенных обозначений».
В последние годы многие издательства публикуют песий с сокращенными обозначениями гармонизации. При этом в различных издательствах встречаются различные, несовпадающие обозначения.
С целью установления единой системы, удобной для всех читателей, публикуется данная статья.
А. Абрамский

 

О СИСТЕМЕ БУКВЕННЫХ ОБОЗНАЧЕНИИ

 

По Всесоюзному радио и телевидению часто звучат новые народные песни и новинки советских композиторов. В печати эти произведения еще не появлялись, и многие любители песни горят желанием разучить понравившуюся мелодию на баяне, гитаре, а также переложить для небольших инструментальных составов. Мелодии эти легко запоминаются, но авторская гармонизация подчас не сразу усваивается (во многих случаях руководители самодеятельных коллективов не обладают достаточным профессионализмом, необходимым для хорошей и красочной гармонизации).
Вот в таких случаях буквенное обозначение гармонических функций, соответствующих авторскому замыслу, помогает исполнителям добиться нужного звучания нового произведения. Иногда в издания, где напечатан полностью клавир песни, изложенный композитором (автором), фактура правой и левой руки бывает слишком сложна для самодеятельного исполнения. В таких случаях весьма полезно сопровождение нотного текста дополнительными буквенными знаками. Обычно они ставятся над верхней строкой (над мелодией).

Знакомство с правилами чтения сокращенного буквенного обозначения дает возможность любому музыканту самому найти удобную фактуру сопровождения, сымпровизировать на заданной гармонической основе куплетные варианты.
Наша молодежь создает свои музыкальные ансамбли различных составов (о чем в дальнейшем будет сказано подробно), построенные на импровизационных приемах. И в этих случаях буквенное обозначение гармонической основы дает исполнителям возможность импровизировать, не нарушая общего гармонического строя.
Многие сборники песен содержат однострочные публикации. Нередко в издательство «Советский композитор» приходят письма с просьбой разъяснить смысл буквенных обозначений, помещенных над строкой. Для того, чтобы установить единство этих сокращенных обозначений и правил их чтения, мы публикуем прежде всего таблицу этих обозначений.
В разных издательствах встречаются различные системы обозначения. Мы предлагаем установить единую систему.

Далее читайте в сборнике...