Клубные вечера Выпуск 16



Обработки музыкальных произведений

 

 

ОТ АРАНЖИРОВОК К ОБРАБОТКАМ

 

 

В предыдущем (XV) выпуске «Клубных вечеров» были приведены примеры аранжировок хоровых произведений различных составов. Читателю не трудно заметить, что во всех случаях первоначальный ладовый костяк остается неизменным. Может увеличиться или уменьшиться количество хоровых голосов, могут поменяться местами верхние и нижние голоса, могут появиться добавочные подголоски, может сократиться или расшириться объем голосов, но при всем этом остаются неизменными: основная мелодия, гармонические последовательности, ладовая и ритмическая структура.
Каждый руководитель профессионального или самодеятельного хора обязан овладеть приемами аранжировки хоровых произведений применительно к возможностям своего коллектива.

У руководителя, обладающего творческими способностями, возникает желание улучшить звучание произведения путем более сложных приемов его изложения. Может также возникнуть желание создать на основе имеющегося материала как бы новое произведение, придать ему черты «своего» восприятия заложенной в нем темы. Подобное обращение с материалом является обработкой.
Существуют различные формы обработки первоначальной темы. Например: к хору или сольной песне приписывается инструментальное сопровождение. В том случае, когда инструментальное сопровождение только дублирует вокальную партию, опираясь на гармонии, заложенные в первоначальном изложении, такое добавление занимает среднее положение между аранжировкой и обработкой. Аналогичное же положение занимает вариационное изложение некоторых строф песни при сохранении их количества и общего характера.

Трудно установить точную грань между аранжировкой и обработкой. Она заметнее проявляется в случае более значительного отхода от первоисточника.
Можно назвать наиболее распространенные виды обработок.
I. Записана сольная или хоровая песня. При воспроизведении полностью этой записи возникает желание дополнить ее инструментальным сопровождением. Такое сопровождение, не дублирующее вокальную партию, может быть построено на фигурациях (переборах), не выходящих за. рамки характера (стиля) основной темы и не нарушающих гармонических последовательностей, заключенных в ней.
II. При таком сочиненном сопровождении ради
прояснения общего звучания и избежания излишнего многозвучия можно изменить фактуру вокальной партии, сократив количество голосов,
III. Инструментальное сопровождение может не ограничиваться фигурациями (переборами). Хорошо звучат самостоятельные наигрыши, подчеркивающие образ основной темы и гармонически сочетающиеся с ее ладовыми, интонационными и ритмическими элементами.
IV. Более свободная обработка многострофных песен заключается в создании варьированных куплетов, более или менее отходящих от основной строфы.
V. Допустимо еще более свободное обращение с первоначальным материалом. Например: самостоятельное развитие, цитируемой песни (сочинение «на тему»), свободные изменения всей фактуры песни (рапсодия, фантазия) и много других возможностей.

Таким образом, по мере отхода от буквального повторения имеющейся записи обработка превращается в индивидуальный творческий замысел. Удовлетворительно осуществить его можно обладая творческими сочинительными способностями, владея техникой композиции, располагая достаточными познаниями в области вокально-хорового и инструментального изложения.
Можно сделать следующий вывод: аранжировкой обязан владеть каждый руководитель музыкального коллектива. Простейшие обработки также может осуществить музыкально грамотный руководитель. Но по мере усложнения замысла и фактуры обработка приближается к самостоятельному сочинению, доступному обладателям композиторского воображения и технического умения.
Александр Абрамский