Клубные вечера

Выпуск 6


Сборник песен, хоров и инструментальных пьес для народного, академического и эстрадного жанров

 

КАК ПРИВЛЕЧЬ УЧАСТНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К РАБОТЕ В ХОРОВЫХ КРУЖКАХ

 

Хоровое пение является основным жанром русского народного искусства. Веками Русь поет широкие и вольные песни, отражая в них свою героическую историю. Певческие артели возникают стихийно — на работе, на отдыхе, на празднествах, во время исполнения бытовых обрядов.

Песни исполняются и без сопровождения и под гармонь, баян, балалайку, жалейки и другие народные музыкальные инструменты.
В процессе исторического развития русская народная песня обрела новую форму. Появилась современная народная песня с ее свежими ритмами, новым идейным содержанием. Выросла из народа и художественная самодеятельность, К ее услугам как в городской, так и в сельской местности прекрасные Дворцы культуры и клубы, музыкальные инструменты и специалисты-педагоги.
Говоря откровенно, те возможности, которые предоставлены художественной самодеятельности, в достаточной мере не используются. Многие клубы и Дворцы культуры неохотно занимаются развитием и ростом хоровой художественной самодеятельности, ограничиваясь кружками сольного пения и эстрадными инструментальными ансамблями.

Это не может не волновать тех музыкантов, которые в какой-то степени связаны с хором.
Задача настоящей статьи — рассмотрение вопросов, связанных с организацией народных хоровых коллективов.
Создавая хоровой коллектив в клубе, в цеху или Красном уголке, руководитель прежде всего должен ясно представить цель этой большой и трудоемкой работы. До сих пор в практике наблюдаются хоры-однодневки, создаваемые к смотру или празднику.
В таком случае порочно не только то, что после большой проделанной подготовительной работы, дав 2—3 концерта, хор перестает существовать. Еще порочнее «почивание на лаврах» коллективов, случайно отличившихся на смотрах. Лучше всего вопрос о создании хора обсудить на широком активе комсомола и профсоюзной организации, пригласить представителя хорового общества и создать его первичную организацию. Если такое собрание закончить коллективным пением популярных песен и вечером отдыха, то нет сомнения, что на первую репетицию придет большое количество молодежи.

 

ПЕРВЫЙ СБОР

 

До появления объявления об организации хора и сообщения об этом по местному радио, руководитель должен различными путями получить сведения об имеющихся на производстве или в общежитиях певцах и, по возможности, пригласить их лично. От них можно узнать и о других поющих юношах и девушках. Иногда певцы сообщают имена своих напарников, которые когда-то пели с ними в ансамблях. Таким образом, у руководителя до первого сбора организуется творческий актив. Если встречи с этим активом происходят в клубе, вблизи инструмента, то певцы в тесном кругу могут показать свои исполнительские возможности. Это в значительной степени облегчит первую репетицию.

Но вот, в назначенный день и час собралась молодежь. Не рекомендуется закрывать дверь и точно по объявлению начинать репетицию. Это приведет к тому, что задержавшиеся певцы постесняются войти и окажутся вне коллектива.
Лучше всего первую встречу провести в виде непринужденной беседы, а о точном начале занятий и дисциплине поговорить уже на регулярных занятиях.

Желательно в первый урок, когда идет сбор, провести прослушивание пластинок или магнитофонных записей. Руководитель должен к этому тщательно подготовиться. Записи должны соответствовать типу такого хора, который решено создать в данном клубе.
Во время прослушивания руководитель дает пояснения к песням и сообщает участникам краткую характеристику хора-исполнителя. Если руководителю удастся показать в звуковой записи сразу несколько хоров, то желательно подчеркнуть контрастность в их манере. Например, рядом с Воронежским хором показать Северный народный хор и разъяснить их характерные особенности.
Таким образом руководитель подготовит будущих его воспитанников к вопросу о местной манере пения. Участники сами решат вопрос, к которому из прослушанных хоров больше подходит их певческий почерк. Руководитель может в итоге сообщить: наш хор по своей манере пения будет хором-спутником такого-то известного в стране хора.
Рекомендуется первую беседу не затягивать, не допускать беспорядочных споров, пауз, заминок. Все должно настраивать участников на то, чтобы скорее начинать петь.

Не рекомендуется руководителю самому составлять список с подробным опросом каждого участника.
Молодых участников, особенно девушек, часто стесняет вопрос об их возрасте, профессии, образовании. Форма опроса, заготовленная заранее руководителем, может быть следующей:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Место работы и должность.
3. Домашний адрес.
4. Домашний телефон и телефон производства. Список по этой форме а перерывах заполняется кем-нибудь из участников по поручению руководителя. Дополнительные данные заполняет сам руководитель в ближайшие дни, знакомясь индивидуально с каждым участником.
В дополнительных графах указывается:
1. Образование.
2. В какие смены на производстве работает участник.
3. Дата поступления в хор.
4. Диапазон голоса и музыкальные данные участника.
5. Точная дата рождения.

Последняя дата нужна руководителю хора для того, чтобы знать день рождения каждого участника и своевременно (на репетициях) организовать коллективное поздравление. Эти торжества отнимают несколько минут рабочего времени, однако внимание, проявляемое к каждому участнику, укрепляет авторитет руководителя и сближает людей в коллективе, воспитывает хорошую традицию.

Иногда практикуется на первом организационном занятии до или после спевки выбирать органы самоуправления, т. е. художественный совет, или назначать старосту коллектива.
Однако это дает сомнительный результат.

Такая спешка часто приводит к неудачам. Не изучив достаточно участников, нельзя доверять организацию дружного коллектива лицам, которые при первой встрече в какой-то степени проявили организаторские способности. Бывает, что первое впечатление о человеке не оправдывается в процессе дальнейшей работы.

Художественный совет выбирается спустя 2—3 недели. Председатель совета или староста должен быть не только хорошим и подвижным организатором. Он должен пользоваться всеобщим уважением в коллективе.
Не рекомендуется поручать эти обязанности лучшему солисту или ведущему запевале, так как у менее способных солистов создается мнение, что руководитель ущемляет их, поручает запевать только старосте.

 

ПЕРВАЯ СПЕВКА

 

В ходе первой спевки достигаются две цели. Первая состоит в том, чтобы участники разошлись с репетиции максимально довольными. Вторая цель в том, чтобы руководитель изучил в некоторой степени возможности коллектива, понял его достоинства и недостатки. В начале руководитель должен проверить диапазон голосов участников и степень развитости музыкального слуха. Индивидуальную проверку делать не следует, ибо это не дает результата, а отнимает много времени. По многолетнему опыту быстрейший результат достигается следующим образом: руководитель просит участников самим разделиться на 2 группы голосов — высокие и низкие. Многие участники знают свой голос. Высокие рассаживаются слева от руководителя, низкие — справа.
Образуется группа «нейтральных». Они заявляют: «А мы не знаем, каким мы голосом поем». И здесь тоже индивидуальную проверку производить не следует. Участники ждут начала пения и.с этим медлить нельзя. Руководитель уже подготовил песню для начала. Эта песня не сложная, знакомая участникам. Для центральных областей России рекомендуется песня «За горою у колодца». В ней два голоса звучат довольно ярко.

Вы услышите доминирующую первую партию. Большинство участников поют основную мелодию. Основную мелодию поют и все певцы с менее развитым музыкальным слухом. Руководителю необходимо проверить слух участников.
Он предлагает спеть второй голос, сам проигрывает партию и поет ее. Сразу же кто-то будет продолжать петь первую партию. Руководитель меняет тональность. Положение не меняется. Значит, есть певцы с низкими слуховыми данными. Их нужно взять на учет для индивидуальной проверки.
Затем руководитель дает третью партию. Желательно, чтобы она была на устойчивом звуке и не походила на основную. Например, в песне «За горою у колодца»:

Как собрать хор

Эту партию поет весь хор. Руководителю не трудно расслышать певцов, которые хорошо ведут 3-й голос. Выявлена группа низких голосов. Их нужно сразу же включить в список. (К партии третьих голосов проявляется особое внимание. Русский народный хор без 3-х голосов неполноценен. Известно немало случаев, когда серией вокальных упражнений удается находить их среди эстрадных певцоа и сопрано хоров общего типа, которые в свое время не были замечены при переходе на закрытый звук.)
После этого хор возвращается к двухголосию. Третья партия выключена. Тональность дается та, которая характерна для данной местности Несколько пропеваний одного и того же куплета выявляют певцов, которые принадлежат, бесспорно, к первой партии. После каждого пропевания следует пересаживать певцов с ярким верхним голосом в одну группу, именуя ее «звонкоголосой». Это помогает способным певцам побороть в себе робость и запеть звонко, чтобы попасть в эту группу. Нужно помнить, что многие певцы на первых занятиях робеют.

После комплектования группы первых голосов руководитель подходит к самой тонкой части своей работы по отбору. Остались промежуточные голоса — вторая партия. Надо не забывать, что она самая ответственная в хоре.
Как правило, после низких третьих и звонких первых, партия вторых голосов самая массовая.
Пока не было закрепленной разбивки по голосам, руководитель группу вторых голосов считает резервной. Из этой группы пополняются первая и третья, после выявления ярких голосов высокой и низкой тесситуры. В народном хоре нужно не допускать перенасыщенности верхних голосов. Пропорция численности певцов в партиях примерно такая: по одной четвертой части первых и третьих и две четвертых — вторых голосов. Это значит: из 40 человек хористов — 10 высоких, 10 низких и 20 средних женских голосов. В дальнейшей работе руководитель переводит из верхних голосов в средние певиц с кричащим или сиплым звуком, добиваясь того, чтобы верхние голоса были только прозрачными и звонкими.
Часто в народный хор приходят певицы, которые уже пели в хоре общего типа. Таких певиц, в том числе и сопрано, нужно зачислять только во вторые, т. е. средние голоса. При достаточной индивидуальной работе с ними легко добиться характерного грудного звучания. В том случае, если певица усвоила прием извлечения звука в грудном регистре и по высоте достигает потолка верхних голосов, руководитель переводит ее в первую партию.

В качестве вокального упражнения для выяснения возможности перехода от академической манеры пения к народной хороший результат дает песня В. Захарова «Хороши вы, июльские ночи», первая ее часть. Запев начинается с ноты «соль» малой октавы, ведется открыто только тихим звуком, затем звук усиливается. А в конце запева добавляется один такт с нисходящим движением:

Работа в хоре

Этой концовкой на полном звуке легко выявляются третьи низкие голоса.
Таким образом комплектуется трехголосный женский народный хор.
При наличии мужского состава для закрепления третьей партии ее нужно объединять с высокими мужскими голосами, поручая им одну и ту же партию, делая разделения только в том случае, если тенорам потребуется уйти ниже звука «фа» малой октавы.
В первую репетицию мужской состав (а он всегда бывает малочисленным) наблюдает за пением девушек. Лишь в конце репетиции руководитель, разбив мужчин на две партии, пробует пропеть в два голоса известную песню, например, «Березы» М. Фрадкина (вторую ее часть), «Ой, девчата» Н. Поликарпова или «Геологи» А. Пахмутовой. Если нет ярких теноров и 2-х партий достичь не удается, нужно добиться слаженного унисона.

Как мы уже сказали, в первую репетицию руководитель должен не усложнять занятия, чтобы не допустить разочарования участников. Если состав хора слаб, и в женской группе трехголосья достичь нельзя, то вначале выделять третий (низкий) голос не следует. В таком случае нужно комплектовать трехголосный хор такого состава: два голоса женских и один мужской. Мужская группа зачастую неопытными руководителями используется ниже своих возможностей. В трехголосном хоре мужская группа должна прозвучать звонко и ярко. Это достигается следующим образом: руководитель должен добиться от мужчин по возможности высокого звучания, чтобы вверху у них хорошо звучали ноты от «фа» малой октавы до «ре» первой октавы.

Следует избегать дублирования мужчинами основной женской партии октавой ниже. Это пагубно для хора. Здесь не нужно много слов. Нужно переходить к делу. В качестве первой песни хорошо взять «Ревела буря» в следующей редакции:

Учимся петь в самодеятельном хоре

Запев двух первых строк — женский унисон. В третьей строке женские голоса разделяются на два, мужчины почти дублируют второй женский голос. Лишь в четвертой строке появляется самостоятельное трехголосие.
Остается добиться активного звучания. На этом можно и закончить первую спевку. Послушав групповое пение, руководитель уже может представить творческое будущее своего коллектива.
Закончить первое занятие нужно беседой, в которой руководитель излагает коллективу свои творческие планы. Он рассказывает хористам, что они будут разучивать в дальнейшем, где будут выступать с концертами, каким образом изучать нотную грамоту, когда и как начнется работа по «постановке» голоса. После занятия руководитель оставляет для индивидуального знакомства группу певцов, которые держат себя менее активно из-за слабых музыкальных данных. В небольшой группе легче проверить диапазон голоса и слух. Можно попросить каждого пропеть по-одиночке.

Напрашивается вопрос: как быть с теми участниками, у которых обнаружится слабый голос или недостаточный музыкальный слух? Практика подсказывает, что решение об исключении таких участников из хора может оказаться опрометчивым. Это травмирует человека, желающего заниматься в коллективе. Если голос звучит слабо, но слух устойчивый, такого участника отчислять нельзя. Возможно, что он обладает голосовыми данными, но они не развиты. При усвоении народной манеры пения голос раскроется. Такой певец себя покажет в дальнейшем.
Другое дело, если у участника хороший голос и песен он знает много, но поет «мимо гармошки», как иногда заявляют сами певцы. Здесь нужен терпеливый подход.

Каждый человек от природы имеет музыкальный слух. Попробуйте в беседе с таким участником, у которого с первой проверки слуха как бы не оказалось, наиграть популярную песню с ошибками и посмотрите, как он будет реагировать на это. Он заметит ошибки. Значит человек имеет музыкальный слух, но у него слабо развита координация слухового и звукообразующего аппаратов.
(Известны случаи, когда профессиональные музыканты, отлично владеющие инструментами, сочиняющие музыку, поют неточно те ноты, которые они отлично читают в уме. Но при хорошей сосредоточенности они извлекают голосом нужные ноты с большой точностью.)
Таких певцов надо разубеждать в том, что у них нет слуха и, выяснив диапазон их голоса, пригласить в соответствующую голосовую партию. В таких случаях руководитель дает указание певцу петь на первых порах очень тихо и прислушиваться к соседу. Место в хоре ему нужно давать рядом с певцом с ярким и красивым по тембру голосом и с точным музыкальным слухом.
Надо твердо помнить, что все люди, желающие слушать музыку, имеют слух. И при их желании задача руководителя —научить их петь.


 

ПОПОЛНЕНИЕ ХОРА

 

Молодежь всегда проявляет интерес к новому коллективу. Но не все желающие приходят на первую спевку. Часто даже хорошие исполнители чего-то выжидают, приходят позже или не приходят вовсе в зависимости от того, как будет поставлена работа в хоре с первых дней. Чуткое отношение к участникам, хороший репертуар и четкая работа обеспечат регулярный приток новичков.
Всегда у хористов спрашивают в общежитии и на работе: проверяют ли голоса при приеме в хор? Если проверяют, то многие желающие петь в хоре не приходят, боясь публичного экзамена. Поэтому экзамен проводить не рекомендуется. Новичкам, руководитель разрешает присутствовать на репетиции, а после нее беседует с вновь пришедшими певцами и в ходе беседы определяет их данные, как было сказано выше. Если появилась необходимость индивидуального прослушивания певца при поступлении, нужно заставить его пропеть популярную песню в разных тональностях. Песня должна соответствовать творческому направлению хора. Не достигает цели прослушивание певца народного хора в эстрадном репертуаре. Не дает точного представления о голосе певца народного хора и исполнение упражнений путем арпеджирования. Живая песня дает лучший результат.

Если певца прослушать не удается, можно посадить его в хор во вторую партию и наблюдать в течение нескольких занятий.
Полезно установить хорошую традицию в хоре, чтобы каждый новичок был окружен вниманием коллектива.

 

РЕПЕРТУАР

 

Первая песня, включенная в репертуар, в некоторых случаях решает дальнейшую судьбу хора, неудачно подобранная первая песня может сразу же оттолкнуть определенную группу участников.

Создавая народный хор, руководитель должен помнить, что в наше время значительная часть молодежи находится под влиянием эстрадной музыки и, к сожалению, немалый процент под влиянием не лучших ее образцов. Плохо, когда руководитель с первых же занятий подвергает критике эстраду как жанр, недооценивает стиль пения в хорах общего типа, академических и лишь народную манеру пения ставит на первый план как единственно правильную. Такой подход создает нездоровую настороженность и ни в какой мере не служит средством сближения руководителя с коллективом. Руководитель должен быть выше спора о жанрах. Лучше всего предложить участникам русскую народную песню с глубокой мыслью, красивой мелодией, хорошим текстом и приятным и легким голосоведением, то есть не словом, а делом показать что хорошо, а что плохо. Пусть они сами разберутся!
В первую программу желательно вводить современные несложные песни из репертуара профессиональных народных хоров. Причем, если укомплектована мужская группа, то наряду с общими хоровыми песнями, подготовить песни отдельно для женского и мужского ансамблей.

В последние годы группа композиторов-песенников создает как самостоятельный жанр песни эстрадно-народного плана. Это песни, построенные на народных интонациях с подкупающим слушателя живым ритмическим рисунком, а также песни в ритме вальса и других танцев, частушки и припевки. Ценность этих песен заключается в том, что их принимают в равной степени и крестьяне, и рабочие, и студенты, люди всех возрастов и культурного уровня. Для народного хора песни такого рода являются связующим звеном между эстрадным репертуаром и подлинно народной классикой.
Часто участники сами подыскивают репертуар и предлагают его руководителю. С мнением участников нужно считаться и поддерживать их инициативу. Однако идти на поводу нельзя, если предложенная песня не соответствует творческому направлению коллектива.
Позже, когда руководитель начнет работу с солистами, такие предложения участятся. Певцы, подражая известным профессиональным артистам, часто переоценивают свои возможности. Это влечет к последствиям, противопоказанным в художественном воспитании певца и коллектива в целом. Репертуар хора прежде всего должен быть посильным, это сохранит его от создания плохих вариантов хороших песен, от пародийности.
Первая песня в репертуаре хора должна быть предельно ясной, актуальной по тематике. Она должна вначале покорить самого исполнителя, тогда он донесет ее до слушателя.
В первой программе желательно использовать современные песни родного края, песни местных композиторов, а также современные песни, исполняемые известными народными хорами. Если хор состоит из певцов с различной песенной манерой, то старинную народную песню в первую программу вводить не следует.

Такой начинающий коллектив еще не подготовлен для исполнения старинных народных песен.
Для того, чтобы подготовить хор к правильной трактовке песен русской старины, руководитель должен с первых дней организации хора начать медленную, но систематическую методическую работу. Певцов нужно убедить в том, что исполнение старинных песен для них полезно не только для воспевания родного края, но и для того, чтобы научиться хорошо петь современные народные песни. Руководитель подбирает две народные песни — протяжную и игровую и составляет план распевок хора на мелодиях этих песен. В начале каждой репетиции хор поет как вокальное упражнение унисоны и многоголосные отрывки протяжной песни. Полезно давать песню не от начала до конца, а по отдельным предложениям.
Вначале хор пропевает эти упражнения на гласные «а», «ё», «е», «ю». У неподготовленных певцов получается резкое, сдавленное горловое звучание. Следует постепенно добиваться смягчения и округления звука. Позже те же упражнения можно петь с текстом.
Берясь за такого рода распевки, руководитель должен избежать опасности, которая иногда может привести к непоправимой ошибке. Опасность эта заключается в следующем:
При неумелом подходе руководителя хор не достигает характерного народного звучания, и такое пение не вызывает у участников любви к русской народной песне.

Когда несколько предложений протяжной песни будет не только разобрано, пропето, но и выучено, руководитель может попробовать соединить их. И вот певцы услышат в своем исполнении протяжную русскую народную песню. Первую такую песню нужно, как распевку, учить 2—3 месяца в начале каждого занятия. Ни в коем случае нельзя спешить, чтобы скорее ее запеть. Спешка помешает певцам вжиться в характер песни. Первой песней-распевкой должна быть песня широкая, протяжная, сложная. Короткая мелодия быстро надоедает. Поэтому хорошо использовать для распевок такие песни, как «Уж ты, степь», «Горы Воробьевские», «Ах, не одна во поле дороженька», «Ты взойди, солнце красное» и т. п.
Только после того, как хор овладеет этими материалами по-настоящему и руководитель услышит то, чего он хотел достичь, можно ввести песню в программу.
Распевки проводятся без сопровождения. Поэтому за тот период времени, пока песня находится в вокальной лаборатории, хор приучается к а-капельному пению.
Параллельно с введением протяжной песни необходимо работать и над игровой. Цель руководителя — воспитание любви к народной песне и народной песенной манере. Поэтому игровая или шуточная, так называемая «скорая» песня должна быть основана на хорошем тексте и живом ритме. Певец должен приучиться к контрасту в русской народной песенности: или глубокое раздумье, светлая грусть, или безудержное веселье.

«Скорую» песню первоначально нужно разучивать также в форме распевок. В репертуаре народного хора не должно быть крайностей, т. е. уклонения в какую-то одну сторону. Старинная,современная, грустная и веселая песня, а также лирическая припевка и бойкая частушка должны иметь равноправное положение в репертуаре.
Идейное содержание программы современного народного хора должно быть очень высоким. Народный хор должен откликаться на важные события, происходящие в стране, воспевать трудовые подвиги советских людей, мужество героев, братские отношения между советскими людьми, природу, богатство нашей Родины. Современность репертуара, таким образом, является основным телом и мозгом программы хора, а старинная русская народная песня — ее крыльями, которые несут песню в массы на глубокой, осмысленной музыкальной основе.

В хоре при первых же распевках выявляются певцы, обладающие красивым тембром и хорошей дикцией. Это будущие запевалы и солисты. Солистов нужно бережно растить. Однако в первые месяцы работы коллектива показывать солистов не следует. В начале можно поручать им короткие запевы: В дальнейшем нужно вводить песни с более широким запевом, когда хор лишь повторяет 3-ю и 4-ю строки.
После того как хор зазвучит и запевалы почувствуют колорит народного хора, можно комплектовать ансамбли солистов: дуэты, трио и т.п.

Солисты, как правило, требовательны и самолюбивы. Руководитель в самом начале работы должен объяснить им, что солистом можно стать лишь после овладения приемами хорового, т. е. группового пения, что гораздо сложнее сольного исполнения песен.
Любители пения идут в хор не только для повышения своего мастерства, но и ради выступлений перед слушателями в залах и по радио. Поэтому нельзя на долго откладывать первый концерт. При правильной активной работе первый небольшой концерт можно поставить спустя два месяца со дня организации хора. Это мобилизует на дальнейшую работу и привлечет новых участников в молодой, еще неокрепший коллектив.

 

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

 

Что способствует прочности хорового коллектива, предохраняет от его развала?
Надо изучать характер каждого участника, знать его жизнь, работу, сочувственно относиться к его переживаниям. И, главное, не выпячивать отдельных способных певцов.
Больше петь, больше работать над песней, останавливать хор, поправлять его. У певцов наступает расхолаживание, когда песня разучивается пропеванием ее от начала до конца без остановок, пояснений.
Распевки не должны утомлять участников. Нужно добиваться сознательной дисциплины. Она достигается авторитетом руководителя. Мягкость и тактичность в обращении с товарищами, высокий культурный уровень, правдивость, чуткость и внимательность к участникам — непременное качество хорошего руководителя, уважаемого и любимого педагога.
При таких условиях устанавливается отличная дисциплина. А при отличной дисциплине хор не развалится. Он станет очагом культуры, эстетического воспитания, развития творческой инициативы, воспитания строителей коммунизма.
П. Макиенко

 

ОТ РЕДАКТОРА

 

В сложившемся и упрочившемся хоре возникают вопросы, связанные с его дальнейшим развитием. Эти вопросы разработаны в статьях, опубликованных в предыдущих выпусках «Клубных вечеров»:
1. А. Орфенов. «Советы певцу — участнику художественной самодеятельности» (вып. III, 1961 г.).
2. Н. Кутузов «О работе с русским народным хором (в помощь руководителям самодеятельных хоров)» (вып. IV. 1961 г.).