Поют лауреаты ленинского комсомола
София Ротару

Эстрада



Ноты для фортепиано популярных песен певцов, исполнителей
гитарные аккорды, тектсты песен

 

София РОТУРУ
Очерк

Песни с нотами

 

 

Вот уже полтора десятилетия радует своим темпераментным певческим искусством одна из ведущих эстрадных певиц София Ротару.

Всесоюзный успех пришел к Ротару в 1972 году, когда в эфире зазвучала «Песня о моем городе» молдавского композитора Евгения Доги. Голос был удивительным — поражала его сила и широта, необычайная звуковая насыщенность. В нем было столько обаяния и страсти, так он был раскован и волнующе хорош, что не приходилось сомневаться в счастливой судьбе молодой певицы.
А в августе того же года состоялись ее первые выступления в Москве в Центральном концертном зале. Пела она в составе ансамбля «Червона рута». Несколько дней трехтысячный зал не мог вместить всех желающих. Дебютируя на столичной сцене, Ротару меньше всего напоминала робкого новичка. Она пела так, будто это был самый главный концерт в ее жизни. Казалось, она долго копила душевные силы, чтобы выразить всю радость и боль без остатка.

Ротару хорошо чувствует природу буковинских и молдавских народных песен. Она и поет их, кстати, в исконно народной манере.

Популярная певица София Ротару
София Ротару


Наибольшие творческие удачи Ротару связаны с песнями гражданского звучания: «Баллада о матери», «Отчий дом» Е. Мартынова и А. Дементьева, «Родина моя» Д.Тухманова и Р.Рождественского, «Дадим шар земной детям» Д. Тухманова и Н. Хикмета, «Мой край» — слова и музыка Н. Мозгового. Для каждой из этих столь разнохарактерных песен певица выбирает самые необходимые краски. Ее ощущение песенного образа всегда точно и цельно.
Надо сказать, что Ротару прекрасно удаются и лирические песни, наполненные большим и глубоким чувством. Все их хорошо знают, они звучат по радио и телевидению, а шесть дисков-гигантов с лучшими из них выпущены многомиллионным тиражом.

Песни в исполнении С.Ротару
В родных местах


Ротару предстала перед любителями эстрады солисткой вокально-инструментального ансамбля, естественно, впитав в себя и современные ритмы, и «битовую» манеру исполнения. Неудивительно поэтому, что ее богатый природный голос в «оправе» модных исполнительских приемов так покорил молодежь. Вместе с тем молодая певица обнаружила и драматический талант актрисы. Тот, кто видел ее исполнение известной песни М. Блантера и М. Исаковского «Враги сожгли родную хату», наверняка сохранил в памяти впечатление огромной эмоциональной силы. Песня эта, написанная в 1946 году, спустя четверть века требовала иного подхода. Изменился слушатель — ведь в зале сидели не только участники войны, но, в основном, новое поколение, выросшее после войны. Для них горький рассказ о солдате, вернувшемся к родному пепелищу, стал историей, которая их впрямую, непосредственно не коснулась и, следовательно, не могла так волновать, как слушателей сороковых годов. Однако Ротару вместе с музыкантами ансамбля во главе с Анатолием Евдокименко смогла по-новому прочесть песню, придать ей характер балладности. Если для многих бывших фронтовиков песня связана с их собственной трагической судьбой и поэтому исполнялась ранее очень интимно, с болью и горечью, на негромкой щемящей ноте, то для молодой певицы семидесятых годов и ее слушателей-сверстников образ солдата был уже символом героического поколения, отстоявшего и подарившего им, молодым, мир. И образу-символу нужна была приподнятость, патетика. Но ведь песня камерная. Как же быть? Ротару смогла без ненужной аффектации и слезливого мелодраматизма найти, может быть, единственно верный тон, соединивший воедино пронзительный трагизм с философским раздумьем-обобщением, чтобы показать через судьбу солдата страшную бессмыслицу войны, которой никогда не должно быть! И этот яростный протест подтекстом звучит в темпераментном и вдохновенном пении Ротару -матери, Ротару — дочери солдата. И от ее пения сердцу было тесно в груди и ком стоял в горле.
Ротару очень музыкальна. Кажется, музыка переполняет все ее существо. Именно про таких говорят, что они родились певцами.

Ноты к песням Ротару
На концерте


Музыкальные способности Софии проявились рано. Это давало повод ее отцу — бригадиру виноградарей из буковинскго села Маршенцы Михаилу Федоровичу Ротару — говорить односельчанам: «Моя дочка обязательно станет артисткой!»
Со второго класса София пела в школьном хоре. В музыкальной школе училась игре на домре. Освоила и баян. В старших классах ее музыкальные пристрастия определились четче — пение стало главным. София регулярно занималась в вокальном кружке Дома культуры районного центра Новоселице, выступала с концертами в окрестных селах. Но особенно ей нравились домашние концерты: шестеро детей Михаила Федоровича, который и сам в молодости очень любил петь, составляли прекрасный хор. С упоением пели молдавские, буковинские песни. Может быть, те концерты и привели на профессиональную эстраду четверых детей старого виноградаря?

Первый успех пришел к Софии-девятикласснице. Тогда она получила диплом первой степени на областном смотре художественной самодеятельности и ее послали в Киев на республиканский конкурс. В столице Украины она вновь оказалась первой. Многим тогда запомнилась по-спортивному стройная девушка — несколько лет София занималась легкой атлетикой и даже завоевывала призы на районных и областных соревнованиях.

После победы на республиканском конкурсе Ротару твердо решила стать певицей и поступила в Черновицкое музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение (вокального там не было). В училище она много и охотно пела с оркестром народных инструментов. Однажды студенты Черновицкого университета пригласили ее в свой эстрадный оркестр, созданный при физико-математическом факультете. Там София впервые начала петь эстрадные песни.
В 1968 году, после окончания училища, Ротару делегировали в составе творческой группы в Болгарию на IX Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Приняв участие в конкурсе исполнителей народных песен, Ротару завоевала золотую медаль. Болгарские газеты тогда пестрели заголовками «София завоевывает Софию!» Такой успех, казалось, уже открывал дорогу на профессиональную эстраду. Но у певицы были и другие планы: она хотела поступить в консерваторию. Не получилось — из-за фестиваля опоздала на экзамены.

Скачать ноты для фортепиано к песням
С ансамблем «Верасы»


Три года Ротару преподавала в культпросвет-училище, вела занятия по теории музыки, хоровому дирижированию, общему фортепиано. Три года. А петь хотелось. И все больше манила эстрада.
София поступила в Кишиневский институт искусств. Продолжала петь и со студенческим университетским оркестром. Там она познакомилась с трубачом, будущим физиком-оптиком Толей Евдокименко, который вскоре стал ее мужем. Потом родился сын Руслан. И было уж совсем не до песен. Но Анатолий оказался единомышленником Софии и она стала усиленно заниматься вокалом, готовила репертуар. А выходить на профессиональную эстраду все еще опасалась, хотя со всех сторон слышались похвалы и комплименты.
Трудно сказать, сколько бы продолжались ее колебания, если бы однажды на репетиции студенческого оркестра не появился начинающий композитор Володя Ивасюк, студент Черновицкого мединститута. Он принес «Червону руту», песню, в короткий срок принесшую ему всесоюзную известность. Так София нашла «своего» композитора (впоследствии она записала несколько десятков песен В. Ивасюка).
«Червону руту» заметили на украинском телевидении и вскоре на экраны вышел фильм с одноименным названием, где Ротару выступила в главной роли. Успех фильма окончательно убедил Софию в правильности избранного пути. Вместе с мужем Ротару создает при Черновицкой филармонии ансамбль «Червона рута».

Дебют ансамбля состоялся в Звездном городке у космонавтов. А потом начались бесконечные гастроли по стране и за рубежом. Вышли первые грампластинки. Певица снялась в главной роли в двух художественных фильмах — «Где ты, любовь?» и «Душа».
В 1973 году Ротару приехала в Болгарию на фестиваль эстрадной песни «Золотой Орфей». И вновь ей сопутствовал успех — первая премия. В том же году Ротару присваивается звание заслуженной артистки Украинской ССР. На следующий год она становится лауреатом фестиваля в польском городе Сопоте. В 1976 году Ротару присваивается звание народной артистки Украинской ССР, а в 1985 — Молдавской ССР. За высокое мастерство и пропаганду советской песни певице в 1978 году присуждается премия Ленинского комсомола.