Эстрадные исполнители, песни, ноты, очерки
— Как я стала певицей? — Людмила задумывается.—Пожалуй, случайно. Хотя, надо признаться, с детских лет любила слушать пение своего деда, обладавшего прекрасным голосом. Да и сама в школьные годы частенько пела цыганские романсы. Однако не меньше любила танцы и театр. Нравилось еще заниматься аппликацией и росписью — ведь школа была с художественным уклоном.
Именно это увлечение и привело ее в Воронежский комбинат рекламы, где
она стала работать художником-оформителем. Иногда пела в художественной
самодеятельности Дворца культуры им. 50-летия Октября.
Однажды в Комбинат пришли артистки ансамбля «Воронежские девчата» и заказали
Рюминой кокошники. Работа молодой художницы понравилась. Разговорились
и выяснилось, что ансамблю нужен низкий голос, возможно, такой, какой
у Люды. Она пришла в филармонию, ее прослушали и. предложили работать
в коллективе. Согласилась не сразу. Однако любовь к песне и вера в свои
силы возобладали.
Пять лет работы с опытными музыкантами — а «Воронежские девчата» к тому
времени уже были лауреатами Всемирного фестиваля молодежи и студентов
в Софии — стали для Люды школой профессионального мастерства. Она побывала
с ними в гастрольных поездках во многих уголках страны, выступала перед
тружениками в цехах заводов и на полевых станах. Эти встречи со слушателями
помогли лучше узнать духовный мир современников, а главное — позволили
понять, что русская народная и советская песня по-настоящему любима народом
и занимает в жизни человека важное место. А ради этого стоило недосыпать
в поездах и самолетах, мерзнуть в оленьих стойбищах и на трассах БАМа.
Огромная концертная практика выработала в ней необходимые для сценической
деятельности качества. Появилась уверенность. И все же молодая певица
ощущала отсутствие профессионального музыкального образования. Настойчивость
ее была вознаграждена — девушку приняли в московское музучилище им. Ипполитова-Иванова,
на отделение русского народного пения в класс педагога Валентины Ефремовны
Клодниной, научившей Рюмину творчески мыслить. Люда безоговорочно поверила
своей наставнице, а та щедро делилась с ученицей секретами своего мастерства.
Иногда Клоднина сама пела на уроках песни, да с таким артистизмом, что
студентка только диву давалась. Валентина Ефремовна подчеркивала, что
надо не любоваться красотой собственного голоса, а подчинять все выразительные
средства созданию полнокровного песенного образа. Раскрепостился, ярко
и сочно зазвучал голос молодой певицы, осмысленнее стала трактовка песенных
шедевров, созданных народом.
Среди своих наставников Людмила выделяет и Л. Ф. Суханову, передавшую ей свою любовь к старинному русскому фольклору, Любопытно, что в репертуаре Рюминой большинство песен малоизвестных и, к сожалению, незаслуженно забытых. Певица идет непроторенным путем, выискивая в неисчерпаемой песенной кладовой новые для слушателя песни. Рюмина в совершенстве овладела диалектами разных областей России — здесь и сочный воронежский распев, и благородство рисунка северных мелодий. Она тщательно изучает опыт мастеров прошлого — Н. Плевицкой, А. Вяльцевой, Л. Руслановой.
Результаты этой подвижнической работы не замедлили сказаться — в 1975
году Рюмина становится лауреатом III Московского молодежного фестиваля
русской народной и советской музыки. В 1978 году получает диплом лауреата
XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване, а год спустя завоевывает
вторую премию VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Ленинграде.
Отличительная черта Рюминой — стремление к неустанному творческому поиску,
постоянная неудовлетворенность собой, желание уйти от устоявшихся штампов,
ее певческая техника постоянно совершенствуется. Именно поэтому она после
училища окончила музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, в
котором ей посчастливилось учиться у выдающегося хормейстера и педагога
народной артистки СССР Н. К. Мешко, а в 1987 г. певица завершила учебу
во втором вузе — ГИТИСе на факультете режиссеров эстрады.
Солистку Москонцерта Рюмину трудно застать в столице. Ее можно встретить
с гастролями в.Бурятии, на берегах Байкала, на трассах БАМа в Северо-Байкальске
или в Нижне-Ангарске. Певица выступает с шефскими концертами на Красноярской
ГЭС, перед нефтяниками Тюмени или перед моряками Владивостока.
С искусством исполнительницы русских народных песен знакомы слушатели
стран Латинской Америки и Африки/Франции и Швеции, Канады и Испании, Италии
и Португалии, Афганистана и Финляндии. Побывала она с концертами во всех
социалистических странах.
В 1984 году Всесоюзная фирма грамзаписи
«Мелодия» выпустила диск-гигант Рюминой, куда вошли 14 русских народных
песен в большинстве своем почти не известных широкому слушателю: «Олень
— золотые рога», «Проснулась свет-Марьюшка», «Вавила», «Кабы не цветы
да не морозы» и другие. И хотя эти записи имеют немало достоинств, уже
спустя два года Рюмина говорила, что многие спетые ею песни сейчас хотелось
бы спеть по-другому. Эта высокая требовательность к своему творческому
труду не дает певице остановиться на достигнутом и, в свою очередь, помогает
находить всё новые краски и нюансы.
Как-то на одном из концертов Людмила спела знаменитую руслановскую песню
«Валенки». Первый куплет скопировала
с манеры Руслановой, а все последующие спела по-своему. «Я пою первый
куплет «Валенок» «под Русланову» потому, что хочу напомнить людям, кому
они обязаны появлением этой песни, отдать таким образом дань уважения
ее первой исполнительнице, — говорит Рюмина. — Кроме того, в этом мне
видится преемственность творческих традиций.»
Певица всегда выбирает песни, которые по-настоящему волнуют ее душу, находят
отклик в сердце. Любовь к народной песне пробудила в ней страсть исследователя
— поэтому в доме Рюминой так много книг о русском фольклоре, сборников
со старинными и современными русскими песнями, частушками, прибаутками,
колядками, былинами. «Чем больше я погружаюсь в изучение народной песни
— этот бездонный океан мудрости народа, переживаний, горестей и радостей,
тем богаче я становлюсь, — говорит певица.— Сколько разнообразия в этом
понятии — русская песня. Это колыбельные и причитания, пестушки и потешки,
заклички и приговорки, частушки и величальные, свадебные и шуточные песни.
А плачи! А, М. Горький посвятил очерк знаменитой олонецкой вопленице И.
Федосовой, знавшей 30 тысяч различных плачей. Пожалуй, мало какой еще
народ создал такое необычайное богатство. А сколь прихотливы и красивы
мелодии, ритм, какая глубина чувств, как высоко величие духа народа!»
В последние годы большую помощь в выборе репертуара, построении программ
и в сценическом воплощении песен оказывает Рюминой режиссер Москонцерта
Валентина Николаевна Гринченко. Она стремится превратить концертные программы
в песенные спектакли с четко выстроенными мизансценами, с единой драматургической
линией, с психологически оправданной пластикой. Одной из удачных программ
такого рода стал «Венок свадебных песен разных областей России».
Сравнительно недавно Рюмина стала включать в свой репертуар и песни
советских композиторов, специально пишущих для нее — Е. Птичкина,
Ж- Кузнецова, Б. Моиасыпова, В. Комарова и других. Эти песни хорошо сочетаются
в программах со старинным фольклором. Для их исполнения подчас требуются
классические приемы вокализа — овладеть ими помогает опытный педагог Елена
Николаевна Носкова.
В 1981 году солистка Москонцерта Людмила Рюмина за высокое исполнительское
мастерство и пропаганду русской народной песни была удостоена премии Ленинского
комсомола, а в 1985 году — звания заслуженной артистки РСФСР.