Клубные вечера Выпуск 14


советы фольклористу-любителю

 

 

КАК СОХРАНИТЬ НАРОДНУЮ МУДРОСТЬ

 

Магнитофонная запись песни — это как бы ее моментальная фотография. На ней запечатлены все детали звучания, зафиксированные в момент одного-единственного исполнения. Фотография может быть удачной и неудачной. Нечто подобное происходит и при записи фольклора. Одна и та же песня может быть исполнена мастером, посредственным певцом и совсем скверным интерпретатором. Естественно, что лучшим будет наиболее «нарядный» вариант песни, где талантливый исполнитель оттенит важные детали напева, расцветит мелодию искусными украшениями. Поэтому собирателю важно найти хорошего исполнителя и создать в момент записи такую обстановку, в которой певец чувствовал бы себя свободно, непринужденно и пел с большим подъемом и настроением.
Перед собирателем всегда стоят две ответственные задачи: заполучить искусных певцов и сделать технически безупречную магнитофонную запись. Обратимся сначала к первой из этих задач: как найти настоящего мастера народного вокала.
Начнем с того, что не повсюду песенные традиции одинаково богаты, не во всех селах вы встретите равных по мастерству народных певцов и поэтому слава об искусных исполнителях народных песен разносится широко по округе. Кто-то услышал, как поют они на покосе. Кому-то довелось присутствовать на свадебном торжестве с их участием. Многие были свидетелями, как с лихой песней пролетели звонкоголосые певцы на санях по городской улице во время праздника «Русской зимы».

В то же время почти в каждом коренном селе можно найти достаточно квалифицированных исполнителей народных песен, владеющих довольно разнообразным репертуаром. Но недостаточно записать лучших сельских запевал поодиночке: важно иметь в виду, что русская народная песня многоголосна. Только во взаимодействии голосов при хоровом изложении песни полностью раскрываются ее выразительные свойства. Поэтому для записи песни необходимо собрать нескольких исполнителей, и тут возникают очень сложные вопросы, связанные с комплектованием народного вокального ансамбля.
Если перед вами несколько хороших певцов, это еще не значит, что созданы условия для хорового народного исполнительства. Может так случиться, что вместо совместного пения между участниками такого случайного, искусственно собранного коллектива начнутся бесконечные споры, как вернее спеть ту или иную мелодию.

Происходят подобные недоразумения потому, что народное пение — это живой творческий процесс. Каждый исполнитель привносит что-то свое, индивидуальное в распев. При регулярном совместном пении новые мелодические находки поддерживаются остальными певцами и закрепляются в памяти. Так рождаются разновидности, варианты песен. ^Нередко можно встретиться с таким явлением, когда на разных улицах одного большого села ту или иную песню поют по-разному. Естественно поэтому, что когда вам порекомендовали обратиться к двум певицам, и вы убедились в том, что обе они прекрасно поют и обе знают много песен, прежде чем объединить их для записи, нужно еще выяснить, смогут ли они спеть вместе.
Еще одну важную деталь нужно не упустить при комплектовании певческой «артели». Во многих местностях с русским населением существуют развитые традиции многоголосия, когда голоса выполняют в хоре различную роль. Например, в степных районах Центральной черноземной полосы России ведущая роль отводится среднему голосу, принадлежащему запевале. Средней вокальной партии противопоставляется верхняя, расцвечивающая напев прихотливыми фигурами «подголоска». Нижний голос создает басовый «фундамент» напева. Кроме того, существуют промежуточные партии, то заполняющие звуковое пространство между основными голосами, то на время сливающиеся с одним из них.

Составить такой слаженный ансамбль, в котором певцы при полном взаимопонимании хорошо дополняют друг друга — нелегкая и увлекательная задача собирателя. Можно варьировать состав народного ансамбля: одну и ту же песню записать от двух, трех, пяти и более певцов и сравнить, как изменяется напев. Затем записать ту же песню одноголосно, от одного певца. Такой способ записи интересен как для науки, поскольку помогает выяснить законы народного хорового мышления, так и для музыкальной практики. Например, для разучивания песни с народным хором можно будет впоследствии составить партитуру с постепенным возрастанием плотности и сложности многоголосия: первый куплет (первую строфу) споет один певец, последующие куплеты исполняет дуэт, трио, квартет и, наконец, весь хор.
Но не стремитесь собрать большой коллектив певцов: лучших результатов многоголосного изложения, когда при прослушивании фонограммы слышны вокальные линии разных голосов, дает запись песни от группы певцов в пять — восемь человек. К тому же в малом по составу ансамбле каждый из певцов чувствует особую ответственность за качество исполнения и проявляет обычно большее вокальное мастерство, чем при пении в хоре.

Собирателю важно также помнить о том, что у каждой возрастной группы существует свой, достаточно самостоятельный и обособленный песенный репертуар. Молодые люди стремятся к новому. Они легко усваивают песенные новинки, следят за музыкальной «модой». У молодоженов появляются новые жизненные интересы. Все больше тянутся они к среднему поколению, живут уже его интересами, постепенно усваивают также и песни, любимые в этой среде. Следующая возрастная группа — люди, приближающиеся к пенсионному возрасту. Эти больше тяготеют ко всему традиционному. И, наконец, последний возрастной слой — глубокие старики. Они — подлинный кладезь знаний. В их памяти сохранились и песни времен далекого детства, юности, и песни, любимые в зрелом возрасте. Вспомнит кто-то из них, что певала в- прежние годы мать, бережно хранят заветы дедов. А если старик не утратил еще силу и гибкость голоса — он может оказать бесценные услуги собирателю.
Учитывая эти обстоятельства, собиратель может организовать свою работу таким образом, чтобы зафиксировать песенный репертуар разных возрастных групп.

Но вот вы нашли лучших певцов, выяснили, кто с кем привык петь, договорились с представителями одной из групп о том, что они соберутся вечером в доме запевалы. Но что же им петь? Участники ансамбля будут мучительно вспоминать какую бы песню спеть, и предлагать нечто случайное и малоинтересное.
Для того, чтобы не произошло подобного недоразумения, необходимо заранее подготовить перечень песен для записи, предварительно выяснить местный песенный репертуар, узнать что пели прежде на свадьбах, в хороводах, весной, летом, зимой, на масленицу и т. д. Не вспоминаются ли хорошие частушки, новые песни.
Готовясь к встрече с исполнителями, вы посмотрите свои записи в блокноте, выберете песни, представляющие для вас первоочередной интерес, и к моменту начала записи уже будете иметь названия не менее двадцати песен, которые вам хотелось бы зафиксировать.

Кстати, еще один совет, который может оказаться полезным. В тот момент, когда певцы поют хором, дорога каждая минута. Поэтому в тех случаях, когда песня записывается на магнитофон не до конца (об этом мы поговорим немного позже), можно записать поэтический текст лишь того отрывка, который был исполнен певцами. Затем вы переворачиваете страницу блокнота, оставляя место для продолжения незаконченного текста и переходите к записи очередной песни. На следующий день можно встретиться с лучшими знатоками фольклора порознь и от каждого в отдельности записать недостающие слова.
Однако будет ошибкой, если слова песен вам будут просто рассказывать. Можно допустить много неточностей в записи песенного текста, если он фиксируется не в процессе пения.
Сложность записи слов песни заключается в том, что нужно успеть во время ее звучания «схватить на карандаш» все мелкие словесные детали, включая характерные перерывы в словах, вставные частицы и словосочетания. Важно также уловить своеобразие говора, оттенки языкового диалекта. Вот, например, запись первой строфы одной из южнорусских протяжных песен:

Ох, да вспомни, вспо...
Ох, да вспомни,
Да стар а й друг да прия...
Е-е-е, да приятель,
Э-ох, да свое прежнее
Ох, да прия... е-е-е...
Эх, да вот приятство.

Такая подробная запись поэтического текста поможет в дальнейшем правильно подтекстовать нотную расшифровку песни и тем самым сделать возможным использование данной записи в практике народных хоров, как материал композитору для обработки и так далее.
Существуют разнообразные способы сокращенной записи поэтических текстов песен. Наиболее простой и самый удобный способ убыстрения процесса записи слов — это подчеркивание повторяющихся элементов народного стиха. Например, поэтическая строфа песни выглядит следующим образом:

У нас во лугу, У нас во лугу,
У нас во лугу, во зеленом во лугу,
У нас во лугу, во зеленом во лугу.

В сокращенном виде запись того же отрывка народной песни может иметь такой вид: У нас во лугу, во зеленом во лугу. Недопустимо при скорописи не дописывать слова до конца, так потеряются многие тонкости произношения поэтического текста народными певцами.
Если же песня исполняется очень быстро и без повторов элементов стиха, можно попросить исполнителей спеть ее дважды, и в первый раз записать первые строки стихов, а во второй — пропущенные вторые.

А теперь перейдем к вопросу, как же осуществить запись технически, чтобы достигнуть лучших результатов.
У нас уже шел разговор о том, что собирателю при записи песен на магнитофон необходимо избежать «перегрузки». Для этого следует расположить микрофон на достаточно далеком расстоянии от певцов.
Группу исполнителей вы располагаете в одном углу, а сами усаживаетесь в противоположном. Попросив певцов спеть немного, собиратель настраивает аппарат: поворачивает ручку регулировки уровня записи настолько, чтобы стрелка индикатора уровня звучания не отклонялась дальше запретной красной черты.
Затем исполнителям необходимо спеться, «наладиться», прежде чем каждый определит свое место в ансамбле.
Имеет смысл зафиксировать с помощью магнитофона момент репетиции, поскольку небезынтересен для нас сам процесс становления песни, путь поисков лучшего, оптимального варианта звучания.
Когда вы почувствовали, что песня звучит уверенно, что певцы вспомнили и напев, и слова песни, вы прерываете репетицию и приступаете к основной записи.

Очень важно, чтобы перед началом звучания песен на магнитофонную ленту было наговорено собирателем в каком селе или деревне производится запись, указаны имена и возраст исполнителей, а перед каждым новым произведением названо его заглавие и жанр. Это поможет в дальнейшем согласовать данные, записанные в тетради, со звучанием песен на магнитофонной ленте.
Ни в коем случае не стесняйтесь прервать певцов, если они запели раньше, чем вы включили магнитофон. Извинитесь за нерасторопность и попросите их повторить песню сначала, потому что первый запев обычно бывает наиболее выразительным и заметно отличается от последующих. Бывают песни, имеющие один-единственный запев. Запись песни, лишенная начала, теряет почти всю свою ценность, она может считаться безнадежно испорченной, а работа проделана собирателем в таком случае напрасно.
Если песня протяжная и состоит из множества куплетов (строф), обычно имеет смысл прервать запись на середине, остановившись на 5— 6-м проведении напева. Так вы сэкономите время для записи других песен. Однако в том случае, когда песню исполняют мастера, богато варьирующие, обогащающие напев по мере его развития, следует записывать песню от начала до конца.
Во время работы с народными коллективами, состоящими из особо искусных и одаренных народных певцов, можно посоветовать способ многомикрофонной записи, все шире применяемой у нас при фиксации народного многоголосия. Он состоит в том, что участники ансамбля располагаются в одном помещении в некотором отдалении друг от друга. Перед каждым ставится отдельный магнитофон с обособленным микрофоном. В организации записи принимают участие несколько собирателей. По команде одновременно включаются все магнитофоны. Начинается исполнение песни, причем каждый микрофон улавливает звучание одного голоса на фоне остальных. Такая запись дает возможность перевести впоследствии на ноты мелодии каждого голоса в отдельности в условиях многоголосия.
Таким путем можно составить нотную партитуру, в точности отражающую малейшие оттенки народной творческой фантазии.
В случае, если песня сопровождается хореографическим движением, необходимо зарисовать и описать танцевальные фигуры. Для этого нужно попросить исполнителей, чтобы они показали, как водят хоровод, как танцуют кадриль, как разыгрывают шуточную сценку. В настоящее время разработаны различные системы записи танцев. Чтобы выбрать тот или иной способ записи, собирателю-любителю нужно познакомиться со специальной литературой.
Как уже говорилось в прошлом выпуске, запечатлеть хореографические народные композиции можно также с помощью фото- и киноаппаратуры.

На следующий день после записи народной музыки нужно тщательно проверить качество работы, чтобы можно было немедленно ликвидировать пробелы, довести до конца начатое и незавершенное.
Фольклористы-любители собирают чрезвычайно обширные песенные коллекции, обладающие большой научной и художественной ценностью. Например, заметный вклад в науку и музыкальную практику внес учитель из Ростовской области Рокачев-Вешенский. Его записи казачьего фольклора скопированы в фонотеке Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР. К ним обращаются композиторы и ученые. Некоторые песни в записи Рокачева-Вешенского вошли в репертуар Государственного ансамбля песни и пляски донских казаков и Академического хора русской песни Центрального телевидения и Всесоюзного радио.
В основном собиратели записывают песни в деревнях и селах, поскольку в сельской местности традиции народного искусства сохраняются лучше. Однако многое можно сделать и в городе. Нужно только суметь разыскать талантливых певцов.
Что необходимо сделать после окончания записи песен, чтобы ваш труд оказался полезным?
Во-первых, необходимо скомпоновать наиболее существенные заметки, содержащиеся в записной книжке и в дневниках, в форме письменного отчета об экспедиции. К этому документу обратятся впоследствии многие, если он отражает существенные стороны жизни фольклора.

Во-вторых, нужно записать данные о звучащих материалах в специальную книгу описей и пронумеровать песни. Каждая записанная песня в вашей коллекции должна иметь соответствующий инвентарный номер. Это поможет всегда без труда найти песню по тетради описей в указанном рулоне.
Кроме того, желательно завести несколько каталожных карточек, помогающих найти необходимую песню среди множества других. Как в книгах описи, так и в карточках должны содержаться идентичные данные, но выписанные по-разному: в книге — в столбик, а в карточках — последовательно сверху вниз.
Карточки, содержащие одни и те же данные, располагаются в различных картотеках. Наиболее важны для поиска алфавитная, жанровая и географическая картотеки. Потому что любителя или специалиста могут заинтересовать, в первую очередь, либо различные варианты одной песни, либо произведения народного творчества, принадлежащие к определенному жанру (календарные, свадебные, трудовые артельные, хороводные, современные песни), либо место записи песен.
Для формирования трех названных картотек достаточно напечатать на пишущей машинке под копирку на плотной бумаге определенного формата или аккуратно написать от руки три карточки одинакового содержания. Одну карточку вы поставите в соответствии с алфавитом первых букв названия песни в один каталожный ящик. В другой, имеющий разграничители с указанием жанров песен, вы поместите вторую карточку, а третья окажется в соседстве с карточками, содержащими сведения о песнях, записанных в определенном населенном пункте либо административном районе. Поскольку на каждой карточке указан инвентарный номер песни, в случае надобности вы легко найдете необходимую фонограмму по цифре, указанной на коробке рулона.
Итак, вы обладаете прекрасной коллекцией, содержащей записи разнообразных песен и инструментальной музыки. Что же, ваша работа завершена, и вы достигли совершенства?

Нет, потому что ваши записи мертвы. Они никому не известны и не могут служить общественным интересам.
Деятельный фольклорист ищет возможность поделиться впечатлениями о своей собирательской работе, рассказать заинтересованным людям о народных музыкантах, с которыми встречался, продемонстрировать лучшие песни из своей коллекции. Слушательская аудитория может быть при этом различной: любители народного искусства в клубе, старшеклассники в школе, колхозники во время отдыха в поле. Можно оформить свое сообщение в виде отчета о проделанной работе в том или ином селении. Можно подготовить тематические сообщения на разнообразные специальные темы, например: «Новые записи современных народных песен», «Как проходили старинные крестьянские праздники в нашем районе», «Свадебный обряд в нашем селе прежде и теперь», «Что нас привлекает в частушке». Интересное, содержательное сообщение собирателя может пробудить у слушателей особый интерес к культуре своего народа. Желательно также выступление собирателя по местному радио, телевидению. Но для того, чтобы фольклориста приглашали для проведения сообщений и бесед, он должен зарекомендовать себя знатоком предмета, интересным рассказчиком, живым собеседником.

Одна из важнейших практических задач, которые стоят перед собирателем-любителем — это поиски средств, с помощью которых лучшие произведения из собранной коллекции получили бы новую жизнь в исполнении коллективов художественной самодеятельности. Желательно обратиться за помощью к музыканту, который сделает нотную расшифровку магнитофонных записей. Тогда певцы или инструменталисты смогут разучить песню, инструментальную мелодию по нотам. Можно применить также и метод разучивания песни на слух, когда участники самодеятельного народного хора прослушают несколько раз звучание магнитофонной ленты и постараются повторить запомнившийся напев. Такая форма разучивания будет особенно естественной в тех условиях, когда хор работает над репертуаром, характерным именно для данной местности. Привычные с детства интонации будут привлекать своей родной, знакомой красотой. Освоение самодеятельностью местного народного песенного и инструментального репертуара имеет еще одну важную сторону: таким путем глубинные национальные традиции получат как бы дополнительную поддержку, что очень важно для сохранения национальных культурных ценностей.

Наиболее значительные материалы фольклориста-любителя, представляющие заметный общественный интерес, могут быть, подготовлены к изданию и опубликованию. Главный адрес, по которому можно обратиться за консультацией — это фольклорная комиссия Союза композиторов РСФСР.
В последние годы во Всесоюзном доме звукозаписи и на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» при содействии московских и ленинградских фольклористов проводится студийная запись лучших народных певцов и инструменталистов. Эти высококачественные звукозаписи используются в специальных радиопередачах. На их основе подготавливаются пластинки, составляющие серию под общим заголовком «Поют и играют народные исполнители». Некоторые из вокальных народных коллективов, приезжавших в Москву для фондовой звукозаписи, были рекомендованы собирателями-любителями. Как мы видим, в пропаганде лучших произведений фольклора немалую роль могут сыграть местные энтузиасты.
Собрать, сохранить общими силами памятники народного искусства, сделать их общественным достоянием — неотложная и благодарная задача.

Все вышесказанное относится к методике собирания русского музыкального фольклора. В то же время основные принципы работы, связанной с коллекционированием народной музыки других национальных культур, во многом сходны с вышеизложенными. Особенно много общего с принципами собирания русской народной музыки встретится в тех случаях, когда собиратель соприкасается с той или иной многоголосной национальной традицией. Разнообразные многокрасочные сочетания голосов в процессе хорового пения возникают, например, в украинских, мордовских песнях. Однако в каждом конкретном случае необходимо знать законы взаимодействия голосов в национальном народном ансамбле, чтобы правильно подобрать состав его участников.
При записи одноголосия задача усложняется необходимостью выявления талантливого солиста — исполнителя, обладающего наивысшим, среди окружающих, музыкальным мастерством.

У каждого народа имеются свои особые обряды и обычаи. Национальные черты музыкального фольклора раскрываются в оригинальном сочетании средств художественной выразительности, в каждом случае отражающем неповторимо индивидуальные свойства национального характера. Необычайно разнообразны исполнительские приемы, которыми пользуются народные музыканты разных народностей и народов. И все эти несметные богатства разрознены, скрыты и только внимательный, чуткий к порой неожиданным, причудливым проявлениям красоты человек сможет распознать, обнаружить, запечатлеть, сохранить шедевры народного искусства. Далеко не сразу можно научиться понимать ценность фольклора даже того народа, к которому сам принадлежишь, если с детства воспитан в правилах академической профессиональной культуры. Законы красоты, сложившиеся в европейской классической школе музицирования, во многом отличны от правил народной эстетики. Человека, получившего строгое городское воспитание, народное искусство иногда пугает своей необычайной яркостью, резкостью красок, непосредственностью. Можно заметить, что и у многих современных молодых людей, получивших образование в селе, складывается несколько пренебрежительное отношение к народной традиции. Почувствовать неповторимую прелесть музыкального искусства не просто. Пониманию выразительности народных художественных приемов надо учиться так же, как и пониманию законов классической музыки. И всегда уметь за необычностью, непривычностью музыкальных средств фольклора распознать их глубокую содержательность.

Особенно необходимо быть внимательным к фольклору численно малых народностей, населяющих нашу страну. Потому что в окружении более многочисленных соседей они постепенно утрачивают самобытность культуры, привыкая к языку и обычаям более представительной национальной группы. В то же время некоторые из малых народностей обладаю? очень древней культурой, оригинальной и самостоятельной. Если в вашей местности живут представители таких национальных групп, очень желательно зафиксировать с помощью магнитофонных записей примеры их народного искусства. Конечно, в первую очередь, сами представители этих национальных групп могут с наибольшим успехом собирать фольклор своего народа, поскольку им понятен его язык и обычаи.
Большую помощь взрослым в собирании музыкального фольклора могут оказать дети — при умелом руководстве наставников — учителей. В школьном музее краеведения желательно организовать уголок фольклора.

Трудно назвать и перечислить все разнообразные формы деятельности по собиранию народной мудрости, которые могут быть рождены живой жизненной практикой. Важно одно — тщательно продуманное и увлеченное собирательство, осуществляемое энтузиастами на местах, будет во многом содействовать сохранению памятников родной культуры. Хочется пожелать больших успехов любителям прекрасного, мудрого народного искусства.
В. Щуров