Сборники с нотами для голоса (меццо-сопрано) и фортепиано
Поет Майя Кристалинская
песни для голоса в сопровождении фортепиано
составитель И. Олинская
"Музыка", 1969г.
номер 6105
содержание:
Майя КРИСТАЛИНСКАЯ
Песни Майи Кристалинской любят не только слушать, их еще любят и напевать.
И случается, что, прозвучав на эстраде, песня начинает новую жизнь на
улице или в шуме городских площадей. И нередко в аллее парка, на бульваре
услышишь ее негромкий и чуть затаенный голос:
«.Все тот же двор, все тот же смех,
и лишь тебя не хватает чуть-чуть...»
Эти песни поют и дома, и в кругу друзей, но чаще за тонкими переборками
новых квартир слышится чей-нибудь одинокий голос. И узнаешь или «Детство
ушло вдаль», или «Нежность».
Песни эти и сами по себе хороши, но впервые они прозвучали, отозвались
в душе и запомнились благодаря Майе Кристалинской — певице редкого обаяния, пожалуй, уникальной способности петь для всех и в то же время для каждого.
Оттого-то они так легко, неприметно овладевают вами и потом заставляют
мучительно вспоминать слова и прозвучавшую на концерте мелодию.
Кристалинскую не только любят, ей отвечают доверием. Доверяют давно, может
быть, с того конкурса эстрады, где молодая исполнительница была удостоена
диплома. В то время один из журналистов писал: «Популярные микрофонные
певицы, делающие ставку на срепетированный шик и проверенную «искрометность»,
тускнеют рядом с этой обезоруживающей простотой и искренностью. Задушевными
хотят быть все, но для этого надо иметь что-нибудь за душой. Плюс, конечно,
и самую душу».
Эта простота, искренность и создавали ту атмосферу доверия, которая выше
успеха или неудачи отдельной песни. Надо сказать, что певица, кажется,
еще ни разу не обманула доверия своей аудитории.
Мир ее песен очень широк — здесь мы услышим и неуверенный еще голос девочки-подростка,
и первую счастливую тревогу юности, и зрелые раздумья молодой женщины.
Но о чем бы она ни пела, это всегда правдивый голос, голос честный, голос
человека наших дней с его мыслями о мире, с его острым чувством ответственности.
И от этого так близки нам эти песни, от этого такой удивительный и непринужденный
контакт певицы с аудиторией, когда нет нужды объявлять следующую песню
— она узнается по первым тактам вступления, и веселый шум аплодисментов
успевает пробежать по рядам, прежде чем певица пропоет или скажет (у Кристалинской
это всегда неожиданно и всегда очень кстати) первое слово.
Этот контакт, эта близость не исчезают и после концерта, — Кристалинской
пишут, пишут много, и что особенно интересно, пишут не только о ней, любимой
певице, !но вспоминают о людях, случаях из собственной жизни, о чем, по
их мнению, непременно должна она петь в будущем.
Большим успехом пользовалась ее программа, посвященная 50-летию Октября;
лучшей певицей года признали Кристалинскую телезрители в 1966 году; ее
песни давно уже шагнули за рампу эстрады и вышли в жизнь, в кипучую повседневность.
И думается, этот сборник песен Майи Кристалинской, где представлена небольшая,
но, как нам кажется, лучшая часть ее обширного репертуара, будет встречен
тепло не только почитателями таланта певицы, но и всеми, кто любит современные
советские песни. Нет нужды перечислять их названия, — откройте сборник,
и вы встретите знакомые песни и песни, которые еще только начинают жить,
вы найдете имена композиторов и поэтов — хороших и разных. Пусть эти песни
станут еще ближе всем, кому довелось услышать и полюбить добрый голос
Майи Кристалинской.
Н. ЖЕГИН