Клубные вечера

Выпуск 6


Сборник песен, хоров и инструментальных пьес для народного, академического и эстрадного жанров

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В шестой выпуск «Клубных вечеров» входят произведения различных жанров разнообразного содержания. В. И. Ленину посвящены песни «Шли бурлаки» и «Рождалась искра». В песнях «Коммунист» и «Отполыхал в степи закат», «Остров свободы» тема — партия и революция. Два хора патриотического характера: «Ой да ты, Россия» и «Земля — планета». Тема труда отражена в песнях «Ой вы, девушки Сибири», «Комсомольский город» и в оркестровой увертюре «Праздник труда». Разного рода лирические и развлекательные сюжеты положены в основу остальных произведений. Для пополнения репертуара русских народных хоров в сборник включены народные песни, записанные в последнее время. Вокальные произведения публикуются без сопровождения и с сопровождением баяна. Для тех коллективов, в которых участвуют пианисты-концертмейстеры, 6 песен даются с сопровождением фортепиано. Пьесы, вошедшие в раздел эстрадной музыки, написаны для разных составов без участия фортепиано. В начале каждого раздела помещены методические указания относительно разучивания и концертного исполнения публикуемых произведений. Участникам художественной самодеятельности и их руководителям надо принять во внимание, что на концертную эстраду следует выносить только тщательно подготовленные сочинения. Для развития исполнительского мастерства и повышения культурно-эстетического уровня полезно разучивать произведения, превосходящие по трудности возможности данных исполнителей.

По степени трудности пьесы, входящие во все разделы этого выпуска, распределяются следующим образом:
1 группа (несложные): «Коммунист», «Остров свободы», «Ой вы, девушки Сибири», «Сибирский ленок», «Дорогой мой человек», «Хороши на Урале морозы», «Владимирские страдания», «Пьеса на молдавскую тему», «Эта встреча навсегда», «Волны стаей идут белокрылою», «Течет Волга».
2 группа (средней трудности): «Шли бурлаки», «Рождалась искра», «Комсомольский город», «У крыльца», «При широкой долине», «Земля—планета», «Друженька хорошенький»,«Как вечор был на вечере», Танец для двух балалаек.
3 группа (более сложные): «Весенняя песня»», «Ой да ты, Россия», «Отполыхал в степи закат», «Праздник труда», Песня для баяна, «Человек — огонек», «Молодежный вальс», «Счастливого пути».

Разучивание в репетиционном порядке пьес второй группы даст возможность слаборазвитым исполнителям хорошо подготовить для концертного выступления пьесы первой группы. Это относится и к тем участникам кружков, для которых трудны пьесы третьей группы, но которые могут хорошо справиться с произведениями второй группы. Нужно не забывать, что цель художественной самодеятельности не только концертные выступления, но главным образом общее культурное развитие участников. Руководитель является режиссером-постановщиком. Но его роль как педагога должна быть еще более значительной.
В сборнике помещена статья П. Макиенко «Как привлекать участников художественной самодеятельности к работе в хоровых кружках». Автор этой статьи долгое время руководил организованным им народным хором строителей в городе Воронеже. Сейчас он руководит областным профсоюзным ансамблем русской народной песни и танца в городе Орле. Делясь своим опытом с читателями, автор обращается только к тем руководителям, которые работают с хорами и ансамблями народного типа.
В том случае, когда исполнители и руководители чувствуют склонность к организации хора академического типа, условия работы будут иными.
В конце сборника помещены сведения о композиторах. Композиторы, произведения которых были помещены ранее, упоминаются в предыдущих выпусках «Клубных вечеров».

А. АБРАМСКИЙ

 

1. МАССОВЫЕ ПЕСНИ

 

Песня «Коммунист» написана для мужского состава. Припев может быть исполнен смешанным хором. В этом случае сопрано поют партию первых теноров, альты—партию первых басов. Если нота «фа» у первых голосов окажется слишком высокой для данного коллектива, то тональность можно понизить на тон, т. е. петь в «ре» миноре. Характер исполнения этой песни — строгий, сосредоточенный, ритм — чеканный. Запев исполняется негромко в манере речитатива. На словах «самый первый уйдешь ты в дорогу» звучность немного усиливается, слова «коммунист, коммунист» опять произносятся речитативом. Хоровой припев исполняется звучно, распевно. Триоли в партии баяна следует играть отрывисто, с маршеобразным оттенком.

При разучивании песни «Остров свободы» надо обратить внимание на акцентировку, указанную в нотах. Слова «свободный», «бесстрашный», «кубинский», «звучит над всей землей», «Куба», «Кастро», «здравствуй» произносятся с небольшим нажимом. В каждом куплете звучность постепенно нарастает от пиано до мощного форте. Темп — подвижный. Баянист должен отчетливо исполнять пунктирный ритм не заменяя его ровными восьмыми.

Песня «Шли бурлаки» — эпическая, рассказ о встрече юного Ленина с трудовым народом. Ее следует исполнять задумчиво, проникновенно. Заключительные строки: «Никто тогда не мог постичь, что перед ними шапку скинул зарею встреченный Ильич!»—исполняются в слегка замедленном темпе с подчеркнутой выразительностью. Пианист должен обратить внимание на бурлацкую полевку «Эй, ухнем!», встречающуюся в, 5, 7 и 9 тактах, а также в предпоследнем такте. Ее следует немного подчеркнуть, не слишком выделяя. В партии левой руки отражена тяжелая поступь бурлаков. Эту партию нужно исполнять не легато, но и не отрывистым стаккато. В правой руке — напевные легато.

«Ой вы, девушки Сибири!» — песня о великих стройках. В соответствии с текстом, в исполнении этой песни соединяются широта, полнозвучие и ласковая улыбка. После каждого небольшого музыкального предложения, соответствующего одной строке текста, находится пауза. Это дает возможность любым, даже начинающим, еще недостаточно владеющим дыханием певцам легко исполнять эту песню. Вместе с тем надо следить за тем, чтобы паузы (цезуры) не разрывали общего течения мелодии. Для этого надо избегать акцентов в конце музыкальных предложений, оставляя их как бы незавершенными. Только в последнем предложении должно прозвучать окончание всей мелодии. В хоровом припеве на первом слоге в слове «котлованом» (и в соответствующих словах в остальных куплетах) следует немного задержаться (поставить фермату), но задержка эта должна быть едва заметной.

 

2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ХОРА

 

В запеве хора «Рождалась «Искра» тенора и басы создают гармонический фон и поют приглушенно. Солист поет полнозвучно, ритмически свободно, следуя развитию повествования. При вступлении всего хора следует обратить внимание на точность интонирования хроматизмов. В связи с одинаковым ритмическим рисунком всех партий надо добиваться гибкости и осмысленности фразировки. Этим способом можно избежать рублености ритма. Во втором куплете хор, вступая на словах «что станет», слоги станет поет без паузы. Эпический характер этого произведения требует негромкого вдумчивого исполнения.

«Отполыхал в степи закат» — рассказ о гибели Чапаева. Как и предыдущее произведение, он носит эпический характер, но с сильным драматическим развитием. Раскрытие драматизма этого повествования достигается постепенным усилением звучности и нарастанием взволнованности. Например, высокое «соль» у первых теноров в первом куплете на слоге Ча-пай берется mp, а в третьем куплете на слове след берется f. До-мажорное трезвучие в высоком регистре, появляющееся во 2-м куплете на слове Ча-па-ев, в 3-м — на словах Вол-на се-да-я и в четвертом — на словах власть ра-бо-чих, следует исполнять с каждым разом все громче.
Реплики теноров в 3-м куплете — «Беда!» — должны перекрыть звучность всего хора. Певцы, для которых нота «ля» в этих репликах трудна, могут остаться на ноте «ре» в 1-м случае и на ноте «ми» — во втором. Распев всего хора в 3-м куплете на гласных а-о-у звучит как стон, начинается ff и постепенно стихает. Несмотря на интонационную несложность, исполнение этого произведения доступно только опытным певцам.

«Весенняя песня» написана для женского хора. Она может исполняться также детским хором. Для раскрытия веселого и задорного образа весны требуется исполнять это произведение легким звуком, точно соблюдая все динамические оттенки, стаккато, акценты, паузы, строгую ритмичность. Следует обратить внимание на точность интонирования до # - мажорного трезвучия на слове «сад» и до # — минорного трезвучия на слоге «кри-чат». От чистоты интонирования этих трезвучий зависит устойчивый переход к основной тональности — ми мажор. При необходимости можно понизить тональность на 1/2 тона, т. е. исполнять этот хор в миb мажоре.
В хоре «Ой да ты, Россия» при интонационной несложности некоторые исполнительские трудности содержатся в ритмическом и динамическом разнообразии. Динамические оттенки подчеркивают эмоциональное и смысловое значение отдельных слов и фраз. Рекомендуется начать разучивание этого хора с ровного исполнения mf. Вторые тенора вместо высокого «ля» на слоге «пол-на» могут взять «ля» октавой ниже вместе с басами. После того как исполнители твердо запомнят свои партии, можно перейти к трактовке отдельных фраз в соответствии с авторским замыслом.

Хоровая песня «Комсомольский город» исполняется в легком движении. Звук, как бы возникая издали, постепенно насыщается. Со слов «через степи, через ночи» исполнение становится энергичным, звонким. При вступлении теноров и басов на словах «Здравствуй, город» следует силу их звучания соразмерить со звучанием женских голосов. При переходе к f надо тщательно выровнять все регистры для того, чтобы средние регистры не заглушались, а высокие не слишком выделялись.

Лирический, задумчивый хор «У крыльца» исполняется негромко, без нажима, не спеша. Только слова «Что же вы задумали» произносятся как вскрик — сильно и отрывисто. Звучание хора приноравливается к сольной партии. Первую половину своей партии солистка поет спокойно, как воспоминание. Во второй половине («Но весна кончается») возникает взволнованность и большая насыщенность. Следует избегать эмоциональных преувеличений, надрывности, тоскливости. Эти замечания относятся и ко всему хору. При переходе от пения закрытым ртом к пению с текстом допускается едва заметная цезура ради правильной атаки звука. Промежуточные динамические оттенки, не указанные в партитуре, зависят от трактовки сольной партии. Хор должен гибко откликаться на замысел солиста. Произведение заканчивается рр и с замедлением.

Хор «При широкой долине» носит шутливый характер. Он требует подвижного, гибкого исполнения. Для начинающих коллективов некоторые трудности заключаются в модуляционных сопоставлениях. Эти сопоставления связаны с чередованием звуков «си» и «сив» в разных голосах. Надо обратить особое внимание на точность интонирования этих звуков. При повторении первой темы в конце произведения следует слегка подчеркнуть вступление каждого голоса, создавая таким образом ритмическую имитацию.

 

3. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА

 

Песни «Сибирский ленок», «Земля - планета», «Как вечор было на вечере», «Друженька хорошенький» и «Владимирские страданья» могут исполняться хорами, диапазон которых ограничен нотой «ре» 2-й октавы. Для исполнения остальных песен требуются более высокие голоса. Лирическому содержанию песен «Сибирский ленок» и «Дорогой мой человек» соответствует мягкость звучания без форсированного звука, гибкость фразировки, замедление при окончании.
Содержание и мелодика песен «Земля — планета» и «Хороши на Урале морозы» требуют плотного звучания с нарастанием к окончанию.

При исполнении народных песен Кировской и Владимирской областей не следует пытаться подражать певческой манере, свойственной этим областям. Приемы, сложившиеся в данном коллективе, соответствующие местному фольклору, применимы и при исполнении народных песен других областей. Необходимо обратить внимание на характер каждой песни. «Как вечор было на вечере» — тихий, спокойно развивающийся рассказ о приезде жениха в дом невесты. «Друженька хорошенький» — веселое свадебное величание с шутливым оттенком«Владимирские страданья» относятся к типу припевок, исполняющихся звучно и задорно.
При разучивании произведений этого раздела следует обратить внимание на встречающиеся хроматизмы: «си» и «сиb» в песне «Сибирский ленок», «ми» и «миb», «фа» и «фа# » в песне «Дорогой мой человек». Очень своеобразно чередование звуков «ми» и «миb» у альтов в песне «Как вечор было на вечере». Необходимо добиваться точности интонирования этих нот.

 

4. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

 

Увертюра «Радость труда» может войти в репертуар оркестров, обладающих достаточным опытом. Написанная в форме сонатного аллегро, она построена на контрастности веселой, подвижной
1 темы (цифра 1) и напевной подъемной 2-й (цифра 3).
Место разработки занимает новая тема героического характера. Следует выделить проведение ее скачала баянами и балалайками-примами (цифра 9), а затем басами (цифра 10). Весь средний эпизод идет с постепенным нарастанием. Здесь следует избегать какого-либо спада звучности. В репризе 2 тема (цифра 15) должна звучать более подъемно, чем в экспозиции. Заключительная часть (цифра 18) исполняется быстро, звучно, энергично.

В трактовке этого произведения основную роль играет не отделка деталей, а общая линия порыва и задора.
Две балалаечные пьесы не трудны. Они предназначены не только для концертного исполнения, но и для разучивания с педагогическими целями. Овладев этими пьесами, исполнитель может перейти к более сложным произведениям.

В «Песне» для баяна соло главное — ее контрапунктический характер. Нужно тщательно подчеркивать каждый голос в правой и левой руке. Сила звучания должна быть так рассчитана, чтобы, начав рр, постепенно дойти до ff, не разрывая напевности.

 

5. ЭСТРАДНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Сольные песни: «Эта встреча — навсегда», «Волны стаей идут белокрылой» и «Течет Волга» различны по теме, следовательно, и по манере исполнения. Первая песня звучит как изящный вальс, пронизанный мягкой светлой лирикой. Петь следует негромко, не усиливая звука на высоких нотах.
Вторая песня написана для тенора или баритона. Патриотическое содержание обуславливает соответствующую трактовку. Здесь уместны насыщенный звук, четкость ритма, неторопливость.

Песня «Течет Волга» исполняется широко, распевно в первой части и очень лирично во второй. Она написана для низкого женского голоса, но может хорошо прозвучать и в мужском исполнении. Для этого надо изменить тональность. Для тенора— си минор, т. е. мелодия начинается с ноты «до#» Верхняя нота в этом случае будет «соль». Для баритона — соль минор, т. е. мелодия начинается с ноты «ля». Верхняя нота —«миb».

Две песни «Человек — огонек» и «Комсомольская площадь» написаны для солиста и хора. Вторую песню можно исполнять также дуэтом. В песне

«Человек — огонек» большое значение имеют динамические оттенки. Они связаны со смыслом каждого куплета. Следует обратить на них особое внимание.

«Комсомольская площадь» исполняется весело, с задором, как быстрый танец.
В инструментальных партиях «Молодежного вальса» нет особых трудностей. Вместе с тем своеобразие гармонического языка и быстрый темп потребуют от исполнителей внимательного и продолжительного разучивания. Следует строго придерживаться указанного темпа, нигде не замедляя быстрого течения музыки. Красочность исполнения достигается точным следованием динамическим оттенкам, расставленным в партитуре. Дирижер должен установить такой темп, при котором музыканты играли бы свободно, не иока1жая своих партий.

Фокстрот «Счастливого пути» может исполняться как концертная пьеса и как музыка для танцев. В первом случае более выделяются сольные эпизоды. Во втором — преобладает общая строгая ритмика.

 

СВЕДЕНИЯ О КОМПОЗИТОРАХ

 

Мелодии Б. Мокроусова давно полюбились самым широким массам. Люди старшего возраста помнят его первые песни, такие, как «Милый мой живет в Казани», «Из-под камушка». В период Великой Отечественной войны большое внимание привлекли песни: «Песня защитников Москвы», «Песня русских богатырей». Всем известны лирические песни Б. Мокроусова — «Хороши весной в саду цветочки», «Одинокая гармонь», «Горят костры далекие», «Жди солдата», «Сормовская лирическая», «Когда поет далекий друг» и многие другие. В его творческом богаже находятся крупные сочинения: опера «Чапаев», оперетта «Роза ветров», камерные произведения, музыка к спектаклям и кинофильмам.

М. Чумаков — художественный руководитель Волжского русского народного хора. Длительная связь с профессиональными и самодеятельными коллективами способствовала проникновению в его творчество народных интонаций. Произведения М. Чумакова отличаются напевностью и большой выразительностью.

Творчество Г. Попова очень разнообразно. 5 симфоний, из них 4-я для солистов и хора без сопровождения, вокально-симфоническая поэма «Былина про Ленина», «Дивертисмент» в 10 частях, ряд камерных произведений, поэмы и сюиты для различных хоровых составов — вот далеко не полный перечень его сочинений. Много внимания композитор уделяет художественной кинематографии. Его музыка звучит в фильмах «Чапаев», «Повесть пламенных лет», «Казаки» и др. Тематическое содержание и музыкальный язык Г. Попова насыщены русскими классическими и народными традициями.

Г. Плотниченко живет и работает в Краснодаре. В его творчестве заметна связь с местным казачьим фольклором. Знаток хорового письма, он сочиняет также пьесы для оркестра народных инструментов, для фортепиано и эстрадных ансамблей. Ему принадлежат обработки казачьих кубанских песен.

Произведения Г. Смирновой входят в репертуар многих академических и народных хоров. Песня «Земля — планета» впервые исполнена Северным русским народным хором.

Руководитель популярного эстрадного ансамбля Б. Тихонов сочиняет песни и инструментальные пьесы. В последнее время он часто обращается к русскому народному хору, находя своеобразные простые средства музыкальной выразительности.

В. Григоренко — молодой автор ряда хоровых и оркестровых произведений. Он неоднократно участвовал в экспедициях по записи русских народных песен. Эти поездки сказываются на его творческой направленности. В сочинениях В. Григоренко чувствуется влияние хороших фольклорных образцов.

Народные инструменты — основная область творчества Н. Чайкина. Большой известностью пользуется его концерт для баяна с оркестром. Кроме сольных и оркестровых произведений, он пишет массовые и эстрадные песни.

Музыка Г. Камалдинова звучит в спектаклях драматических театров Москвы и других городов. Многие его пьесы входят в репертуар оркестров народных инструментов. Ему принадлежат сочинения для симфонического оркестра и для различных камерных ансамблей. Он является также автором песен и обработок русских народных напевов.

В. Черни— чешский композитор, автор популярных песен и танцев.

Ю. Блинов — музыкальный редактор и автор ряда пьес для народных инструментов.

С. Стемпневский работает в различных жанрах. В список его сочинений входят симфонические произведения, кантаты, поэмы для оркестра народных инструментов, фортепианные и скрипичные пьесы, музыка к кинофильмам. Он является также автором романсов, песен и обработок народных записей. С. Стемпневский неоднократно участвовал в фольклорных экспедициях.

Массовые и эстрадные песни — основная область творчества М. Фрадкина. Патриотические и лирические песни: «Песня о Днепре», «За фабричной заставой», «Вернулся я на родину», «В белых просторах», «Комсомольская песня» (комсомольцы-добровольцы), «Ходит по полю девчонка», «Ожидание», «Песня о любви» и многие другие широко известны. М. Фрадкин пишет также музыку к спектаклям и кинофильмам.

Ю. Чичков—автор сочинений для фортепиано, симфонического и духового оркестров, сольных инструментальных пьес, романсов. В последнее время он уделяет много внимания песням массового, эстрадного и народного жанров.

Молодым композитором Е. Стихиным созданы крупные хоровые и оркестровые произведения и ряд вокальных и инструментальных пьес. Напечатанный в настоящем сборнике «Молодежный вальс» пришел с экрана.