Ноты для фортепиано популярных песен певцов, исполнителей
гитарные аккорды, тектсты песен
«Я — счастливый человек»,— говорит о себе Рымбаева. И в этих словах нет
рисовки. Искусству казахской певицы рукоплескали зрители Прибалтики и
Закавказья, Дальнего Востока и Крайнего Севера. С успехом выступала Роза
на Кубе и в Болгарии, в Канаде и Чехословакии, в Польше и во Франции,
в Венгрии и Турции и во многих других странах.
Ее путь в искусстве удивительно ярок. В 21 год Рымбаева лауреат шести
международных и всесоюзных конкурсов, лауреат премии Ленинского комсомола
Казахстана, заслуженная артистка республики, делегат XVIII съезда ВЛКСМ,
участник международной конференции сторонников мира.
Подобных взлетов на нашей эстраде, пожалуй, и не упомнишь. И вместе с
тем судьба юной казашки из простой семьи железнодорожного рабочего Куаныша
Рымбаева обычна. Обычна, потому что юношам и девушкам любой национальности
в советской стране открыты все пути. А к наиболее талантливым и трудолюбивым,
как правило, приходит общественное признание.
Роза Рымбаева
Познакомился я с Розой в 1977 году, когда она только что прилетела из
Сопота, где хотя и стала лауреатом, но осталась недовольна своим выступлением.
Это и понятно — Рымбаева была триумфатором международного конкурса «Золотой
Орфей», обладательницей Гран при, а тут ее опередили несколько певцов.
Обидно. И все-таки Роза не искала виновных в своей относительной неудаче,
а винила, прежде всего, себя. «Возможно,— сказала она,— мне «помешала»
недавняя победа на «Орфее» — слишком успокоилась и не смогла трезво оценить
ситуацию».
А ситуация сложилась прелюбопытнейшая — в Сопот съехались такие «звезды»
европейской эстрады, как Лили Иванова, Здислава Сосницка, Хелена Вондрачкова,
Франк Шобель и другие. Можете себе представить накал борьбы, если в конкурсе
песен даже Лили Иванова заняла лишь третье место. А девятнадцатилетняя
дебютантка из далекой Алма-Аты вдруг успокоилась, расслабилась. И, в результате,
разошлась с оркестром, а когда спохватилась, было уже поздно.
Когда я лучше узнал бескомпромиссный бойцовский характер Розы, понял истоки
ее уверенности. Рымбаева — максималистка, по складу характера она победитель,
лидер. Внешне это почти никак не проявляется, тем более, что она очень
скромна, приветлива и тактична. Но внимательному взору откроется стальной
стержень ее характера и уверенность человека, познавшего свою силу.
Не раз встречался я с Розой в студии звукозаписи и всегда меня поражала
метаморфоза, происходившая с ней, как только она начинала петь. Только
что певица спокойно и внимательно выслушивала авторские указания и пожелания,
с почтительностью ученицы соглашаясь все исполнить. И вот она у микрофона.
С этого момента начиналась ее власть. Конечно, она выполняла указания
автора, но лишь в той мере, которую сама считала нужной. Потому что на
запись всегда приходит со своим видением и ощущением исполняемого произведения.
И ее трактовка часто бывает настолько убедительной, что авторы нередко
соглашаются с ней. Подходя к микрофону, Роза как бы переступает невидимую
черту, за которой — ее царство. Весь жар души, всю звонкость своего таланта
она щедро выплескивает в звуке, и такой внутренней силой веет от этой
хрупкой маленькой певицы, что невольно оказываешься во власти ее победительного
обаяния.
В Колонном зале
«Успех певца неразрывно связан с исполняемыми им песнями,— считает Рымбаева,—
и я, пристально вглядываясь в очень насыщенные годы жизни на эстраде,
выделяю два своих вершинных достижения — песни «Алия» и «Цвети, земля
моя». Эти песни высокого гражданского звучания позволили мне максимально
выразить свое отношение к таким общечеловеческим темам, как любовь к Родине,
борьбе за мир, верность памяти павших за родную землю».
Роза нашла «свои» песни, хотя надо признать, что приверженность к подобным
песням не характерна для нее. В программах певицы преобладают лирические
песни. И это объяснимо. Ведь она, несмотря на многочисленные победы,
еще молода. Мир ею воспринимается многокрасочным и улыбающимся. К тому
же рано пришедшее признание и ощущение неиссякаемости молодых сил невольно
окрыляют, рождая горячее желание поделиться со слушателями переполняющими
тебя счастьем и радостью. Душа ликует и песни сами рвутся на волю. Палитра
красок певицы ярка и мажорна. Так щедро и вдохновенно может петь только
любящий и счастливый человек.
В концертной студии «Останкино»
Роза очень доброжелательна, непосредственна и искренна в проявлении своих
эмоций. Если ее послушать, то все встречающиеся ей люди — удивительные
и замечательные. А рассказывает она о них восторженно, с сияющими глазами,
как будто встреча с ними — большое счастье для нее. После возвращения
Рымбаевой из Лейк-Плесида, где певица выступала перед олимпийской сборной
СССР, я спросил ее, какое впечатление произвели на нее зимние олимпийские
игры. «Да что там игры! — воскликнула она,— главное — это наши спортсмены.
Это такие замечательные ребята! Когда кто-нибудь получал травму, все сами
не свои ходили, переживали. Представляешь, какая дружба!»
Помнится, летом 1978 года во Дворце культуры имени Лихачева две недели
репетировали участники предстоящего Всемирного фестиваля молодежи и студентов
на Кубе. И среди них — Роза. В те дни я особенно часто встречался с ней
— мы готовились к записи моей песни «Цвети, земля моя». Роза торопила
меня — хотела, чтобы песня прозвучала в дни фестиваля. «Понимаешь,— говорила
она,— в песне есть строчка «вокруг меня земля друзей». Очень важно, чтобы
мы, молодые, чувствовали себя друзьями».
Вот такая она, Роза. И у нее действительно много друзей. В Чехословакии,
например, где она снялась в главной роли в художественном фильме, в Болгарии,
где она выиграла Гран при на «Золотом Орфее», в Турции, где Роза стала
лауреатом международного конкурса «Золотой микрофон». Впрочем, долго перечислять
десятки стран, где у Рымбаевой есть поклонники ее дарования и искренние
друзья. Душевная открытость и радушие привлекают многих людей к казахской
певице.
Роза выросла в дружной многодетной семье путевого обходчика Куаныша Рымбаева
и домохозяйки Айту Касьяновны. Шестеро детей — Роза четвертая — и у каждого
свой характер. На маленьком полустанке, где жила Роза, всего-то восемнадцать
домов и полтораста километров до ближайшего города, школы, естественно,
не было, и дети Рымбаевых учились в Семипалатинском интернате, а на выходные
дни приезжали домой.
С ансамблем «Гульдер»
В школе неугомонная Роза занималась всем, чем только можно,— спортивной гимнастикой, хореографией, пела в хоре, играла на домбре и ходила вдобавок в музыкальную школу учиться играть на кобызе. Удивительная музыкальность Розы — от родителей. Мать и отец играют на национальных инструментах, знают множество казахских народных песен. Да и старший брат Галым — музыкант: он окончил музучилище и преподает в райцентре — Георгиевке.
Жадная до всего интересного и по-хорошему честолюбивая, Роза всюду хотела
первенствовать. И чаще всего ей это удавалось. Как одну из лучших участниц
художественной самодеятельности Рымбаеву вместе с фольклорным ансамблем
Семипалатинска послали во Францию. А спустя год она участвовала в республиканском
конкурсе и завоевала свою первую награду — I премию и звание лауреата.
Эта победа открыла Розе дорогу в профессиональное искусство — ее пригласили
в эстрадный ансамбль Казахстана «Гульдер», возглавляемый Кабедином Туякаевым.
Именно в «Гульдере» певица прошла путь от «зеленого» новичка до известной
артистки. Здесь формировались ее взгляды, вкусы, артистический облик.
Всесоюзная известность пришла к Рымбаевой после участия в I Всесоюзном
телевизионном конкурсе «С песней по жизни», который она так блистательно
выиграла. Из ста тысяч писем телезрителей восемьдесят пять тысяч отдали
свои голоса Розе. А за год до этой победы певица была удостоена второй
премии в Риге на Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей.
Потом были звания лауреата в Сопоте, в Турции, дважды становилась победителем в Гаване. Но все же наивысший успех был в Болгарии, где Роза так эмоционально и искренне спела песню С. Байтерекова и Б. Тажибаева «Алия», посвященную Герою Советского Союза снайперу Алие Молдагуловой, погибшей под Сталинградом. Казашка Алия была сверстницей Розы и, может быть, потому с такой болью и страстью звучит голос певицы.
В последние годы Рымбаева вместе с мужем, Таскыном Окаповым, создала свой
ансамбль «Арай». Этот высокопрофессиональный коллектив весной 1983 года
стал одним из победителей VII Всесоюзного конкурса артистов эстрады в
Москве. Являясь по сути вокально-инструментальным ансамблем, «Арай» стал
для Розы полноправным партнером с богатыми тембровыми возможностями. Роза
постоянно ищет песни, которые помогли бы раскрыть полнее ее творческие
возможности. В концертных программах певицы, постоянно обновляемых, песни весьма разные. Очень, например, неожиданна была в ее исполнении песня
«Я — балерина», где Роза демонстрировала незаурядные хореографические
способности.
Активную творческую деятельность коммунистка Рымбаева сочетает с общественной
работой, являясь членом Советского Комитета защиты мира.
В 1984 году Роза Рымбаева была удостоена премии Ленинского комсомола,
а в 1986 году ей было присвоено звание народной артистки Казахской ССР.