Ноты для фортепиано популярных песен певцов, исполнителей
гитарные аккорды, тектсты песен
Осенью 1982 года по Центральному телевидению был показан фильм о двадцатилетней
грузинской певице Тамаре Гвердцители. Фильм начался с кадров, запечатлевших
юную певицу во время ее триумфа на международном фестивале политической
песни «Красная гвоздика» в городе Сочи, где она стала обладательницей
первой премии. А мне вспомнилась в тот момент поездка с Тамарой и съемочной
группой телевидения за неделю до конкурса в Сочи в древнюю крепость Джвари.
Посмотрев на синеющие в легкой дымке горы, причудливо сливающиеся у их
подножия Куру и Арагву, Тамара, не скрывая своего восхищения, прошептала:
«Как красиво!» Там, возле Джвари, она впитывала в себя красоту родного
края, чтобы потом на фестивале так страстно и глубоко излить ее в песне
«Цвети, земля моя».
Запомнился мне и урок у профессора консерватории Нелли Григорьевны Гачечиладзе,
кстати, начавшей заниматься с Тамарой еще с первых классов музыкальной
школы. В связи со съемками в телефильме ее ученице Гвердцители не удалось
как следует позаниматься дома, и вот отличнице-Тамаре пришлось выслушать
немало нареканий. В тот момент юная «знаменитость» меньше всего напоминала
любимицу публики. «А пианистка Тамара прекрасная,— сказала мне Нелли Григорьевна,—
если бы не эстрада, то с ее данными.»
Но выбор сделан. Сейчас выпускница фортепианного факультета Тбилисской
консерватории является солисткой эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио
Грузии.
Тамара Гвердцители
Что же привлекает слушателей в пении юной грузинки? Вероятнее всего, присущая
певческой культуре древнего народа удивительная музыкальность и какой-то
особый «нерв», привораживающий людей любого возраста. Ее пластичный голос
— то тихий, бархатистого тембра, то взвивающийся до звонкого форте — одинаково
уверенно звучит и в элегической грусти романсов, что в общем-то характерно
для грузинских певиц, и в экспрессивном «накале» гражданских и патриотических
песен /«Ветераны», «Цвети, земля моя», «Юность моя», «Как молоды мы были»/.
Столь широкая творческая амплитуда Гвердцители привлекает к ней композиторов.
Однако, неуклонно идя «по восходящей», Тамара не торопится записать на
радио как можно больше песен, а тщательно отбирает только те из них, которые,
не повторяя уже найденное, помогли бы выявить новые грани ее профессионального
мастерства. Поэтому в эфире, звучит сравнительно немного песен в исполнении
популярной певицы.
Музыкальная одаренность Тамрико — так зовут ее в Грузии — обнаружилась
в раннем детстве. Шестилетнюю девочку приняли в Центральную музыкальную
школу Тбилиси обучаться игре на фортепиано. Училась она с удовольствием
и всегда «на отлично». Но еще задолго до школы у Тамрико появилась любовь
к пению. Пела она самозабвенно — одна и с мамой. Любовь к домашнему музицированию
сохранилась у нее и по сей день — нередко певица, сев к роялю или взяв
в руки гитару, поет с мамой любимые грузинские народные песни.
Перед концертом
Когда Тамрико исполнилось десять лет, мама отвела ее во Дворец пионеров,
где тогда создавался ныне знаменитый детский вокально-инструментальный
ансамбль «Мзиури» («Солнечный»). Маленькая певица с успехом выдержала
первый экзамен — весьма непростой отборочный конкурс. Под руководством
заслуженного артиста Грузинской ССР Гурама Джаяни ансамбль «Мзиури» завоевал
всесоюзное признание, побывал с концертами в 12 странах, часто выступал
по радио и телевидению, выпустил свои грампластинки. А в 1976 году Тамара
вместе со своими подругами из «Мзиури» была награждена премией Ленинского
комсомола. Семь лет Тамрико провела в школьном ансамбле. «Это были самые
счастливые годы»,— как-то призналась певица. Школьницы не только пели,
но и танцевали и играли на различных инструментах — саксофоне, трубе,
ударной установке, рояле, синтезаторе, электрогитаре.
После окончания школы Тамрико, так же как и большинство ее подруг из «Мзиури»,
пошла учиться дальше, став студенткой Тбилисской консерватории по классу
фортепиано, но пение по-прежнему не бросала. Выиграв два республиканских
конкурса, третьекурсница Гвердцители завоевала право представлять Грузию
в Днепропетровске на Всесоюзном конкурсе молодых исполнителей советской
песни.
Пожалуй, впервые столь крупный творческий смотр выдвинул сразу несколько
самобытных талантов из разных республик — Эрну Юзбашян из Еревана, Ольгу
Пирагс из Риги, ивановское трио «Меридиан» и Тамрико Гвердцители. В остром
соперничестве едва ли не самая молодая из всех участников конкурса 19-летняя
Гвердцители завоевала вторую премию и звание лауреата Всесоюзного конкурса,
а вместе с наградами
На концерте
и право представлять Советский Союз на международном фестивале политической
песни «Красная гвоздика» в городе Сочи. Член жюри фестиваля кубинский
композитор и певец Осваль-до Родригес сказал тогда, что у такой певицы,
поющей не только голосом, но и сердцем, большое будущее.
Песни в исполнении Гвердцители зазвучали по радио и телевидению. Она стала
лауреатом телевизионного фестиваля «Песня-81», участницей «Голубого огонька»,
посвященного Международному женскому дню.
1982 год принес новый успех двадцатилетней певице — она стала лауреатом
Международного конкурса эстрадной песни в Дрездене и вновь с песней «Цвети,
земля моя».
За творческие достижения и пропаганду советской песни Т. Гвердцители награждена
премией Ленинского комсомола Грузии.
Известность певицы растет. Ее приглашают на гастроли в Чехословакию и
Болгарию, в ГДР и Венгрию. Летом 1982 года Гвердцители была гостьей Всепольского
фестиваля советской песни в городе Зелена Гура, а зимой 1984 года выступала
перед советскими спортсменами на Олимпиаде в югославском городе Сараево.
В том же году она записала свой первый «гигант».
Общительная и приветливая молодая певица много и охотно выступает с шефскими
концертами перед воинами и строителями, металлургами и механизаторами.
И ей не нужен ансамбль или оркестр — она сама прекрасно аккомпанирует
себе на рояле или гитаре.
Осенью 1984 года Гвердцители вместе с группой советских артистов выступала
в Афганистане перед советскими воинами, выполняющими свой интернациональный
долг. «Чаще всего в Афганистане спутницей моей была гитара»,— сказала
Тамара, вернувшись из двухнедельной поездки.
Уже в первые годы учебы в консерватории Гвердцители активно занималась
комсомольской и общественной работой, являясь членом бюро райкома и членом
Тбилисского горкома комсомола. В апреле 1982 года на XXXII съезде комсомола
Грузии она избирается членом ЦК комсомола республики и делегируется на
XIX съезд ВЛКСМ. А в мае в Москве на съезде комсомола страны Тамара Гвердцители
становится членом ЦК ВЛКСМ.
С Марией Брегвадзе
В день открытия съезда Тамара выступила перед делегатами в праздничном
концерте в Кремлевском Дворце съездов. Специально к XIX съезду певица
записала новую комсомольскую песню «Юность моя», получившую признание
у слушателей. А вскоре на экраны страны вышел документальный фильм «Молодые
хозяева страны», посвященный этому событию. Песня «Юность моя» в исполнении
грузинской певицы стала музыкальной лейттемой этого фильма.
Исполнительской и общественной работой не исчерпываются интересы Тамары.
Она еще и композитор. В годы учебы в консерватории Гвердцители факультативно
занималась композицией, а получив диплом пианистки, вновь поступила на
композиторский факультет. Тамара пишет фортепианные миниатюры, сочиняет
и песни. На торжественном концерте в Тбилиси, посвященном 60-летию Грузинской
ССР, восемнадцатилетняя Гвердцители исполнила с хором и симфоническим
оркестром собственную песню «Мравалжамиер»/«Заздравная»/ на стихи известного
грузинского поэта Галактиона Табидзе:
Лейся, песня, что восславила тебя,
Родина моя!
Взвейся, знамя, что прославит тебя,
Родина моя!
«Старт» молодой грузинской певицы был очень ярким и впечатляющим. Ее
творческий потенциал полностью еще не раскрылся. Но уже сегодня ясно —
на нашей эстраде появилась яркая исполнительница со своим неповторимым
творческим лицом, со своей четко выраженной жизненной позицией.
Осенью 1984 года в день рождения комсомола Тамара Гвердцители была удостоена
премии Ленинского комсомола.